В России активно формируется концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы. В областном центре культуры и народного творчества прошла научно-практическая конференция, посвящённая этой проблематике, в которой приняли участие учёные, фольклористы, мастера различных народных промыслов Центрального Черноземья.
Известно, что ещё гений отечественной литературы Александр Сергеевич Пушкин любил вплетать в канву своих произведений сказки и песни, услышанные в детстве от своей няни Арины Родионовны. Однако активное собирание, публикация и научное изучение русского фольклора приходится на конец девятнадцатого столетия. Именно в этот период перед первыми фольклористами встала проблема сохранения и описания собранного материала. Но в те времена традиционное искусство и ремёсла были естественной составляющей жизни каждого народа. И казалось, что всё это останется неизменным. Но сегодня, когда мы, в сущности, теряем индивидуальные черты лица, а фольклорное искусство перешло в ранг элитарного, наступило время активного сбережения корневой системы народной культуры.
Термин «нематериальное культурное наследие» впервые появился в документах ЮНЕСКО в 2003 году . Само понятие достаточно размытое и многоплановое. Оно объединяет обычаи, формы выражения и представления устных традиций, в том числе язык, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами, а в некоторых случаях отдельными лицами как часть их культурного наследия, передаваемого от поколения к поколению... Конечно, «нематериальное культурное наследие» не тождественно понятию «традиционная народная культура», которая включает в себя и материальное наследие различных народов. Мы можем, наверное, сказать так: нематериальное культурное наследие является её частью, и, как выясняется, наиболее уязвлённой.
Читать дальше
1.1.Новые гастрономические объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО
В столице Кении Найроби с 15 по 19 ноября проходит заседание Межправительственного комитета ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия. На рассмотрение комитета было подано более 100 заявок от 29 стран. В список нематериальных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО включены 47 из них. Некоторые из них связаны с миром кулинарии и гастрономии.
Например, французское застолье, обычай отмечать наиболее важные события в жизни человека (рождение детей, свадьба, день рождения, успехи и встречи после долгой разлуки). Особенности традиционного французского застолья — строгий отбор блюд, высококачественные продукты и вина местного производства и их сочетаемость, традиционная сервировка стола, определённые жесты и ритуалы в процессе приёма пищи, порядок подачи блюд и напитков (от аперитива к дижестиву, между которыми подается как минимум четыре блюда — закуска, мясное и/или рыбное блюдо с овощами, сыр и десерт).
Отметим два объекта всемирного наследия, предложенных Бельгией. Один из них — Хоутем Яаармаркт, ежегодная зимняя ярмарка и рынок скота в деревне Синт-Лиевенс-Хоутем . Каждый год, 11 и 12 ноября, деревня становится местом проведения последней за сезон ярмарки под открытым небом. Другой бельгийский объект всемирного наследия — фестивальКракелинген и тоннекенсбранд, праздник огня и хлеба в завершение зимы в городе Гераардсбергене. Каждый год в первый понедельник марта в этом городе проводится ярмарка, а в воскресенье за восемь дней до этого — указанный фестиваль. За несколько дней до этого в городских пекарнях выпекают специальные хлебцы в форме колец, которые называюткракелинген. В день праздника от церкви Хуннегем отправляется кортеж из тысячи человек во главе с окружным викарием и муниципальными советниками в исторических костюмах. Шествие направляется на вершину холма Оуденберг к церкви святой Марии, неся с собой хлеб, вино, рыбу и огонь. Внутри церкви викарий освящает хлебца кракелинген и произносит молитву. Затем представители духовенства и светской власти выпивают по глотку вина из серебрянного кубка XVI века, в который также помещается живая рыбка (эта традиция, кстати, в последнее время стала подвергаться критике). Далее они кидают в толпу десять тысяч хлебцев, один из которых заключает в себе выигрышный билет. В награду победитель получает золотое украшение, специально созданное для этого случая. На закате жители вновь собираются на вершине холма, где зажигается деревянная бочка тоннекенсбранд, что символизирует приход весны. Затем зрители спускаются с холма с зажженными факелами в руках, чтобы принести свет в сердце города.
Читать дальше
Гастрономический туризм – вообще говоря, довольно новая штука. Еще 20 лет назад данное направление всерьез не выделялось как самостоятельное направление и рассматривалось по остаточному признаку. Однако с насыщением глобального рынка туризма, территориям пришлось искать новые источники повышения собственной привлекательности и конкурентоспособности. Например, развивать гастрономию.
Лучше всего в гастрономическом направлении, известное дело, продвинулась Европа. Винно-сырные туры во Францию, угар итальянской региональной кухни, виски-туры Шотландии, немецкий «Октоберфест», чешские алкотрипы, голландская и норвежская рыба, испанские хамоны, паэльи и тапасы – список гастрономических достижений европейцев можно продолжать бесконечно . Большинство из них - результат серьезной проектной работы: например, еще полвека назад кальвадос был банальной яблочной самогонкой, а теперь – часть гастрономического бренда Нормандии. Интересно другое: с некоторым опозданием, по пути Европы двинулись и другие страны. В 2000-х годах развитием гастрономического туризма активно озаботились Канада, Австралия и даже Соединенные Штаты Америки. Активно действует Международная ассоциация гастрономического туризма (World Food Travel Association, http://worldfoodtravel.org). Кстати, областному Комитету по туризму на заметку: 21-24 сентября в Готенбурге (Швеция) у Ассоциации будет очередной ежегодный международный саммит по гастрономическому туризму – не худо бы посетить.
