Введение.......................................................................................................3 1. Сущность неопозитивизма....................................................................5 2. Современная философия науки и техники........................................8 3. Объект и предмет философии науки в современном мире..........11 Заключение................................................................................................14 Список использованной литературы.....................................................16
МГУ им. Ломоносова

Неопозитивизм и современная философия науки.

контрольная работа
Философия
20 страниц
84% уникальность
2014 год
9 просмотров
Нет и.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
2
3
Заключение
Список литературы
Философия науки как дисциплина возникает во второй половине ХХ в. Необходимость данной дисциплины обусловлена ролью науки в жизни современного общества, которая оказывает все большее влияние на разные стороны общественной жизни. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятая в их историческом развитии и рассматриваемая в исторически меняющемся социокультурном контексте. Как особая область философских исследований философия науки сформировалась в 19 веке в работах Уэвелла, Милля, Конта и др. До этого размышляя о науке, ученые не выходили за рамки общих представлений о природе человеческого мышления, одним из высших проявлений которого считалось научное познание. В 18-19 веках на предприятиях начали появляться научные лаборатории, исследовательские центры. Появились работы посвященные логике науки, ее истории, роли научного знания в жизни общества. Современный техногенный мир сложен, цивилизация ориентирована на ускоренное изменение природной среды, сопровождаемое видоизменением социальных связей людей. Формируется техносфера, искусственный материальный мир. Техногенному обществу свойственны автономия личности, активность человека. Если доиндустриальному обществу соответствуют примитивные производственные формы, связь чел с природой, традиции, то индустриальное общество осуществляет развитие на основе энергетических ресурсов, а в постиндустриальном обществе сферы производства взаимосвязаны, энергия заменяется информацией. Целью данной работы является изучение сущности неопозитивизма и особенностей современной философии науки. В соответствии с поставленной целью в ходе выполнения работы решались следующие задачи: - раскрыть сущность неопозитивизма; - рассмотреть особенности современной философии науки и техники; - выделить объект и предмет философии науки в современном мире. В качестве основного метода исследования был использован анализ литературных источников по заданной теме.
Читать дальше
Третий этап развития философии науки был связан с лингвистическим поворотом. А именно, с поворотом в философии науки от анализа основоположений науки к логическому анализу языка науки. Этот поворот был связан с деятельностью Венского кружка, который образовался в начале 20-х годов в результате деятельности молодых ученых и философов под руководством Морица Шлика (1882-1936) - он и является основателем направления неопозитивизма. Представители: Карнап, Нейрат (вместе с Шликом – лидеры этого направления), Гёдель, Гемпель, Фейгль, Филипп Франк и др. Огромное влияние на развитие идей оказали труды Бертрана Рассела, Уайтхеда, Людвига Витгенштейна. [4, 216 с] После прихода в Германии и Австрии к власти нацистов и убийства профессора Венского университета (Шлика) студентом-нацистом буквально на ступенях университета большая часть неопозитивистов была вынуждена эмигрировать в Англию и в США, что способствовало распространению их идей. Философско-методологическую концепцию представителей Венского кружка принято называть неопозитивизмом. Они опирались на идеи Конта и Маха, а также на разработанную Расселом и Уайтхедом символическую (в частности, математическую) логику. Неопозитивисты пытались решать проблемы: - структуры наличного (существующего на данный момент) знания, - проблемы методов познания, - эмпирического базиса науки, - соотношения теоретического и эмпирического уровней познания и, соответственно, языков науки, - критерия научности знания, - проблему унификации, единства науки. [7] Сущность неопозитивизма - в отрицании современной философии как науки, в абсолютизации научно-естественного знания, в недооценке общественных наук. Статус науки должны, по мнению философов этого направления, только естественные науки, которые получают свои знания с помощью естественно-экспериментальных методов. Философия не может быть наукой, поскольку она свои проблемы решает другими методами. Действительно, философия не исследует свои проблемы с помощью научно-естественных, препаративных методов таких, как кристаллизация, спектрография, фильтрация, перегонка, рентгенография и т.п. Однако из этого вовсе не следует, что философия не является наукой.
