Проблема литературных жанров традиционно привлекает внимание исследователей и активно разрабатывается в литературоведении. Являясь не только формой бытия литературы, но и формой бытия языка, жанр фокусирует в себе все важнейшие аспекты художественных произведений: характер референции в тексте, амбивалентность семантики, множественность интерпретаций слова, абсолютный антропоцентризм. Многообразие жизненных отношений вызывает к жизни многообразие жизненных форм, в которых мы находим различные способы изображения человеческих характеров в наиболее типичных для них проявлениях . Одной из таких форм является рассказ.
Изучение рассказа как особого типа текста обусловлено необходимостью дальнейшей разработки типологии текстов, распространением малых жанров в англоязычной прозе и недостаточным количеством не столько литературоведческих, сколько лингвистических исследований, в которых изучались бы композиционно-речевая структура и лингвостилистические особенности рассказа.
По-прежнему актуальна идея М.М. Бахтина о безусловной коммуникативной детерминированности речевого жанра и зависимости языковой структуры и композиционного построения от жанровой специфики произведения.
Подобный ракурс исследования предполагает при изучении жанра с позиций лингвостилистики интеграцию данных о специфических признаках рассказа. Изучение жанров относится к числу наиболее сложных и недостаточно разработанных как литературоведением, так и лингвостилистикой вопросов. Сам термин жанр полисемантичен. Им обозначают и литературный род (эпос, лирика, драма), и вид художественного произведения (роман, повесть, рассказ), и жанровую форму (например, научно-фантастический рассказ). Поэтому говорят и о жанре рассказа, и о жанре научной фантастики, и о жанре научно-фантастического рассказа.
В литературоведении жанр определяют как повторяющееся во многих произведениях на протяжении истории развития литературы единство композиционной структуры, обусловленное своеобразием отражаемых явлений действительности и характером отношения к ней художника . С точки зрения лингвистики, жанр - это определенный отбор и комбинаторика языковых средств.
Жанр ñ не постоянная система. Он обновляется, видоизменяется вместе с эпохой, отражая современную ему картину мира языком определенной эпохи. Образующие жанр произведения значительно различаются по форме в творчестве писателей, принадлежащих к разным литературным направлениям и историческим эпохам. При этом жанр не теряет определенности и устойчивости главных структурных признаков. Процесс рождения жанров ´не прекращается никогда. Жанр возникает ... и спадает, обращаясь в рудименты других систем .Традиционные жанры могут смешиваться, образуя новые. Современная теория жанра не ограничивает их число.
Читать дальше
метод литературного творчества должен использоваться систематически. В качестве примера, мы предлагаем систему литературно-творческой деятельности учеников 1 класса, из учебника Т.В.Рыжковой «Литературное развитие младших школьников». В таблице «Литературно-творческие работы в 1 классе» соотнесены темы уроков, теоретико-литературные знания и возможные виды литературно-творческих работ, из которых учитель при изучении темы выбирает наиболее интересные для его учеников, доступные им и в то же время способствующие формированию или развитию у младших школьников определенных умений. Таким образом, вид работы выбирается в зависимости от целей и задач урока, художественной природы произведения, уровня литературного развития учеников (при этом следует учитывать индивидуальные особенности школьников) и их интересов.
Читать дальше
Алавидзе О.Г. Воспитание эстетического отношения к произведениям изобразительного искусства. Эстетическое воспитание школьников. Под ред. Таборидзе М.Д . [Текст] / О.Г. Алавидзе – Москва.; 1988.
2.Амонашвили Ш.А. ,Личностно-гуманная основа педагогического процесса. [Текст] / Ш.А.Амонашвили-Минск.;Университет,1990.-56с.
3.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации . [Текст] / Разраб. проекта Н.Д.Никандров, А.М.Кондаков, М.В.Рыжаков.- М.: Просвещение,2008.-25с.- (Стандарты второго поколения).
4.Бунеев Р.Н. Процесс воспитания как составная часть образовательной системы. [Текст] / Р.Н.Бунеев // Начальная школа до и после.-.2009г. № 5. стр. 1-3.
