История становления государственного строя Франции представляет собой одну из самых древних и насыщенных событиями историй всего мира, которая задевает умы и является по сей день интереснейшим вопросом для изучения многих политологов и ученых.
Государственный строй Франции складывался и формировался многими историческими периодами и вехами, был насыщен многочисленными историческими событиями при своем формировании и становлении.
Франция по сей день считается родиной возникновения республиканской формы государства.
В 1789 году, произошедшая Большая Французская революция послужила катализатором революционных процессов, которые задели государственные системы многих стран и государств.
Сам государственный строй Франции за все это историческое время преодолел много преобразований и изменений. Преодолел множество исторических стадий, начиная с республиканской формы правления, прошел через монархию и империю в своем историческом становлении государственного строя.
1792 год стал для Франции историческим становлением Первой республики. Первая республика действовала во Франции до 1804 года, а затем ей на смену пришла Вторая республика и установилась, когда французской исторической личностью Наполеоном Бонопартом, Франция была провозглашена империей, а сам Наполеон Бонопарт стал в ней императором и полноправным правителем.
1848 год стал историческим временем установления Второй Республики во Франции, которая прожила всего лишь четыре года.
2 декабря 1852 года в истории государственного строя Франции происходят опять изменения. Эти изменения были обусловлены с приходом к власти Наполеона третьего и провозглашение Франции империей.
Читать дальше
Государственный строй Франции хоть и обладает своей особенной чертой, которая выражается в его устойчивости, но при всем этом не все так бывает устойчиво, когда встает вопрос о государственной системе.
Начиная с 1959 года, французское государство претерпело множество перемен, которые негативно отражались на всем функционировании сложившегося государственного аппарата и всей государственной системы.
Это выражалось, в первую очередь, в противостоянии политических партий со сложившейся государственной структурой во Франции. Они выступали против ограничения прав Парламента и органов местного самоуправления, а также требовали кардинальной перестройки в государственной структуре, так как занимали сами лидирующие позиции в регионах, поэтому и требовали большей власти для этих регионов, в которых они господствовали.
Кроме того, политика Франции по созданию ядерного оружия подвергалась большой критике. Коммунистическая партия Франции считает, что создание ядерного оружия только лишь будет способствовать снижению авторитета государственной власти у соседних стран, а также подрыву отношений на международном уровне.
К началу 60-х годов резко возросло численность населения Франции, что привело к вопросу о разделении Франции на административно-территориальные единицы, которые будут отличаться своей спецификой и органами местного самоуправления.
Возросло число безработицы, так как число мест предоставляемых работодателями несоответствовало числу демографического прироста населения. И опять же, все эти факторы, становятся причиной поднятия вопроса о государственном преобразовании, о том правильно или нет, устроен государственный строй Франции, отвечает ли он развитию Франции и нес становится ли преградой для дальнейшего прогресса и достижения высоких экономических и социальных перспектив французского государства.
Читать дальше
В современной Франции существует по сей день Пятая Республика, провозглашенная в 1958 году, а также существует Конституция 1958 года, согласно которой права и свободы граждан Франции являются важнейшей ценностью ее государства, то есть существует политический плюрализм.
Согласно статье 2 Конституции Франции 1958 года, которая существует и до сих пор, Франция признается неделимой, светской демократической социальной республикой.
Согласно действующей Конституции гарантируются демократическое равенство каждого гражданина Франции, которое не зависит от его происхождения, принадлежности к той или иной расе, а также, от вероисповедания и принадлежности к той или иной религии.
Основными позициями и принципами ныне действующей Конституции Франции провозглашается правление людей по их воле и для их воли и желаний.
По своей типологии государственный строй Франции существует с республиканской формой правления, которая считается традиционной, если не брать во внимание две империи.
Конституция Франции утверждает что, другой формы правления, нежели чем республиканская и быть не может во Франции, поэтому в своей 89 статье закрепляет позицию о том, что «Республиканская форма правления, существующая во Франции, не может быть предметом спора и пересмотра».
Однако, не смотря на такое, довольно-таки, серьезное и непоколебимое утверждение, закрепленное в Конституции Франции, все же имеет место быть смешанная республиканская форма правления.
Данный факт выражается в избрании Президента, который является главой государства Франции, избегая волеизъявления Парламента, а избираясь прямым всеобщим голосованием сроком на 7 лет, и имея при этом огромнейшие полномочия.
Читать дальше
Одним из важнейших аспектов и особенностей центральной государственной системы Франции является явное преимущество исполнительной власти над законодательной.
Франция отличается в своем ярко выраженном разделение власти, где основная, то есть центральная ее ветвь возлагается на Президента французского государства и Правительство.
Президент является главой французского государства и представителем ее основного закона, то есть Конституции. На президента возлагаются полномочия за тем, чтобы основы конституционного строя государственной власти соблюдались в строгом порядке.
