Современная жизнь тесно связана с непрерывной интенсификацией производства и расширением масштабов хозяйственной деятельности общества. Это вызывает интерес к экологическим проблемам, а в частности, к прямому и побочному влиянию производственной деятельности людей на состав и свойства атмосферы, тепловой режим планеты, радиоактивный фон, загрязнение водоемов и снижению запасов невозобновляемых сырьевых и энергетических ресурсов, а также выделению в атмосферу большого количества неперерабатываемых биохимических и токсичных отходов, значительному антропогенному воздействию, а самое главное – влиянию экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд людей. Самыми сложными для решения являются проблемы восстановления нарушенных антропогенной деятельностью экосистем. Выход из создавшегося положения, видимо, лежит в практическом исключении нарушающих биоту технологий
Читать дальше
Существуют различные подходы к определению понятия экологического учета, как важного элемента в системе экологического менеджмента.
Исходя из сущности экологического учета и предложенного автором определения экологического контроллинга, можно сделать вывод, что основным поставщиком информации для системы экологического контроллинга является экологический учет, который включает в себя экологический финансовый учет (ЭФУ) и экологический управленческий учет (ЭУУ), а также отчетность по экологическим показателям и экологический аудит. Экологический управленческий учет является внутренней функцией организации, в отличие от финансового учета, представляющего стандартизированную учетную информацию, включающую экологические аспекты, в форме бухгалтерской отчетности для внешних пользователей. В отличие от финансового экологического учета, управленческий экологический учет не поддается в такой же степени узаконенному регулированию.
Таким образом, экологический учет - это новое направление бухгалтерского учета, а его повсеместное использование позволит на уровне предприятий, являющихся природопользователями, активизировать практическую природоохранную деятельность.
Экологический учет можно представить как упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в натуральном и денежном выражении о природных ресурсах, экологических обязательствах, хозяйственных операциях природоохранной деятельности организации путем сплошного непрерывного и документального учета природопользования хозяйствующего субъекта. Основой экологического учета может служить только достоверная и исчерпывающая информация первичного учета и надлежаще организованного оперативно-технического учета.
Учет расчетов по платному природопользованию в значительной мере зависит от надлежащей организации первичного и оперативно-технического экологического учета, которые, по нашему убеждению, должны стать основой становления и развития экологического учета на предприятии с его финансовыми и управленческими аспектами в системе бухгалтерского учета.
Экологическая информация, по нашему мнению, должна представляться в двух аспектах: количественно-качественном и затратно-стоимостном.
Согласно другому определению экологический учет – это система, которая должна использоваться для выявления, организации, регулирования и представления данных и информации о состоянии окружающей среды в натуральных и стоимостных показателях.
Система экологического учета, как стандартная система учета, должна показывать реальное состояние и динамику природных объектов, способствовать взаимодействию между экономикой и окружающей средой, отражать расходы на природоохранные мероприятия и возмещение нанесенного ущерба.
Ведение экологического учета должно способствовать разработке наиболее оптимальной системы распределения расходов на охрану окружающей среды.
Читать дальше
Согласно ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экономическое регулирование природоохранной деятельности включает планирование, финансирование. Охрана окружающей среды может быть частью мероприятий, запланированных на какой-либо территории. Например, частью территориального планирования и градостроительного зонирования, регулируемых актами градостроительного законодательства.
Наряду с этим охрана окружающей среды может быть разделом (частью) социально-экономического планирования развития территории как Российской Федерации в целом, так и отдельных ее частей. Типичным примером здесь является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), включающая в себя ряд мероприятий в области охраны окружающей среды.
Аналогичное планирование может осуществляться и на уровне субъектов РФ. Так, Прогноз социально-экономического развития Брянской области на 2012 год и на период до 2014 года содержит раздел «охрана окружающей среды», где предполагаются определенные параметры негативного воздействия на окружающую среду в будущем.
В России действует целый ряд Федеральных целевых программ, определяющих цели и перечень необходимых действий в сфере охраны окружающей среды, таких как, «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года», «Чистая вода» на 2011-2017 годы», «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы».
