Несмотря на то, как складывается жизнь человека, в ней всегда наступает момент, когда он начинает задумываться о том, что его жизнь конечна. Эта особенность выделяет человека из всего остального живого мира. Только человек осознает, что он смертен и только человек может размышлять о смерти, как неизбежном окончании своего земного существования.
При этом, человек не воспринимает смерть только как некую неизбежность или отвлеченную истину. Осознание неотвратимости смерти вызывает у него сильное эмоциональное потрясение, затрагивая самые глубины его внутреннего мира.
В качестве первой реакции на осознание собственной смертности чаще всего выступает чувство безнадежности, а порой и паники. Стремясь преодолеть эти чувства человека, тем не менее, на протяжении всей жизни тяготит мысль о грядущей кончине. Именно осознание своей смертности делает для человека наиболее значимым вопрос о смысле его существования.
Именно в процессе размышлений над этим вопросом у людей зачастую формируется основная «линия» жизни. Возникающие отклонения от этой линии приводят к возникновению тяжелых моральных коллизий. А утрата этой линии может привести к нравственной, а порой и физической гибели самого человека.
Смысл жизни человека, а следовательно и его цель, как правило, связаны с социальными идеями и действиями, определяющими цель и смысл человеческой истории. Человек осознает свою целостность с человечеством, а следовательно и свою ответственность на Земле и во Вселенной.
Именно эта ответственность определяет границы дозволенного. Кроме того, ответственность оказывает влияние на выбор тех или иных средств, которые использует человек ради достижения собственной цели.
Читать дальше
На протяжении всей истории развития человечества менялись подходы к рассмотрению вопросов смысла жизни. Одни толкователи этой проблемы стремились уменьшить значение самоценности человеческой жизни на основе призывов человека к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но это противоречило самой природе человека, поскольку человек хочет быть счастлив в своей жизни, а не способствовать счастью других людей в ущерб себе. При этом, человек должен быть счастлив сам по себе, не за счет счастья других людей [4].
Поэтому одним из наиболее значимых вопросов, который привлекал внимание многих философов, является вопрос о смысле жизни человека. По сути, это вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить. Остальные вопросы философии имеют второстепенное значение.
Существует несколько подходов к решению этой сложной проблемы.
Так, на протяжении многих веков сторонники философии гедонизма и эвдемонизма рассматривают в качестве смысла жизни и ее высшей цели следующее:
• сторонники гедонизма – достижение максимальных наслаждений;
• сторонники эвдемонизма – достижение счастья.
По мнению приверженцев утилитаризма, смысл жизни человека заключается в достижении выгоды, пользы, успеха.
По мнению приверженцев прагматизма, цель жизни оправдывает любые средства, которые способствуют ее достижению.
С точки зрения христианской православной традиции «человек не имеет границ своей человеческой природе». Поскольку Бог является свободной духовной личностью, то цель человека заключается в том, чтобы достичь такого же уровня. Таким образом, перед человеком стоит идеал, к которому он должен стремиться на протяжении всей своей жизни. То есть основная задача, стоящая перед человеком заключается не в изменении мира, а в формировании себя самого. Таким образом, совершенствование себя, как части природы является источником радости и свободы.
Читать дальше
К каким бы целям ни стремился человек, и какие бы средства он не использовал для достижения этих целей, все равно рано или поздно у человека возникает вопрос, насколько его жизнь уравновешивается с жизнями людей ведущих бесцельное или безнравственное существование.
Этот вопрос становится более значимым, поскольку жизнь любого человека не бесконечна и рано или поздно смерть прервет ее. а значит возникает вопрос насколько значимы понятия добра и зла, правды и лжи. Преодолеть это люди стремились на основе постулата о «бессмертности души» и «загробном воздаянии». Впоследствии сформировалась теория об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях».
В результате осознания своей смертности и в результате раздумий о смысле своей жизни человек сформировал собственное отношение к жизни и смерти. Эти поиски смысла жизни и стремление постичь таинство бытия нашли свое отражение в истории развития мировой культуры [3].
Кроме философии вопросами поиска смысла жизни занимаются так же мифология, религиозные учения и искусство. Но подходы к этому вопросу у них различны. Философия при изучении данного вопроса обращается в первую очередь разуму человека. С точки зрения философии человек должен самостоятельно искать ответ, на этот вопрос прилагая к этому большие духовные усилия. Роль философии в данной ситуации заключается в том, чтобы помочь человеку, анализируя предшествующий опыт человечества, в поиске ответа на этот вечный вопрос.
Философский материализм отрицает любую возможность физического бессмертия человека, лишая его, таким образом, надежды на загробную жизнь. Это приводит к тому, что человек делает трудный шаг, который основывается на осмыслении конечности своего бытия.
Читать дальше
В настоящее время философские вопросы о жизни и смерти играют важную роль и их разрешение имеет большое значение в связи с развитием биологии и медицины. Основная цель гуманистического подхода заключается в том, чтобы дать человеку морально-нравственную опору перед лицом смерти.
Реальный философский гуманизм формирует идеал, на основе которого определяется смысл человеческой жизни. Этот идеал базируется на диалектической взаимосвязи природно-биологического и социального, конечного и бесконечного, смерти и бессмертия человека.
По сути, это выступает в качестве базы для регулирования нравственности, как в индивидуальной жизни человека, так и в его отношении к смерти. Следовательно, бессмертие человека заключено в бессмертии разума и гуманности.
Не менее значимым является вопрос о смысле человеческой жизни. Под смыслом жизни люди понимают разные вещи. У каждого человека может быть свой смысл жизни, так как они предполагают, что смысл жизни человека – это его цели, его мечты и стремления.
Читать дальше
1. Введение в философию: Учебн. пособие для вузов/Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2002. - 623 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2000.
3. Радугин А.А., Радугин П.А. Философия: курс лекций. - М., 2004.
4. Философия / Под ред. В.Н Лавриненко. - М., 2003
Читать дальше