Если туризм – сфера хозяйства, то она имеет свою отраслевую – туристскую инфраструктуру и свои предприятия. Средства размещения туристов – это инфраструктура туризма и одновременно – это конкретные предприятия туризма. В настоящее время границы понятия «туристская инфраструктура» размыты, поскольку не сформулированы основные признаки, отличающих данный класс объектов от всех сходных с ними.
Рынок услуг индустрии гостеприимства не может функционировать в отрыве от рынка других товаров и услуг, поэтому существует много участников формирования его инфраструктуры:
– инвесторы;
– информационные туристические центры;
– инновационные организации, способствующие разработке новых услуг;
– турфирмы и турагентства;
– поставщики прочих товаров и услуг, которые способствуют формированию услуг индустрии гостеприимства опосредованно (учреждения культуры, образования, поставщики офисного оборудования и т.п.); – органы власти, создающие законодательную базу для развития рынка услуг индустрии гостеприимства.
Особенно важна роль индустрии гостеприимства в тех регионах туристско-рекреационной специализации или на курортах, доходы бюджетов которых наполовину и более формируются за счет организаций отдыха и развлечений. В связи с этим местные органы власти проводят экономическую политику, способствующую притоку как можно большего числа туристов. В туристско-рекреационных регионах численность туристов за год превышает численность местного населения. Поэтому при увеличении численности населения в высокий туристский сезон степень нагрузки увеличивается не только у организаций индустрии гостеприимства, но и у всех остальных хозяйствующих субъектов муниципалитета, осуществляющих сопутствующие услуги.
Читать дальше
Для того, чтобы просчитать необходимый объем и качественные показатели наполнения каждого элемента инфраструктуры, необходимо провести комплекс предварительных исследований. В принципе, этого требует создание любого объекта коммерческой недвижимости, но специфика разработки проектов в гостиничном формате заключается, в том, что срок жизни гостиничного объекта в разы превосходит срок офисного или торгового. Поэтому в сегменте гостиничной недвижимости приходится мыслить гораздо более широкими временными параметрами и уже на начальном этапе реализации проекта учитывать все возможные факторы, которые позволят отелю функционировать десятилетия без глобальных реконструкций, связанных с изменениями конструктива здания (что довольно проблематично, особенно если объект расположен в историческом центре города). Параметры, которые закладываются в основу концепции гостиницы, включают ее рыночную сегментацию, анализ существующей либо перспективной конкурентной среды, маркетинговые исследования земельного участка, на котором предполагается строительство объекта, и много других, типичных для гостиничной сферы показателей (потенциальная загрузка, средние тарифы и так далее). Помимо вышеперечисленных факторов в процессе разработки концепции гостиничного проекта огромную роль играют такие показатели, как его класс, масштаб, формат и расположение. Помимо этого, отдельное внимание уделяется анализу сторонних пользователей, поскольку основные элементы инфраструктуры гостиницы – заведения F&B, конференц- или бизнес-зона, реже SPA и фитнес – могут обслуживать не только потребности постояльцев, но и работать на внешний рынок. Поэтому анализ района расположения гостиницы поможет определить емкость и мощность объектов инфраструктуры. Рассмотрим основные факторы, формирующие состав инфраструктуры гостиничного комплекса, по отдельности.
1. Класс отеля
Позиционирование гостиничного проекта в определенном классе предполагает наличие тех или иных элементов инфраструктуры. Чем выше класс отеля, тем разнообразней, оригинальней и качественней должны быть предоставляемые услуги и сервисы. Так, если для гостиницы категории 2 звезды достаточно одного заведения общественного питания и отдельных элементов сервиса, то в пятизвездочной гостинице, помимо нескольких разноформатных заведений питания, инфраструктура должна включать бизнес-центр и конференц-площади, фитнес, SPA и многое другое. Говоря об определенных требованиях к составу инфраструктуры в зависимости от категории отеля, необходимо отметить, что единых мировых стандартов в этом плане не существует, как и не существует единой международной классификации отелей.
Читать дальше
Подводя итог вышесказанному: грамотно разработанная и профессионально управляемая инфраструктурная составляющая является залогом успешности гостиницы, особенно на стремительно развивающемся и конкурентном рынке, поскольку в ряду первичных факторов определяет ее инвестиционную стоимость. Все услуги и сервисы, предоставляемые отелем потребителю, являются важной частью всего комплекса и во многом формируют профиль и целостное восприятие клиентами. Чем больше популярна инфраструктура отеля, тем больше гостей он привлекает, соответственно, больше прибыль. Все элементы инфраструктуры должны быть грамотно скомпонованы, и составлять тем самым единый ансамбль, создавая конкурентный и прибыльный гостиничный проект. Так, неприветливый персонал ресепшена может испортить впечатление от похода в ресторан. И наоборот, плохое качество еды сделает пребывание в отеле невыносимым, даже если обслуживание комнат на очень высоком уровне. Создавая проект гостиницы, важно определить целевую аудиторию, расположение отеля относительно страны и региона, и текущую рыночную ситуацию. Применение этих факторов обеспечивает создание эксклюзивного и конкурентного продукта.
Читать дальше
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.96 № 132-ФЗ с изменениями, внесенными федеральным законом № 12 ФЗ от 05.02.07
2. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ от 25.04.97
3. Биржаков М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. – М.; СПб.: Невский Фонд и др., 1999. – С. 101-104.
4. Котлер Ф., Боуэн Дж., Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. 4-е изд.: учебник для вузов- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 1071 с.
5. Тимохина Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. 352 с.
6. Чекмарева Г. В. Сервисная деятельность: учебное пособие. Электронная версия
7. www.radissonsas.com - официальный сайт гостиницы Рэдиссон САС Ройял
8. Иванов Н.Н. Методические вопросы управления инфраструктурным обслуживанием в организации. Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. – 1,1 п.л
9. Иванов Н.Н. Инфраструктура организаций и направления ее развития. // Общество, экономика, туризм. Сборник научных трудов преподавателей, сотрудников и докторантов кафедры экономики и управления социальной сферы. - СПб.: Изд-во Левша, 2001. - 1 п.л..
10. Ольга Соловей, Наталия Лисняк «Инфраструктура в гостиничном проекте: баланс функций» Commercial Property №3 (55), март 2008
11. Туристская инфраструктура в региональных исследованиях А.Л. Косманев / Вестник ВГУ, Серия: География. Геоэкология, 2012, № 2
Читать дальше