Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт, основоположник русского литературного языка.
Творчество А.С.Пушкина - величайшее достояние отечественной культуры. Творчеством Пушкина была завершена длительная эволюция литературного языка. Поэт использовал все, что достигли русские писатели восемнадцатого и начала девятнадцатого века в русском литературном языке и стилистике. Он усовершенствовал все достижения замечательных реформаторов языка восемнадцатого века – Ломоносова, Карамзина и Крылова .
Пушкин в своих произведениях соединил всех жизнеспособные элементы русского литературного языка – и живую народную речь, элементы которой присутствуют во всех жанрах произведений поэта.
Гений Пушкина значительно выше того уровня восприятия, которым обладает современный русский человек. Художественная образность и звуковое оформление стихотворного наследия Пушкина являются недосягаемыми для поэтов современности. Вообще, в литературоведении и языковедении отсутствует научный аппарат, который во всей полноте может оценить дар Пушкина – ведь для того, чтобы оценить Пушкина по достоинству, нужно, по крайней мере приблизиться к нему по уровню таланта и развития. Русской культуре, русским людям вообще еще очень долго нужно «расти» до Пушкина. Возможно, когда-нибудь мы и «дорастем» до него. Однако человек, определивший развитие художественного мира на много столетий вперед, неизменно будет предметом удивления и восхищения.
Читать дальше
1.1. А.С. Пушкин как основоположник русского литературного языка
Творчество А.С.Пушкина наполнено самыми совершенными образцами литературного языка начала Х1Х века. Стихи и проза поэта – самое полное отражение норм русского языка, характерных и для пушкинской эпохи, и для современности. Не напрасно учебники по русскому языку содержат множество примеров из пушкинских произведений.
А.С.Пушкин хотел устранить разрыв литературного языка с живой русской речью, свойственный русской литературе до него. Он избегал архаики, старался не использовать вышедшие из употребления слова и обороты речи. В текстах Пушкина элементы литературного языка сочетаются и чередуются с элементами живой русской народной речи.
Пушкин был чрезвычайно внимателен в вопросах чистоты и правильности литературного языка, он ощущал свою связь с литературными и языковыми традициями прошлого, однако это не мешало ему относиться к ним критически, реформировать их и пересматривать.
Первый основной период творчества Пушкина, ограниченный лицейскими годами и началом двадцатых годов, характеризуется традиционной поэтической манерой. Поиски поэтом новых форм тогда только начинались. Во время второго периода, который начался с середины двадцатых годов, поэт работал над «Борисом Годуновым» и «Евгением Онегиным». В этих произведениях расцвел реалистический метод, полностью раскрылись все особенности языка и стиля. Одним словом, Пушкин предстал как реалист, новатор, реформатор русского литературного языка .
Читать дальше
2.1. «Скупой рыцарь»
Как уже говорилось выше, само название этой маленькой пьесы содержит в себе неразрешимое противоречие. «Скупой рыцарь» - как это может быть? Рыцарь по определению не может бать скупым, рыцарь – значит щедрый, великодушный и благородный. Тем не менее, мы немедленно убеждаемся, что старый барон – действительно Рыцарь. Он влюблен, он со всей страстью служит – но не прекрасной даме, а золоту. Золото для него - объект самой нежной привязанности и самого преданного поклонения.
«…Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам».
Барона терзают сразу две страсти: жадность и гордость.
Сатанинскую гордость старого барона ласкает сознание своего богатства и той власти, которую оно дает ему:
«Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу…»
Особое наслаждение доставляет барону не только то всесилие, которое дает огромное богатство, но и то, что он не распоряжается им.
«Я выше всех желаний; я спокоен;
Я знаю мощь мою: с меня довольно
Сего сознанья...»
Читать дальше
Пушкин – родоначальник современного русского литературного языка. В творчестве Пушкина окончательно сложились нормы русского литературного языка и основы литературной стилистики. Творчество Пушкина – бесспорная вершина русской литературы, никем из русских поэтов и писателей не превзойденная.
«Маленькие трагедии» Пушкина – это уникальные драматические произведения. Стройность сюжета, красота изложения, ясный и простой язык этих произведений ставят их в один ряд с высочайшими достижениями мировой литературы. Помимо литературных достоинств, «Маленькие трагедии» отличаются глубочайшим авторским проникновением в глубины человеческой психологии.
Задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены:
1. Анализ творчества А.С. Пушкина.
Выполнено в главе 1, п. 1.1. и 1.2.
2. Исследовать пьесу «Скупой рыцарь».
Выполнено в главе 2, п. 2.1.
3. Изучить пьесу «Моцарт и Сальери».
Выполнено в главе 2, п. 2.2.
4. Изучить пьесу «Каменный гость».
Выполнено в главе 2, п. 2.3.
5. Исследовать «Пир во время чумы».
Выполнено в главе 2, п. 2.4.
Цель курсовой работы достигнута, работа завершена.
Читать дальше
1. Пушкин А.С. Малое собрание сочинений. М.: Азбука-Аттикус, 2001
2. Алексеев М.П. Пушкин: сравнительно-историческое исследование. - М., Знание, 1991
3. Алексеев М.П. Пушкин: сравнительно-историческое исследование. - М., Знание, 1991
4. Бочаров С.Г. О художественных мирах. - М., 1985
5. Булгаков С.Н. Пушкин в русской философской критике. - М., 1990
6. Гроссман Л.П. Пушкин. - М., 1958
7. Иванов В.А. Пушкин и его время. - М., 1977
8. Лежнев А.З. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования. - М., 1966
9. Мясоедова Н.Е. Из историко-литературного комментария к лирике Пушкина. // Русская литература. 1995. №4. С. 27 - 91
10. Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. - М., 1987
11. Сорокин Ю.С. Значение Пушкина в развитии русского литературного языка. – История русской литературы, т. VI, М. - Л., 1953
12. Тойбин Н.М. Пушкин и философско-историческая мысль в России на рубеже 1820-х и 1830-х годов. - Воронеж, 1980
Читать дальше