Тем не менее, множество направлений остаются пока не затронутыми. Например, в нашей стране актуальной задачей является снижение ущерба, наносимого окружающей среде выхлопными газами автотранспорта. Уличные посадки деревьев и кустарников более других подвержены сильному влиянию различных антропогенных факторов, главными из которых являются выхлопные газы. Они негативно воздействуют как непосредственно на деревья, почву, так и на людей и животных. Сами уличные деревья выполняют ряд важных защитных функций.
Читать дальше
Экологический аудит можно определить как инструмент экологического контроля и элемент экологического менеджмента; с другой стороны это проверка бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций, платежной документации предприятий.
В передовых странах необходимость экоаудита признана на государственном уровне. В частности, американский и европейский экоаудит характеризуется экономической эффективностью, его отличает наличие заинтересованности крупных предприятий, общественных организаций и чиновников. В России же экологический аудит находится ещё на стадии развития и чаще всего применяется по инициативе контролирующих органов.
Заключительным этапом экологического аудита является проверка экологической отчетности организации. Цель аудита – выражение профессионального мнения о достоверности показателей статистической (экологической) отчетности.
В задачи аудита входит контроль за:
1. соответствием отчетности организации установленной форме;
2. правильностью и полнотой заполнения форм отчетности;
3. своевременностью предоставления экологической отчетности.
Решение задач осуществляется посредством последовательного выполнения аудиторских процедур.
Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической отчетности влечет ответственность, установленную ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, а также ст. 3 Закона РФ «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1.
Читать дальше
Заключение
Подводя итоги, необходимо отметить важность существования и совершенствования экологического учета и отчетности на предприятиях. Такие меры позволяют контролировать процесс взаимодействия человека с окружающей средой, делать соответствующие выводы на государственном уровне.
Чтобы остановить наступление экологической катастрофы, необходимо прежде всего сформировать новое мировоззрение. Всему мировому сообществу, в том числе России, необходимо перестать относиться к природе как к объекту эксплуатации, а научиться относиться к ней бережно.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в 1993 году согласованы требования к созданию Схемы экологического менеджмента и аудирования; предприятия получили возможность быть сертифицированными в соответствии с EMAS с 1995 года.
В нашей стране наступил период реформирования системы учета и принятия Международных стандартов учета (МСУ). В связи с изложенным пересмотрен План счетов бухгалтерского учета, состав и содержание отчетности, изменены методологические основы учета.
Читать дальше
1. Россия на пороге XXI века: стратегические интересы и актуальные проблемы России на Европейском Севере: материалы международной конференции – Архангельск: МИУ, 2001 – 728 с.
2. Кожухова О.С. Экологический учет и экологический контроллинг: взаимосвязь и интеграция // www.uecs.ru - http://www.uecs.ru/uecs-39-392012/item/1165-2012-03-26-11-23-42, 2012.
3. Саенко К.С. Учет экологических затрат. – М: Финансы и статистика, 2005 – 376 с.
4. Тараничева О.В. Экологические затраты промышленных предприятий // М: ИЭАУ. www.ieay.ru - http://www.ieay.ru/nauch/sc_article/ /2012/04/Taranicheva.shtml
5. Экологический учет для предприятий / Конф. ООН по торговле и развитию, группа экспертов. – М: Финансы и статистика, 1997. – с. 90-91
6. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Экологическое право России: учебник – М: Юрайт, 2012 - 495 с.
7. Герасимов А.О. Влияние автотранспорта на уличные посадки хвойных пород в Санкт-Петербурге // Экологизация автомобильного транспорта: сборник трудов семинара / под ред. В.Н. Денисова – СПб: Манэб. – 2004. - с. 48
8. Сергеева Т.В. Экологический аудит: учебное пособие – М: Юнити-Дана, 2005 – 207 с.
9. Тиханова М.В. Организационно-экономические основы экологического менеджмента // Гуманитарные науки и гуманитарное образование: сборник статей. – СПб: Книжный дом, 2003. - № 4 - с. 248-249
10. Экологический учет и аудит: сборник статей / под ред. Л.З. Шнейдмана – М: ФБК-Пресс. – 1997. - с. 6
Читать дальше