ЗАО «Банк Русский Стандарт» начал свою деятельность в 1999 году на базе бывшего «Агроошторгбанка». В марте 2000 года банк начинает реализацию проекта кредитования физических лиц (проект «Розничный кредит») и становится первым российским банком, который начал внедрять потребительские кредиты как массовый продукт. А с середины 2001 года банк начинает эмиссию банковских карт.
ЗАО «Банк Русский Стандарт» придерживается самых высоких стандартов корпоративного управления и корпоративной этики. Менеджмент Банка следует международным принципам управления и прозрачности ведения бизнеса.
ЗАО «Банк Русский Стандарт» — ведущий частный Банк на рынке кредитования населения; кредитные программы более чем в 1500 населенных пунктах страны; более 25 млн. клиентов — частных лиц; более 35 млн. банковских карт; около 45 млрд. долларов выданных кредитов; собственная клиентская сеть самообслуживания; более 4000 банкоматов и терминалов; более 180 подразделений; эксклюзивный эмитент иэквайер карт American Express® на территории Российской Федерации с 2005 года; стратегический партнер Diners Club International по выпуску и обслуживанию карт Платежной системы на территории Российский Федерации.
Управленческая структура Банка, политика и бизнес-процессы построены таким образом, чтобы обеспечить эффективность и прозрачность принятия решений и осуществления бизнес-процессов.
Залог успеха — команда высокопрофессиональных менеджеров, обладающих богатым опытом работы в российской финансовой системе. Сотрудники Банка нацелены на предоставление максимально открытого доступа к финансовым услугам и наилучшего уровня сервиса.
На сегодняшний день ЗАО «Банк Русский Стандарт» входит в десятку лидеров отечественного банковского сектора по основным финансовым показателям. Банк позиционируется на финансовом рынке как крупнейший универсальный сетевой банк федерального уровня, предоставляющий наиболее широкий спектр финансовых продуктов и услуг на всей территории Российской Федерации. В их числе - традиционные депозитные вклады, потребительское, ипотечное и автокредитование, инвестиционные услуги, страховые продукты. В настоящее время во всех филиалах и отделениях ЗАО «Банк Русский Стандарт» унифицирован продуктовый банковский ряд и введены единые конкурентоспособные тарифы.
Одним из приоритетных направлений деятельности банка является потребительское кредитование. Банк ориентируется на широкий круг клиентов, поэтому предлагает весь спектр услуг по кредитованию на оптимальных условиях. В любом отделении банка можно получить кредиты на различные потребительские цели наличными в день обращения, а также получить кредит на предметы бытовой техники, интерьера, одежду и другие товары, находясь в здании торговой точки. На сегодняшний день банк предлагает следующие специализированные программы кредитования: экспресс-кредитование на покупку товаров и услуг в организациях партнерах банка. Данный вид кредита характеризуется оперативностью и упрощенной процедурой оформления; автомобили в кредит в любых автосалонах-партнерах банка — удобный способ получить желаемый автомобиль при недостаточности средств на его покупку и простота его получения, так как в ЗАО «Банк Русский Стандарт» наиболее выгодные простые условия без дополнительного страхования приобретаемого автомобиля; кредит по пластиковым картам. На выбор клиентам предлагается целый ряд тарифных планов и несколько наиболее распространенных международных платежных систем; традиционный кредит наличными на неотложные нужды.
Пик популярности потребительского кредитования пришелся на 2003-2005 годы. Тогда количество заемщиков возросло с 200 тысяч до 5 миллионов, а объем заимствованных средств - с 300 миллионов долларов до 2.5-3 миллиардов. Начиная с 2006 года, процесс замедлился, поскольку наступило частичное «потребительское» насыщение.
Сегодня предложение потребительского кредитования велико, между кредитными организациями идет жесткая конкуренция, а прибыли снижаются. Чтобы оставаться лидером банку требуется постоянное обновление кредитных продуктов в соответствии с требованиями рынка. С осени 2011 года банк отменил комиссии за ведение счета, и теперь условия кредитования стали наиболее понятными для заемщиков. Рассмотрим наиболее распространенные и востребованные кредитные программы ЗАО «Банк Русский Стандарт».