5.Выготский Л.С. Воспитание чувств. Педагогическая психология. [Текст] /Л.С. Выготский – М.; «Педагогика»,. 1991. – С. 138–144.
6.Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Под ред.
В.В.Давыдова - М.; 1991.-56с.
7.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический образовательный очерк. [Текст] /Л.С. Выготский - 2-е изд.- М.;1967.-с.27.
8.Гречинская В.С. Наглядность на уроках русской литературы: Пособие для учителя.[Текст]/ В.С. Гречинская – Киев.; Рад.шк., 1983- 152с.
9.Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка [Текст] / В.В.Давыдов // Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В.В.Давыдова. – М.:;«Педагогика», 1990. – С. 8–12.
10.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания. [Текст] / В.В.Зеньковский М.;1996.
11.Дмитриева Н.А. Изображение и слово.[Текст]/ Н.А. Дмитриева - М.; Искусство.1962
12.Доманский В.А.Культурологические основы изучения литературы в школе. [Текст] / В.А.Доманский – Томск.; ТГУ,2000.-272с.
13.Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: Учебное пособие. [Текст] / В.А.Доманский - М.; Флинта: Наука, 2002.- 368с.
14.Данилюк А.Я. Духовно- нравственное воспитание российских школьников. [Текст] А.Я.Данилюк / / Педагогика .-2009г. № 4 стр. 55- 63
15.Жарковская Т.Г.Организация духовно- нравственного образования средствами различных учебных дисциплин. [Текст] / Т.Г Жарковская
// Педагогика. -2008г. № 10. стр. 49-53.
16.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. О начальном обучении. .[Текст]/ Л.В Занков- М.;1999.
17.Концепция модернизации российского образования на период до2010года- утверждена распоряжением Правительства РФ от29.12.2001г. № 1756-Р(п.2.)
18.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект/ РАО; Под ред. А.М.Кондакова. А.А.Кузнецова.-М.: Просвещение, 2008.-39с. – (Стандарты второго поколения).
19.Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. [Текст] / Г.Н.Кудина , А.А.Мелик-Пашаев– М.;1988.
20.Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методические разработки. 1 класс. [Текст] / Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская– М.;1990.
21.Колесникова И.А., Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен. [Текст] И.А.Колесникова / / Педагогика.- 2008, №9. стр. 25-33.
22.Лавлинский С.П. Технология литературного образования. [Текст]/ С.П. Лавлинский- М.;2003.
23.Лепская Н. Опыт диагностики художественного восприятия..[Текст] / Н.Лепская -/ / Искусство в школе.2004.№1
24.Маслов С.И. «Дидактические основания духовно-нравственного воспитания ». [Текст] /С.И. Маслов // Педагогика 2008г. № 9 .с.46-51.
25.Маранцман В.Г. Интеграция художественного произведения как технология общения с искусством. [Текст]/ В.Г.Маранцман -/ / Литература в школе.1998.№ 8 .с 91-98.
26.Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. [Текст] /В.Г. Маранцман – Л.; ЛГПИ им. А.И.Герцена. 1974
27.Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфики // Литературное и речевое развитие школьников. [Текст] / В.Г.Маранцман– СПб.,. 1992.
28. Маранцман В.Г. Эволюция читателя-школьника / Проблемы методики преподавания литературы. [Текст] / В.Г.Маранцман– Л.; ЛГПИ им. А.И.Герцена. 1976.
29.Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей / Под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана: В 2-х ч. [Текст]– М.; «Просвещение», «Владос». 1995.
30.Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. [Текст] / Н.Д.Молдавская– М .;«Педагогика».1976.
31.Николаева С. Искусство «заманить воображение» [Текст] / С.Николаева С. //Детская литература .- 1998г. №4 .с68-71
32.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. [Текст] / М.И. Оморокова – М.; 1999.
33. Оморокова М.И., Раппопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей: Книга для учителя. [Текст] / М.И.Оморокова– М.; «Просвещение», 1990; «АРКТИ», 1997.
34. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат. / Под научн. ред. А.А.Леонтьева.М.: Баласс, 2003.-368с.
35.Петракова Т.И., Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики. [Текст] // Педагогика .- 2007г. № 2.стр. 59-68.
Читать дальше