Декларация прав человека и гражданина была создана в 1789 году. Авторы данной декларации попытались создать «два» ее слоя. Первый слой является пропагадистко-агитационным. А второй представлял собой сущностный. Смысл первого слоя заключался в том, что бы привлечь на свою сторону (а именно на сторону французской буржуазии) в ходе революции больший процент народных масс. Смысл второго слоя заключался в обеспечении необходимых условий, что бы капиталистический способ производства работал без перебоев. [1] Данные положения были закреплены в следующих статьях:
1. Согласно первой статье все люди рождаются равными в своих правах и свободными. Общественные различия могут основываться и заключаться исключительно на общей для всех пользе.
2. Согласно второй статье декларации, всякий политический союз должен сводиться к обеспечению неотъемлемых и естественных прав человека. Ими будут являться: свобода, безопасность, собственность, а так же сопротивление угнетению человека.
Остальные статьи данной декларации только конкретизируют основополагающие принципы.
Однако нужно отметить, что в то время интересы представителей буржуазии практически полностью совпадали с интересами простых жителей. И Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая в 1789 году, являлась одним из наиболее важных и главных этапов в противоречивом процессе развития свободы и прав человека.
Однако, не смотря на выраженное политическое и юридическое содержание, документ не имел никакой нормативно-правовой силы. Декларация являлась исключительно исходным документом для революционнеров, которые стремились установить конституционный строй. И большая часть статей в декларации носит исключительно программный характер. И они не могли сразу же быть исполнены в обыденной жизни, в условиях Франции восемнадцатого века, когда она только начинала вступать на путь по утверждению политической демократии и создания гражданского общества. [4]
Конституционалисты опирались на положения в декларации, а так же использовали оказавшуюся в их руках власть под влиянием большого количества обычных жителей, смогли провести несколько очень важных демократических и антифеодальных преобразований.
Учредительное собрание утвердило, что оно окончательно упразднит феодальный порядок. Но полностью уничтожались исключительно крепостные или личные повинности среди крестьян. Уничтожились и второстепенные феодальные институты. Например, разведение кроликов на землях крестьян или право охоты сеньоров. Больший процент феодальных повинностей, которые были связаны с землей (такие как, вечные земельные ренты денежные и натуральные происхождения) должен был выкупиться самими крестьянами. Зная о будущем недовольстве крестьян слишком медленным и умеренным процессом решением аграрной проблемы (хотя данная проблема была ключевой и основополагающей в проведенной революции), Учредительное собрание приняло дополнительный декрет о подавлении беспорядков. Как видно, интересы обычных крестьян мало волновали идейных революционеров.[3]
Сама по себе декларация прав человека и гражданина по замыслу авторов должна была посодействовать тому, что бы народные массы несколько успокоились, и имело место братское единство. Но в основном содержание декларации было определено именно самим историческим моментом, который переживала Франция. В то время не было размежевания политической силы, а заинтересованной в абсолютной победе определяла и общее направление в антифеодальной борьбе.
Читать дальше
Первая статья Декларации от 1789 года рассмотрела человека как существо, которое с рождения наделено природой неотчуждаемыми и естественными правами. «Люди рождены и остаются всю жизнь равными в правах и свободными». [1] И согласно Декларации, пренебрежение и забвение прав человека и являются основными причинами возникновения пороков в правительстве и возникновения общественных бедствий.
К естественным правам человека были отнесены:
1. собственность
2. свобода
3. сопротивление угнетению
4. безопасность.
Согласно второй статье Декларации на первом месте по естественным правам человека стоят собственность и свобода человека. Таким образом, декларация сумела воплотить идея Вольтера, согласно которым собственность и свобода являются криком природы. Концепция естественных прав, которые претендуют на универсальное выражение природы самого человека, реализовала как общие, демократические мысли и устремления народа, так и классовые интересы всей буржуазии. Тем самым происходило закрепление важнейших отношений в капиталистическом обществе. [5]
Статья 4 Декларации определяла свободу человека в формально-юридическом аспекте. В данной статье свобода представляет собой возможно человека делать абсолютно все. Но только в том случае, если это не будет наносить вреда другому человеку. Именно эта идея и стала самой демократической идей и центральной идеей во всей декларации. В конечном счете, она так же означала и буржуазное понимание свободы. В понятие свободы человека входили свобода в предпринимательстве, свобода в накоплении капитала.