Банк имеет очень развитую сеть сотрудничества с торговыми организациями, в которых оформляются кредиты на товары и услуги. Количество точек присутствия банка в магазинах более 46 тысяч по всей России. Оформление кредита происходит на условиях стандартных и совместных акций, всего в арсенале банка на данный момент более 60 предложений на выбор торговых организаций и клиентов. Реализация совместных акций осуществляется путем заключения банком отдельных договоров (с каждым юридическим лицом, участвующим в совместной акции), на период ее проведения. Каждой компании, включающей в себя более одной торговой точки, присваивается дополнительный код торговой сети по кодификатору банка. Оформление кредита в рамках совместной акции происходит под кодом торговой точки. В качестве товаров, которые могут участвовать в совместных акциях, компания самостоятельно выбирает наименования товаров, входящих в этот перечень. При этом компания компенсирует банку падение доходности по кредитам, предоставленным по совместной акции, путем уплаты общей платы за организацию безналичных расчетов.
Для сотрудника, оформляющего кредиты, основанием для оформления кредита в рамках совместной акции является соответствующая отметка менеджера торговой точки на товарном чеке. В таком случае оформляющий кредит сотрудник проводит всю операцию под кодом торговой точки, участвующей в совместной акции.
Основные требования к заемщикам: гражданство РФ; постоянная регистрация по месту жительства в регионах присутствия банка; возраст от 25 до 65 лет; наличие двух контактных стационарных телефона (например: домашнего и рабочего).
Документы необходимые для оформления кредита: паспорт гражданина РФ. Кредит оформляется непосредственно в торговой организации. Покупатель выбирает понравившейся ему товар, оформляет у менеджера торговой организации товарный чек. Затем сотрудник банка знакомит клиента с условиями кредитования, проверяет предоставляемые им документы, заполняет анкету со слов клиента, передает анкету на подпись клиенту. Анкета проходит скоринговую систему оценки. В случае положительного решения клиент подписывает кредитный договор и график платежей, вносит сумму первоначального взноса в кассу торговой организации и забирает покупку. Оставшуюся стоимость товара банк переводит торговой организации безналичным путем.
«Русский стандарт», занимающий первое место среди российских частных банков по объемам предоставленных населению кредитов, резко сократил их выдачу. В октябре объем кредитов физическим лицам в «Русском стандарте» снизился на 5,26% - с 106,4 млрд. до 100,8 млрд. рублей. С учетом просроченной задолженности объем кредитов уменьшился еще больше - на 8%, с 132,1 до 121,8 млрд. рублей. Объем вкладов физических лиц в «Русском стандарте» также сократился - на 10%.
Конкуренты «Русского стандарта» в условиях кредитного кризиса тоже уменьшили выдачу займов. К примеру, объем выданных физ. лицам средств у «Русфинанс Банк» снизился на 5,8%. Банки сокращают выдачу кредитов, поскольку опасаются роста невозвратов в условиях кризиса.
Финансовый кризис негативно сказался на российских кредитных организациях и подорвал доверие к ним со стороны вкладчиков. Ранее сообщалось, что отток вкладов из 32 крупнейших российских банков составил в октябре 9,2% от общего объема вкладов.
2.2 Анализ кредитных продуктов, предоставляемых на потребительские цели
Субъектами кредитных отношений являются физические лица (заемщики), а в лице кредитора выступают банки, другие кредитные учреждения (ломбарды, пункты проката и другие предприятия и организации).
Между банком и населением может существовать и посредник, например торговая организация, однако при этом содержание потребительского кредита не изменяется.
Объектом кредитования являются расходы, связанные с удовлетворением спроса населения текущего характера, в том числе приобретения товаров в личную собственность, а также расходы капитального (инвестиционного) характера на строительство и поддержку недвижимого имущества.
Детального регулирования потребительского кредита со стороны государства по сравнению с другими формами кредита в основном проявляется в регулировании процентных ставок, сроков, сдерживания принципов социальной справедливости, доступности кредитов. Более подробное регулирование обусловлена тем, что потребительский кредит связан с потребностями населения, уровнем его жизни.
Потребительский кредит - это кредит, который дает: возможность получить те вещи, которых без использования кредита нужно было бы долго ждать, или же которые были бы недоступны для получения; гибкость - делать приобретение товаров в удобное время, даже тогда, когда потребитель не имеет в своем распоряжении необходимой суммы наличности; безопасность - когда человек покупает или путешествует, кредитные карточки являются более удобным и надежным средством платежа по сравнению с наличными расчетами; помощь - потребительский кредит позволяет оплачивать непредвиденные срочные расходы (ремонт автомобиля после аварии и т.п.).
