В России чиновник такая же беда, как «дураки и дороги». Традиция негативного отношения к чиновникам у нас сформировалась давно. Ее психологические истоки берут начало, по всей видимости, в Средневековье, когда у местных правителей появилось дарованное князьями «право на кормление», означавшее сбор дани с земель и городов в пользу власти. Фактически это была налоговая система, формировавшая общий бюджет, из которого содержалась, например, дружина, защищавшая русские земли от врагов. Но сам факт сбора средств и необходимость расстаться с частью заработанного тяжелым трудом не мог не вызывать у части населения иного чувства, чем неприязнь.
Со временем ситуация лишь усугублялась, разрыв власть предержащих и российского народа рос.
Движущей силой карьеры чиновника являлась благосклонность вышестоящего, а общественное благо оставалось на вторых, а то и на третьих ролях. Образ чиновника, то жалкого и подобострастного, то сановного и недоступного, не вызывал ни уважения, ни тем более симпатии.
Сейчас сама принадлежность к профессиональной группе чиновничества вызывала и вызывает сомнения в честности данного индивида и его способности приносить хоть какую-то пользу обществу.
За кадром этого, не прекращающегося в России, по большей части тихого противостояния власти и народа, оставался и остается вопрос: «Есть ли жизнь без чиновника?».
Отметим, что за всю историю человечества общественного устройства «без чиновника» не придумано. Даже знаменитые утописты Томмазо Кампанелла и Томас Мор не смогли в своих книгах описать, как жить обществу без них.
Поскольку жизни без бюрократов не бывает, то европейцы решили направить их деятельность на благо общества. В европейском понимании бюрократ – это тот, чья деятельность четко регламентирована, а главный критерий ее эффективности — общественная польза.
Вот, пожалуй, тот камень преткновения, о который споткнулась не одна административная реформа. Все чаще основной упор при решении проблемных вопросов делается на технологиях. Они сегодня кажутся панацеей от социальных и экономических болезней страны. И без них, конечно, нельзя. Но технологиям можно научить любого, способного к обучению, а вот задуматься о последствиях тех или иных решений может только тот, кто служит своему городу, стране, народу. Служит, а не прислуживается. Их и нужно выделять и поощрять — тех, кто не за страх, а за совесть.
Увы, пресловутая «спираль молчания» убеждает нас, что таких чиновников нет. СМИ пишут о коррупции и чиновничьем беспределе, эксперты — о грядущих катастрофах и кризисах. Но жизнь-то, несмотря на прогнозы, продолжается: транспорт ходит, больницы работают. И происходит это не само по себе, а потому что кто-то в срок и профессионально организует все это для нас. Вот только внимание мы обращаем на этих «маленьких людей» только тогда, когда что-то не так: автобус не пришел вовремя или соли многовато насыпали на тротуар. А если все хорошо, можно и промолчать.
Стратегическом прогнозе до 2020 года, подготовленном разведсообществом США, проблема качества российского государственного управления выделяется в качестве главной проблемы для России. Прекратив свое существование в качестве члена СССР, Россия во многом сохранила всю систему государственного управления, характерную для него. Неэффективность этой системы и стала одной из главных причин прекращения существования СССР. Следовательно, проблема повышения качества государственного управления существует на протяжении длительного периода времени, влияя на положение России на международном уровне.
Проанализируем положение России в рейтингах, характеризующих качество государственного управления и успешность страны на международном уровне. Для этих целей закономерным представляется рассмотреть рейтинги ВЭФ и IMD и оценить на их основе конкурентоспособность РФ в мировой экономике
В соответствии с рейтингом ВЭФ за 2013-2014 годы, Россия находится на 64 месте из 142 стран. По сравнению с предыдущим годом Россия поднялась на 3 позиции. К сильным сторонам относятся большой объем рынка, хорошее развитие макроэкономической среды, развитость инфраструктуры, достаточно высокий уровень высшего образования и профессиональной подготовки и неплохой инновационный потенциал. К слабым сторонам можно отнести недостаточное развитие институтов, финансовых рынков, низкая эффективность товарного рынка и низкий уровень модернизации оборудования.