Усиливающееся негативное отношение учащихся школ к процессу обучения является одной из серьезных проблем в современном школьном образовании. Отношение школьников к учебе сейчас стало одним из факторов поляризации детей.
Один полюс представляет собой школьников со сформированными жизненными планами и перспективами, успешное обучение для них – это возможность обеспечить свой дальнейший жизненный путь. На другом полюсе идет концентрация школьников с отсутствием всякого интереса к учебе. Этот полюс значительно усложняет работу учителя и мешает обучающимся с другого полюса.
Таким образом, одна из проблем, волнующая педагогов-практиков в сегодняшней школе, это проблема развития устойчивого интереса детей к учебному процессу, к знаниям, проблема формирования потребности в самостоятельном поиске у школьников.
Стремление к познанию, развивая интеллектуальные способности человека, формирует объемный взгляд на мир, который позволяет мыслить масштабно и комплексно, улавливать причинно-следственные связи в переплетении событий, анализировать их и удерживать в представлении как единый стройный образ.
Именно поэтому так необходимо заниматься целенаправленным развитием познавательной активности школьников.
Читать дальше
Педагоги и психологи знают, что дети учатся по-разному, и различают учебу и учебную деятельность. Если в обучении реализован принцип активности, то и само обучение, и развитие ребенка приобретают деятельностный характер. Общеизвестно, что обучение, развитие и воспитание учащихся, результаты этих процессов, находятся в прямой зависимости от качества процесса обучения. Познавательная мотивация весьма специфична: ее появление происходит именно тогда, когда у детей формируется учебная деятельность. Взаимная зависимость этих процессов напоминает замкнутый круг: если нет познавательной активности, то и сама учебная деятельность не может считаться полноценно сформированной, а порой учебной деятельности просто нет .
Об учебной деятельности можно с уверенностью сказать: она полноценна только в том случае, когда есть познавательная мотивация. Если же познавательной активности нет, то имеют в виду несформированную учебную деятельность.
Создатель и распространитель системы развивающего обучения Д.Б. Эльконин много работал над вопросами учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Он утверждал, что мотивы, способствующие этой деятельности, должны быть познавательными, то есть непосредственно связанными с содержанием этой деятельности .
Итак, решение проблемы познавательной активности опирается на мотивационную сферу ребенка. Ученики начальной школы имеют разные мотивы, зачастую сформированные произвольно, либо под принуждением: стимулом может служить оценка, похвала, иногда - подарки. Однако любой из этих мотивов быстро себя исчерпывает. Потому учитель по возможности раньше должен постараться достичь активизации учебной мотивации, основанной на познавательном интересе. Ребенок должен испытывать положительные эмоции от своей деятельности, и должен быть в состоянии достичь в этой деятельности успехов. Именно радость и удовлетворение от работы помогают активизировать интеллектуальную сферу ребенка, от которой полностью зависит качество его обучения.
Читать дальше
Процесс развития личности является бесконечным процессом возникновения и развития возможностей: зарождаются новые возможности и превращаются в реальность. Возраст ребенка, его взросление, изменение детей является фактором решающего влияния не только на психику ребенка, но и на уровень познавательной активности. Школьники способны не только к продуктивному усвоению способов предметного и познавательного действия, эмпирических и теоретических знаний, но и к психологическому включению в сам процесс учебной деятельности, иначе говоря, сознательному овладению способом учебной деятельности, который изменяет и развивает их в них способности к познанию
Совершенствовать процесс обучения нужно начинать путем формирования у учителя желания активизации учебно-познавательной деятельности школьников.
Направление развития личности в современных условиях должно определяться активностью, самостоятельностью, инициативностью, творческим подходом к деятельности.
Познавательная активность личности – это не какое-то неизменное наследственное свойство человека, следовательно, ее можно формировать и развивать.
Развитие познавательной активности школьников чрезвычайно важно, так как это качество имеет важное значение для правильного развития личности. Без познавательной активности человек не сможет познать себя, не раскроет полностью потенциальные таланты и способности, не сможет отыскать и занять свое место в жизни.
Одним из эффективных способов повышения познавательной активности школьников является использование в учебном процессе ИКТ-технологий. Современные дети и подростки увлекаются всем, что связано с информационными технологиями, и грамотное использование их в преподавании русского языка сможет вызвать у них живой интерес и деятельное участие.
Одним словом, нужно отвечать на те вызовы, которые современность ставит перед клубами, не бояться нового и неизведанного.
Читать дальше
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СпБ., Питер, 2008
Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995
Читать дальше