Обзор рынка потребительского кредитования в РФ на современном этапе.
Рынок потребительского кредитования развивается в нашей стране очень быстрыми темпами, население оценило преимущества кредитования перед накоплением денег и многие банки делают акцент на это направление. В условиях жесткой конкуренции банки борются за каждого клиента и стараются предложить более выгодные условия кредитования, улучшают качество обслуживания, расширяют сервис и дополнительные сопутствующие услуги. Кредиты сейчас предусмотрены на все случаи жизни: на отпуск, учебу, покупку автомобиля или квартиры, бытовую технику можно приобрести в магазине с помощью экспресс - кредита за считанные минуты.
По данным Центрального Банка РФ по состоянию на 01.05.2014 года объем выданных кредитов физическим лицам достиг 1 928 829 млн. рублей. Автокредитование набирает обороты, а пластиковые карты наоборот показывают незначительную динамику роста. Лидером рейтинга по кредитованию физических лиц остается «Сбербанк», объем выданных кредитов которого достиг 3332,8 млрд. рублей, а прирост за год составил 20,8%. Банк «Русский Стандарт» по итогам 2013 года занимает четвертое место, выдавший кредитов на 269,6 млрд. рублей.
Развитие экономики и увеличение доходов населения положительно сказались на росте кредитного рынка. Это позволило расширить круг потенциальных заемщиков, как за счет увеличения числа клиентов, которые могут обратиться за кредитами и в отношении которых будет принято положительное решение, так и в росте предложения платных услуг, которыми они могут воспользоваться. По некоторым данным число таких потребителей за 2013 год возросло более чем вдвое: с 31% до 34%.
К основным факторам роста можно так же отнести все большее проникновение банковских услуг в регионы, где экономическая ситуация улучшается. Так, по данным Центрального Банка, доля кредитов в суммарном объеме выданных банковским сектором кредитов за 2013 год повысилась с 19,3 % до 22,8 %. Конкуренция на региональных рынках не так высока, а число кредитоспособного населения растет. При этом, стоит отметить, что все чаще в виде перспективных городов рассматривают не только административные центры, где чаще всего уже присутствуют крупные федеральные банки, но и средние по количеству жителей населенные пункты.
В крупных городах, с насыщенным рынком банковских услуг, появилась тенденция к обострению борьбы за уже существующих клиентов. Это дало толчок к развитию программ лояльности банковских клиентов, как в виде предоставления льгот и скидок при повторном обращении, так и в повышении сервиса обслуживания. Значительное влияние на рынок оказало вступление в силу требование ЦБ о раскрытии эффективной процентной ставки. Это привело к пересмотру большинством банков своих программ, многие при этом отказались от комиссий. В краткосрочной перспективе данное требование усложнило жизнь ряду банков, но с точки зрения рынка в целом в средней и долгосрочной перспективе эта мера должна оказать позитивное воздействие, так как будет стимулировать развитии конкуренции, внедрение новых технологий, продуктов и услуг. С другой стороны, это положительно сказалось на росте финансовой грамотности населения. За последний год заемщики стали более осведомленными в сфере потребительских кредитов. Этому способствовали и раскрытие эффективной ставки с 1 июля 2011 года, и большое количество публикаций в СМИ по вопросам потребительского кредитования. Следует отметить, что государственные службы стали более тщательно следить за банковским сектором.
Во второй половине прошлого года отрицательное влияние на рынок кредитования в России стал оказывать кризис на зарубежных финансовых рынках. В условиях отсутствия доступа к дешевым иностранным рынкам капитала многие банки стали сталкиваться с проблемами ликвидности. Это появилось в ужесточении требований к заемщикам, повышению процентных ставок, а многие банки и вовсе приостановили некоторые кредитные программы. Также это сказалось и на поведении населения, потребители стали стремиться взять больше кредитов и как можно быстрее из-за опасения возможного роста процентных ставок и введения ограничений на выдачу кредитов. В данный момент ситуация немного стабилизировалась, банки стали находить новые источники формирования ресурсов, в частности за счет своих клиентов: начали активно продвигать депозитные продукты.
Основной точкой роста рынка кредитования физических лиц, не считая ипотеки, является автокредитование. По оценкам агентства РБК. Рейтинг его рост за 2013 год составил около 74%, а объем рынка достиг 615 млрд. рублей. При этом по данным участников рынка около 45-50% всех проданных автомобилей в России был приобретено в кредит.