Физика - фундамент всего естествознания. И она, как ни какая другая наука, обладает глубоким влиянием на социальные, этические и мировоззренческие запросы людей. Физика - это наука, которая помогает найти ответы на поставленные вопросы. Ответы на эти вопросы давали возможность практического использования природы для собственных нужд. Физика - это наука о природе. И чувство красоты природы и ее законов играло и играет не последнюю роль. Ясно, что одна из самых обширных наук о природе – физика таит наиболее полные возможности овладения этой красотой не только чувственно, но и познавая ее. Физика является предметом научных исследований, познания объективно существующего мира живой и неживой природы, раскрывает законы движения, взаимосвязей, развития и применение этих законов на практике. По этой причине, важной задачей для учителя физики является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивали бы школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому уроки физики отличаются от других уроков тем, что в них присутствуют наблюдения, эксперимент, анализ, самостоятельная работа.
Целью данной курсовой работы является изучение явления формирования универсальных учебных действий по физике у учеников средней школы.
Задачи исследования:
1. Выяснить сущность понятия УУД
2. Рассмотреть виды УУД и их функции
3. Проанализировать существующие методы формирования универсальных учебных действий
4. Сравнить на предмет формирования УУД образовательные программы самых известных авторов – Пурышевой, Громова и Перышкиной.
Практическая значимость работы в том, что исходя из результатов внедрения выбранных образовательных методов можно будет составлять эффективные образовательные программы по физике.
Читать дальше
В современной системе образования развитие в человеке личности обеспечивается главным образом за счет формирования Универсальных учебных действий (УУД), выступающих как инвариантную основу воспитательного и образовательного процессов. Формирование УУД означает, ученик способен самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться за счет активного сознательного приобретения нового опыта. УУД дают возможность самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения, компетентности, то есть уметь самостоятельно учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Читать дальше
Таким образом, обучение должно обеспечивать развитие не отдельных психических процессов, а тех качеств ученика, которые помогут ему стать субъектом выбранной деятельности, а в будущем – человеком, который умеет самостоятельно принимать и реализовывать решения и самостоятельно мыслить.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
• уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
• уметь устанавливать причинно-следственные связи;
• уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• владеть общим приемом решения учебных задач;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Читать дальше
1. Асмолов А.Г.,.Бурменская Г.В, И.А.Володарская и др Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2011.
2. Формирование универсальных учебных действий [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html
3. Формирование универсальных учебных действий [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.kaverin.ru/methodical/profesional_chtenie/740
4. Федеральный образовательный стандарт второго поколения [Электронный ресурс] Режим доступа http://standart.edu.ru/
5. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006
6. Урок физики в современной школе: творческий поиск учителей: кн. Для учителя / Сост. Э.М. Брамерман; Под редакцией В.Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 1993
7. Самсонова Н.Ю «Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников на уроках физики»
8. Макарова Т.Н. «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии». Учитель физики МОУ СОШ №11 с. Красногвардейское Ставропольского края
9. http://www.festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей
10. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
11. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. М.: Дрофа, 2008.
12. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году государственной итоговой аттестации по ФИЗИКЕ.
13. М.Л. Корневич. Календарно-тематическое планирование. Преподавание физики в 2007-2008 учебном году. Методическое пособие МИОО. М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.
14. Рабочие программы 7 – 11 класса. Издательство «Глобус», Волгоград, 2009.
Читать дальше