Собственность человека в Декларации была рассмотрена как право священное и неприкосновенное и рассмотрена она была в обстрактно-индивидуалистическом духе.
Согласно семнадцатой статье Декларации незыблемость частной собственности гарантировалась тем, что никто не может быть лишен своей собственности. Собственность можно лишиться только в случае общественной необходимости, установленной законодательством, и только на условии предварительного и справедливого возмещения всей стоимости. [3]
Вопрос прав человека хорошо отражен в первых двух статьях декларации. Согласно первой статье, люди рождены и остаются после рождения равными в правах и свободными. Согласно второй статье, действие любого политического общества должно быть направлено на сохранение неотъемлемых и естественных прав человека. Этими правами будут являться:
1. Собственность
2. Свобода
3. Сопротивление угнетению
4. Безопасность.
В последующем в семнадцатой главе будет говориться о том, что право собственности является неприкосновенным и священным. Именно это положение и дало основание одному из авторов, а именно депутату Мунье, выделить широко известное рассогласование между правом собственности и правом на равенство в стране, где живет огромное количественно людей без своей собственности. Но что бы компенсировать данное неравенство, необходимо было рассмотреть равное право на свободу. Мунье говорил, что свобода должна напоминать на солнце, которое сияет для всех людей без исключения. [4] Однако в крупном и большом государстве, люди, которые находятся в зависимом положении, должны не только видеть расширение своей естественной свободы, но и справедливые ее границы.
Читать дальше
Одной из главных идей Декларации прав человека и гражданина от 1789 года стала идея законности. Авторы декларации выступали против произвола, который был совершен королевской властью. Революционно настроенная буржуазия брала на себя обязательство поострить на твердой основе закона новый правовой порядок. [3]
Согласно пятой статье данной Декларации все, что не было запрещено законом, то можно делать. И нельзя никого принуждать совершать действие, которое не было определено в законе. Депутаты в учредительном собрании ясно понимали, что без положения о неприкосновенности личности не может идти речь про использование политическими и экономическими правами.
Именно поэтому в восьмой статье декларации были сформулированы основные принципы в уголовной политике. Согласно ей, ни один человек не может быть наказан иначе, как в силу закона, который был применен, издан и обнародован до совершения данного правонарушения. Данный принцип в последующем выразили в классической формуле: нет преступления и нет наказания без указание на данное правонарушение в законе. То есть, закон не имеет обратную силу. [5]
Идея законности смогла так же определи и процессуальные гарантии личности. Ни один человек не может быть подвержен обвинению или быть арестован иначе, как в случае при соблюдении формы, которая предписано законом. Данное положение было определено в седьмой статье декларации.
В девятой статье декларации было указано, что человек является невиновным, пока не будет установлена его виновность в совершении правонарушения. Таким образом, и действует презумпция невиновности и противовес в феодальном представлении и вине подозреваемого лица.
В статье шестой декларации, закон был рассмотрен как выражение общей воли людей. Причем было подчеркнуто, что любой гражданин имеет полное право на личном участии или участии через своего представителя в его образовании. Здесь было так же указано, что абсолютно всем гражданам (согласно их способностям) одинаково был открыт доступ к любой государственной должности.[2] В принципе это может быть рассмотрено как отказ от феодального принципа закрытия государственно учреждения от третьего сословия. А так же это означает обоснование одинаковой доступности в государственной должности всем лицам, так как они полностью равны перед законом.
Кроме этого в одиннадцатой статье были указаны первостепенные права и свободы гражданина для закрепления демократического строя в государстве. А в десятой статье было закреплено право на выражение своих мнений, в том числе и религиозных, без опасения быть наказанным (конечно, если это не выходило за рамки закона).
Читать дальше
1. Документы истории Великой французской революции. В 2 т. М., 1990.
2.История Франции: В 3 т. М, 1972-1973.
3.Карлейлъ Т. Французская революция; История. М., 1991.
4. Кропоткин П. А. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979
5. Манфред А. 3. Великая французская революция. М., 1983.
Читать дальше