Само название сказки «Умная внучка» понимаемая как предельное совершенство мышления. Надежды возлагаются на мудрость — «благоразумие, соединенное с добродетелью»
Перспективная методология для изучения мышления предлагается теорией мышления О.С.Тихомирова. В
Анализ взаимодействия структурно-функциональных уровней мыслительной деятельности, механизмов смысловой интеграции систем ее личностной и когнитивной регуляции девочки Дуни точно предсказаны О.К. Тихомировым и отличают представителей его школы.
Дуня характеризуется глубоким пониманием людей и происходящих событий, честностью, нравственностью, духовностью, альтруизмом, то есть задается перечень требований к его ценностно-мотивационным, коммуникативным и когнитивным качествам, при этом вопрос о причинно-следственных связях между названными качествами и их вкладом в мудрость остается открытым. Подчеркивается невыразимость продукта мудрого решения (или совета) языком строгих описаний, необходимость излагать в форме метафор, иносказаний, поскольку семантическая неопределенность (или противоречивость) «Хитра твоя внучка, да и я не прост. Пусть твоя внучка явится утром ко мне - не пешком, не на лошади, не голая, не одетая, не с гостинцем, да и не без подарочка!» требует интерпретаций текста слушателем в контексте собственного жизненного опыта.
«А мой дедушка на сухом берегу рыбу ловит, он сетей в воду не становит. А я подолом рыбу домой ношу да уху в горсти варю!
Царь-судья рассердился:
- Что ты говоришь, глупая! Где это рыба на сухом берегу живет? Где уху в горстях варят?»
Мышление обеспечивается не только качественными семантическими знания идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологиими (часто имплицитными), большую роль играет ценностно насыщенный авто-биографический опыта внучки, что видно из загадок
Что ты говоришь, глупая! Где это рыба на сухом берегу живет? Где уху в горстях варят?
А Дуня против ему говорит:
- А ты-то ль умен? Где это видано, чтобы мерин жеребенка родил? А в твоем царстве и мерин рожает!
Сочетание личностных свойств (рефлексивность, толерантность, эмпатийность, интуиция), фактических и процедурных знаний и контекстных факторов (проживание кризисных, переломных событий, обширность жизненного опыта) «порождает мудрость».
По существу, речь идет о привлечении автобиографического ресурса, задающего особый вектор смысловому модусу мышления
Читать дальше
1. Козелецкий Ю. Человек многомерный (психологическое эссе). К.: Лыбидь, 1991.
2. Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: МГУ, 1990.
3. Психологические механизмы целеобразования / Под ред. О.К. Тихомирова. М.: Наука, 1977.
4. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
5. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
Читать дальше