Психологическая служба в системе образования существует уже более 15 лет и ее основной целью является психологическая поддержка становления личности, воспитание, обучение и социализация человека, т.е. обеспечение развивающего компонента образования. Представлена служба на федеральном (Министерство образования и науки), региональном (съезды и конференции), муниципальном (ППМС-центры) уровнях и уровне образовательного учреждения (СОШ, ССУЗ, ВУЗ и т.п.).
На современном этапе развития психологическая служба представляет собой часть системы образования, обеспечивающей создание психолого-педагогических условий для успешного решения учащимися задач образования и развития. Психологическая служба является многоуровневой структурой с единой вертикалью управления. Сотрудники службы – психологи, выпускники психолого-педагогических факультетов профильных ВУЗов. Сотрудниками службы осуществляется работа по мониторингу (наблюдение, контроль и прогноз), проектированию (воплощение развивающих условий), психологической экспертизе (оценка учебного и профессионального потенциала) и психологической помощи участникам образовательного процесса (профилактика, диагностика, психокоррекция и консультирование). Также важным моментом в работе психолога является самообразование, развитие собственного потенциала и обмен опытом. В настоящее время выделяется три направления деятельности психологической службы в системе образования:
1. Обеспечение развивающего компонента образования;
2. Помощь и поддержка участников образовательного процесса;
3. Совершенствование службы.
Психологическая служба – это целостная структура, поэтому все ее подразделения должны работать четко и слажено, иметь общее понимание целей и задач. Для успешного функционирования психологической службы в системе образования необходимо соблюдение ряда условий, среди которых: совместная работа психологов и педагогов, специальная профессиональная подготовка и методическое оснащение сотрудников службы, грамотная реализация федеральных, региональных и муниципальных образовательных программ, а также доступность психологической помощи для всех участников образования.
Читать дальше