Читать дальше
Наука – это вид познавательной деятельности человека, направленный на получение и выработку объективных, обоснованных и системно организованных знаний об окружающем мире. В ходе этой деятельности происходит сбор фактов, их анализ, систематизация и дальнейших синтез на базе имеющихся данных новых знаний, которые позволяют осуществлять научно обоснованное прогнозирование будущего. Понятие науки в философии занимает одно из важнейших мест. Наука является основной формой познания мира. Для философского видения мира необходимо иметь определенное представление о науке, о том, что это такое, как устроена наука, как она развивается, что ей доступно, на что можно надеяться благодаря ее достижениям. Понятие науки в философии складывается из ее определения, целей, идеологического базиса (парадигмы), комплекса идей и представлений о том, что представляет собой наука и т.д. Сюда же включают проблемы научной этики – системы правил, регулирующих отношения людей в сфере научных исследований. Любая идеология является оформлением данных, полученных опытным путем, которые касаются взаимодействия людей между собой или с природой. Практически всегда установление истины сопряжено с заблуждениями. Проверка идеологических постулатов эмпирическими методами является достаточно сложной задачей. Понятие науки в философии определяется как сфера деятельности людей, чьей главной функцией является выработка знаний о действительности на объективной основе. Наука представляет собой форму общественного сознания. В нее включается деятельность по приобретению новых знаний, а также сама сумму всех знаний, которые лежат в основе картины мира. Под наукой также понимают отдельные отрасли научных знаний. Система наук в философии делится на общественные, естественные, гуманитарные и технические. Она зародилась еще в древнем мире, но как система начала складываться с 16 века. В ходе своего развития она превратилась в важных социальный институт, необходимый обществу и оказывающий на его деятельность огромное влияние. Исторически выделяются отдельные этапы развития философии науки. Эта философская дисциплина начала развиваться вместе с позитивистским учением. Именно тогда впервые возникла острая необходимость исследования языка, логики и методов точных наук. В различные этапы в качестве основных проблем изучения выделялись разные явления, обсуждались разные темы и не было единства во мнении, что включать в понятие науки в философии. В позитивистской философии (на всех трех этапах) главной задачей философии науки являлось понимание сущности естественнонаучной теории в целом, делались попытки определения ее структуры, средств формирования знаний. В это время появляется проблема роста научных знаний. На последующих этапах становления философии науки позитивисты все больше отходили от действительного содержания научной теории. Логико-позитивистское учение вообще фактически ушло в метафизику, отойдя от науки.
Читать дальше
Данный вопрос довольно интересен и заслуживает внимательного рассмотрения. В первую очередь нельзя путать между собой понятия «философия» и «философия науки», так как это разные вещи. Философия науки – это более конкретная область философии, она может относиться к любой существующей науке: математике, физике, химии и т.д. Философия изучается фундаментальные принципы и общие характеристики, это своего рода система ценностей и мировоззрений. Предмет философии науки в данном случае – это область знаний конкретной науки, именно сюда можно отнести рассуждения о возможностях науки, об области её применения. [5, 294 с] Философия имеет большое значение для современной науки, за всю историю развития она оказывала серьёзное влияние на науку. Любая наука, когда она только зарождалась, изначально основывалась на философии, на её достижениях. Можно сказать, что практически любая наука произошла от философии. Формирование науки происходило в несколько этапов. В самом начале ученые и мыслители не располагали никакими данными, а все их доводы строились только на собственных наблюдениях и размышлениях. Таким образом, прежде чем сформироваться, каждая наука «прощупывалась» на философском уровне. После этого она уже начинала развиваться, в ней появлялась конкретика, начинались первые эксперименты и расчёты, которые уже помогали получить точные данные. Философские размышление помогали определить возможности и перспективы науки, а также возможные границы её применения. На этом же этапе формировалась методология и основные концепции философии науки. Исходя из вышесказанного, мы можем сказать, что предмет философии науки – это непосредственно сама наука, её возможности и перспективы развития. Впервые термин «философия науки» появился ещё 1878 году. Его употребил в своей работе «Логика и философия науки» немецкий учёный Дюринг. Она планировал путём своих работ попытаться расширить границы и сферы применения логики. С тех пор эта терминология начала активно использоваться и другими учёными. Ещё Платон и Аристотель изучали философию науки, называя её структурой и развитием научных знаний. Уже тогда говорилось, что философия науки неразрывна с теорией познания, позже эти идеи прослеживались и в трудах других выдающихся учёных. Философия науки в современном мире Часто можно столкнуться с таким мнением, что философия бесполезна для современной науки. Однако это не так, объект и предмет философии науки остались прежними. Наука требует жертв, жертва любого учёного в том, что он должен быть готов, что его достижения со временем могут подвергнуться критике, либо будут изменены. Конечно, в истории остаются имена великих учёных, но каждый из них работал на общее благо. Достижения одного учёного всегда будут использоваться в других исследованиях, которые помогают делать новые открытия.