Читать дальше
Международная ассоциация гастрономического туризма в своем исследовании 2010 года выделила аж 13 форматов поведения в гастрономическом туризме, каждый со своими особенностями. По данным исследований в США, возможность вкусно поесть местных продуктов – едва ли не главный фактор при принятии решения о самостоятельной поездке и точно один из главных факторов, определяющих положительное впечатление о территории (городе) . Заметим, что некоторые города и регионы России (Томск, Улан Удэ, Республика Коми и другие) уже всерьез относятся к «гастрономическому фактору» и стараются его развивать. А вот Ленинградская область, к сожалению, пока нет.
Важная часть глобальной идеологии гастрономического туризма - движение Slow Food, возникшее в Италии в 1986 году в пику «фастфуду» и прочим «Макдональдсам». Суть проста: развивать и продвигать внимательное и медленное отношение к еде, местную кухню и вообще вкусное, без суеты, отношение к жизни. Сейчас в движении более 100 тысяч человек, отделения - в 132 странах, включая Россию. А концепция «медленного удовольствия» распространилась и на другие сферы, даже на развитие городов, когда тихое качество спокойной жизни начинают ценить выше инвестиционных мегапроектов и прочей болезненной суеты. Отделения Slow Food есть в Калининграде, в Суздале, на Камчатке, в Вологде и в Москве.
Читать дальше
Гастрономический туризм – вообще говоря, довольно новая штука. Еще 20 лет назад данное направление всерьез не выделялось как самостоятельное направление и рассматривалось по остаточному признаку. Однако с насыщением глобального рынка туризма, территориям пришлось искать новые источники повышения собственной привлекательности и конкурентоспособности. Например, развивать гастрономию.
На языке консультантов по стратегии, гастрономический туризм в России сейчас находится в ситуации «стихийного развития». Другими словами, пока что все происходит само собой, на волне потребительского рынка. Государство пока не пыталось всерьез продвигать этот процесс, а следовало бы попробовать. После нескольких лет упорной работы, у нас может произойти настоящее гастрономическое чудо. По крайней мере, об этом свидетельствует весь мировой опыт.
Практически любая страна имеет потенциал для развития у себя гастротуризма, ведь в каждой стране своя неповторимая национальная кухня, свои традиции гостеприимства. Вместе с тем, есть страны, являющиеся лидерами данного направления.
Северокавказский регион занимает особое место в историко-культурном наследии страны, которое неразрывно связанное с историей и культурой всей России . В течение многих веков здесь проживали десятки народов, которые создали неповторимый колорит нашего края. Туристские ресурсы для этнического туризма на Северном Кавказе богаты и своеобразны: это памятники архитектуры, музейные экспозиции, архивные материалы, живописные природные места и, конечно, уникальная национальная кухня. В совокупности все это создает благоприятные условия для отдыха и знакомства с историей и культурой северокавказских народов. Вместе с тем, в регионе, да и в целом в России, гастрономический туризм пока редкое явление: нет продуманных гастрономических маршрутов, число россиян, готовых платить деньги за подобное путешествие, очень мало. Однако и у нас все больше людей осознают перспективность этого направления турбизнеса, и задача туроператоров — разрабатывать новые гастрономические маршруты, используя богатейший ресурсный потенциал и вести работу по продвижению и популяризации этнических гастрономических туристских ресурсов.
Читать дальше
1. Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей человека среде. — Стокгольм, 1972 [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.microsofttranslator.com/bv.aspx?from=en&to=ru&a=http %3A %2F %2Fwww.unep.org %2FDocuments.Multilingual %2FDefault.asp %3FDocumentID %3D97.
2. Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями. Принята резолюцией 56/6 Генеральной Ассамблеи от 9 ноября 2001 года. // Конвенции и соглашения [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dac_agenda.shtml.
3. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. Принята 2 ноября 2001 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. // Декларации [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml.
4. Международный семинар «Диалог культур и цивилизаций: мост между правами человека и нравственными ценностями». ЮНЕСКО Париж, 13–14 марта 2007 г. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.int/russia/new/MainRootrus/docs/off_news/150307/newru4.htm.
5. Иглс П., МакКул С. и др. Устойчивый туризм на охраняемых природных территориях. Руководство по планированию и управлению. Русское издание 2006 г.: — ЭкоЦентр «Заповедники». — Москва, 2006. — 185 с.
6. Хартия туризма. Одобрена резолюцией сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации 22 сентября 1985 г. Ст.6.
7. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. — № 132-ФЗ, в ред. ФЗ от 03.05.20012 — № 47-ФЗ.– Гл 3, ст. 7.
8. Сирченко А. А. Роль этнокультурного фактора в развитии въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации. // Научный журнал Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса, 2012. — № 3. — 48 с.
9. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ) [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=115996
10. Абуков, А. Х. Туризм на новом этапе: социальные аспекты развития туризма /А. Х. Абуков. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — С. 315 с.
11. Рехова М. Г. Программный туризм [электронный ресурс]. — Режим доступа:http://tourlib.net/statti_tourism/program.htm.
12. Ситников Александр. Бизнес-идея: этнический туризм в России [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/kurina.htm.
13. Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. — М.: Вече 2000; АСТ, 2003–515 с.
14. Сапожникова, Е. Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. / Е. Н. Сапожникова. — М.: Изд. центр «Академия». 2007. — 317 с.
15. Гастротуризм. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gastrotur.ru/gastronomicheskiy-turizm.
Читать дальше