В самые главные функции президента входит проведение национальных референдумов, а статья 16 Конституции Франции закрепляет за ним принятие решения о введении черезвычайной ситуации на территории Французского государства, которое может потребовать своего введение в связи с теми или иными обстоятельствами.
В соответствии с конституцией президентом Франции представлена вся исполнительная власть.
Именно президентом представлены вооруженные силы Франции, а также он является главой комитетов и советов национальной обороны.
В полномочия президента входят заключение международных актов, а в части осуществления судебной власти, президент французского государства наделен правом помилования.
В зависимости от особенностей самой личности, стоящей во главе французского государства и именуемого президентом Франции, а также основываясь на статье 13 Конституции Франции, полномочия президента могут не иметь границ.
Читать дальше
Так же как и весь государственный строй французского государства и его административно-территориальное деление, судебная система, являющаяся неотъемлемой частью специфической особенности политического строя Франции, характеризуется в восьмом разделе Конституции Франции.
Судебная система французского государства, также как и весь государственный строй имеет ряд своих специфических особенностей, которые заключаются в следующем:
1. решение по судебным делам берет на себя или одни судья или оно принимается коллегией судей;
2. судебные заседания могут проходить как под руководством судьи или судей, являющихся профессионалами в своей области, так допускается и суд присяжных заседателей;
3. во французском государстве установлено абсолютно бесплатное правосудие касаемо административных и гражданских судебных заседаний, что касается уголовного судопроизводства, то все судебные расходы и издержки ложатся на плечи подсудимого;
4. судебная система Франции допускает двойное рассмотрение судебных дел и не ограничивает специфику их обжалования;
Спецификой данной судебной системы, существующей во французском государстве, служит то, что административно-территориальное деление не имеет точек соприкосновения с судебными округами, создающимися в этой стране.
Франция отличается также и методом осуществления данного правосудия.
Читать дальше
Рассмотрев в курсовой работе особенности государственной системы современной Франции, предпосылки ее возникновения, а также существующий в ней вот уже долгое время государственный аппарат на основе Конституции 1958 года, необходимо подвести несколько главных выводов.
Государственный строй Франции складывался и формировался многими историческими периодами и вехами, был насыщен многочисленными историческими событиями при своем формировании и становлении.
1958 год стал для Франции новым этапом в истории развития государственного строя. Данный год был ознаменован установлением Пятой и последней Республики, которая существует во Франции по сей день.
Конституция 1958 года установила во Франции республику президентского типа, внесла существенные изменения в ее административно-территориальную структуру, послужила преобразованию исполнительной и законодательной власти.
Проведенная реформа поспособствовала изменению всей Франции, изменению в корне ее государственного аппарата, установлению нового политического режима, который сохраняет свои тенденции и по сей день.
Некоторые преобразования, которые происходят во Французском государстве с течением исторического времени, являются лишь причиной смены главы государства Франции.
Так как новая Конституция французского государства дает для президента широкие полномочия и в зависимости от самой личности президента эти полномочия трактуются по-разному, поэтому и преобразования в государственной сфере осуществляются в разных тенденциях и варьируются по-разному.
Таким образом, Франция характеризуется, как довольно-таки консервативное государство, не терпящее резких и глобальных изменений в своем государственном устройстве, и являющееся при всем этом страной с устоявшимися политическими и государственными режимами, которые налажены и направлены в правильное русло и неизменно ведут французское государство к прогрессу.
Читать дальше
1. Конституция и другие нормативные акты Французской республики// Правовой Вестник. 2014.-№22 – 4 с.
2. Судебная система во Франции// Государство и право.2013.-№41 – 14-16 с.
3. Принцип разделения властей во Франции// Государство и право.2013.-№35 – 48 с.
4. Административно-территориальные французские единицы// Государство и право. 2013.-№21 – 18 с.
5. Центральные органы государственной власти во Франции// Государство и право. 2014.-№7 – 9 с.
6. Особенности государственного устройства Франции/Под ред. П.Н. Галанза: Учеб. пособие. М: Интерпракс, 2013. – 115 с.
7. Государственное устройство Французской Республики/Под ред. В.В. Александров: Учеб. пособие. М: Высшая школа, 2014. – 313 с.
8. Государственный строй Франции/ Под ред. В.Г. Глебов: Учеб. пособие. М:Норма-Инфра-М, 2013. – 591 с.
9. Мишин А.А. Государственное право зарубежных стран: учебник. М: Юристъ, 2012. – 561 с.
10. Арсеньев Э.А. Всеобщая история государства и права: учебник. М: Норма, 2012. –576 с.
11. Ардан Ф. Франция: государственная система: учебник. М: ЮЛ, 2012. – 216 с.
Читать дальше