Читать дальше
В 20 веке происходило плодотворное развитие науки и философия науки. Члены Венского кружка (1920-1930) австрийские и немецкие ученые объявили логику и философию науки главной областью философии, а всю остальную философию – спекулятивной метафизикой (позитивистский сциентизм). Начиная с 50 годов философы науки начали критиковать эту позицию. Началась разработка концепции постпозитивистской философии науки, для кот характерно внимание к историческому развитию научного знания, его многообразным связям с философской, религиозной и социально-гуманитарной мыслью. Современная философия науки трактует науку как зависящую от социума, но развивающуюся по своим законам сферу человеческой деятельности. Современная философия науки подчеркивает неразрывность и преемственность познания действительности как внутренне единого процесса смены идей, принципов, понятий, методов научного исследования. В качестве одной из важных закономерностей исторического и социального развития научного познания философия науки признает диалектическое взаимодействие дифференциации (выделение новых научных дисциплин) и интеграции (синтез наук), усиление сложности и абстрактности научного знания, расширение процессов математизации (даже в лингвистике) и компьютеризации. Философы науки говорят об аксиологизации науки (учет ценностных компонентов познавательного процесса) и экологизации науки. На современном этапе развития философы науки отмечают критическую, антисциентическую позицию (зеленые, экологическая этика). Звучат призывы к оформлению третьего (традиционного, техногенного) типа развития – цивилизационного (экологическая этика, диалог культур). Современная наука способствует развитию мировоззренческих ориентаций. Если раньше наука была автономна от культуры и социума, то теперь она социокультурно обусловлена
Читать дальше
1. Антюшин, С.С. Основы философии: Учебное пособие / С.С. Антюшин. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, РАП, 2010. - 411 c. 2. Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 480 c. 3. Горелов, А.А. Основы философии: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.А. Горелов Гуманитарные и социально-. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 c. 4. Губин, В.Д. Основы философии: Учебное пособие / В.Д. Губин. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 c. 5. Гуревич, П.С. Основы философии: Учебное пособие / П.С. Гуревич. - М.: КноРус, 2013. - 480 c. 6. Ерина, Е.Б. Основы философии: Учебное пособие / Е.Б. Ерина. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 90 c. 7. Жаров, Л.В. Основы философии: Учебник / Т.П. Матяш, Л.В. Жаров, Е.Е. Несмеянов; Под ред. Т.П. Матяш. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 314 c. 8. Канке, В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений / В.А. Канке. - М.: Логос, 2013. - 288 c. 9. Лешкевич, Т.Г. Основы философии: Учебное пособие / Т.Г. Лешкевич, О.В. Катаева. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 315 c. 10. Логинова, М.В. Основы философии искусства: Учебное пособие / М.В. Логинова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 159 c. 11. Матяш, Т.П. Основы философии: Учебник / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев; Под ред. В.П. Кохановский. - М.: КноРус, 2013. - 232 c. 12. Матяш, Т.П. Основы философии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, Л.В. Жаров, В.П. Яковлев; Под ред. В.П. Кохановский. - Рн/Д: Феникс, 2010. - 315 c. 13. Сычев, А.А. Основы философии: Учебное пособие / А.А. Сычев. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 c. 14. Яскевич, Я.С. Основы философии: Учебник / Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. - Мн.: Вышэйшая шк., 2011. - 301 c.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Стратегический менеджмент (И.Ансофф и др.).
Количество страниц:
14
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Управление персоналом
контрольная работа
Комплексный подход к решению задач по воспитанию звуковой культуры речи детей средней группы
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Логопедия
задачи
Высшая математика
Количество страниц:
1
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Высшая математика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image