Актуальность исследования данной темы в том, что организационная структура должна быть приведена к состоянию, приемлемому с точки зрения ожидаемых результатов, и поддержанию этого состояния с учетом изменяющихся условий - главная, наиболее общая функция системы управления в сфере гостеприимства. Основными факторами, образующими структуру в данном контексте мы называем значения характеристик элементов и подструктур организации, а также характеристик внешних влияющих условий: цены, законодательства, спроса и т. п.
Организационная структура эффективна, если структурообразующие факторы упорядочены и согласованы друг с другом и все вместе способствуют достижению целей предприятия.
Объектом исследования выбрана структура предприятия индустрии гостеприимства, цель которой повышение устойчивости его существования и развития, совершенствование управления и рациональность использования ресурсов.
Предмет исследования организация и система управления в предприятии гостеприимства.
Цель исследования заключается в определении эффективных систем в структуре управления.
Задачи исследования:
1. Определить постановку целей и реализацию стратегии в предприятии гостеприимства;
2. Исследовать проектирование организационной структуры;
3. Исследовать системы управления в организационной структуре.
При проектировании организационной структуры, после установления целей, разработки стратегии их достижения, а также системы управления реализацией стратегии, следующим шагом является проектирование организационной структуры, которая будет поддерживать реализацию целей и получение результатов, то есть создание основы бизнеса. При построении структуры учитываются следующие принципы: прозрачной (персонал должен понимать структуру предприятия), область компетенций каждого работника, каждый работник должен подчиняться только одному руководителю, структурные уровни должны быть минимальными.
Для реализации стратегии выбирается единоличный или коллективный исполнительный орган.
За основу организационной структуры следует принять систему управления реализацией стратегии, так как она воплощает в себе архитектуру для решений и действий по реализации стратегии. Каждая функция системы управления подразделяется на направления, для каждой вводятся ключевые показатели, устанавливаются необходимые инициативы по выполнению показателей, а также выявляется потребность в кадрах и финансах, что и позволяет проектировать организационную структуру. Фундамент структуры закладывается в осуществлении продуктивных функций (маркетинговой, производственной, сбытовой) на базе применения обеспечительных функций (организации и управления, кадров, финансов).
Организационная структура предприятия гостеприимства – это взаимосвязанная система распределения полномочий, ответственности за принятие решений, использования ресурсов на их реализацию. Структура составляется из организационных профилей: уровней, звеньев, связей.
В зависимости от целей собственников, специфики предоставления услуг, личности руководителя и кадров устанавливаются виды взаимодействия (подчиненности) между организационными профилями: линейные, функциональные, проектные, матричные и другие.
Уровень топ – менеджмента имеет смысл, если топ – менеджеры являются центрами решений, то есть им делегируются права и ответственность за определенные направления бизнеса. Структура топ центров утверждается в общей иерархической организационной структуре. После определения топ центров, необходимо отстроить структуру их звеньев, то есть состав входящих подразделений или должностей, напрямую подчиняющихся топ управленцу. Количество уровней в топ центрах уточняется в зависимости от масштабов деятельности, количества решаемых задач топ центрами, управляемости и других критериев. Ограничение в количестве уровней состоит в обеспечении рациональности – каждый уровень это потеря информации, дополнительные затраты и т.д.
Важнейшую роль в организации и структурировании играет определение профессиональной, квалификационной и численной структуры, то есть разработка штатного расписания. Роль штатного расписания заключается в построении внутренней структуры подразделения, определении потребности в персонале для выполнения функций, задач, процессов в реализации стратегии на основе разделения труда, оценки требуемой квалификации. Потребность в персонале выражается через: профессиональный состав кадров, квалификационные и иные требования к уровню специалистов, расчет численности кадров по каждой должности и специальности и тарификация оплаты труда – оценка стоимости труда по конкретной должностной позиции.
И так в заключение можно сделать следующие выводы: