В ходе исследования нами были изучены главные вопросы, которые касаются положений о наследовании выморочного имущества и проблем, которые возникают при практическом применении данных норм.
Также нами были сделаны следующие выводы:
Институт наследования выморочного имущества имеет публично-правовое назначение.
Во-первых, он служит для обеспечения правопорядка в обществе, исключая, тем самым, незаконный захват чужого имущества и обеспечивая хозяйственное устройство имущественных ценностей с помощью передачи их в надлежащее управление и использование.
Во-вторых, он олицетворяет идею рационального ограничения круга родственников при наследовании по закону в пользу общественных интересов. На основе этой идеи передача наследства в публичную собственность имеет несомненные морально-нравственные преимущества перед передачей наследственного имущества таким дальним родственникам наследодателя, что не исключается получение наследства случайными людьми.
В-третьих, институт наследования государством выморочного имущества вступает в действие лишь постольку, поскольку исчерпаны все законные основания призвания к наследству родственников и других лиц, которые составляют круг наследников по закону, включая наследование по праву представления, по праву подназначения, в порядке наследственной трансмиссии, приращения наследственных долей, восстановления срока для принятия наследства.
Наследование выморочного имущества – один из основных случаев участия государства в отношениях по наследованию. Данное участие имеет многовековую историю. Значение государства в наследственных отношениях не раз менялось на разных этапах формирования и развития государства. Так если на первых порах развития вся наследственная масса умершего отходила к государству, то со временем в отечественном государстве с момента появления института частной собственности чересчур огромная роль государства в данной области правоотношений понемногу снижалась. На данный период времени за государством остается право наследования исключительно в случаях указания его в завещании или же в ситуациях, называемых «выморочным» наследованием.
На основании статьи 1151 ГК РФ имущество умершего считается выморочным в том случае, если отсутствуют наследники по закону, по завещанию, или ни один из наследников не имеет права наследования или все наследники отстранены от наследования, или ни один из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Закрепленный перечень случаев, когда имущество умершего признается выморочным, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Субъектом права наследования выморочного имущества является только Российская Федерация.
Содержание принадлежащего государству права на наследование выморочного имущества имеет существенные отличия от права наследования, которое возникает по другим основаниям у наследников по закону или по завещанию.
Одной из основных особенностей положения Российской Федерации в области наследования выморочного имущества является особое положение государства как наследника, ввиду того, что ее права в сравнении с другими наследниками, являются немного ограниченными, например, в том случае, если имущество стало выморочным по той причине, что наследник пропустил срок на принятие наследства, Российская Федерация конституционно обязана дать наследнику, который пропустил срок на принятие наследства, свое согласие на принятие наследства после истечения этого срока независимо от его просьбы, так как соблюдение прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Именно с обязанностью Российской Федерации гарантировать право наследования связано ограничение права РФ на предъявление иска о признании совершенных наследниками действий не свидетельствующими о принятии ими наследства, в случае если наследники заявляют о фактическом принятии наследства.
Следующей особенностью Российской Федерации как наследника по закону выморочного имущества является то, что она наделена статусом, в некоторых отношениях отличающимся от положения других наследников по закону. Прежде всего, Российская Федерация, выступающая в качестве наследника выморочного имущества, не должна принимать наследство: «Для приобретения выморочного имущества: принятие наследства не требуется» (п. 1 ст. 1152 ГК).
В настоящее время остаются неурегулированными ряд вопросов, в связи с чем можно предположить, что необходимо принятие закона, в котором должны быть указаны органы и лица, которые будут обязаны выявлять случаи выморочного наследства и сообщать о них соответствующим государственным органам, принимать меры охраны такого наследства, состоящего из движимых и недвижимых вещей, и управления имуществом в интересах государства, вступать во взаимодействие с нотариальными органами, обеспечивать организацию и ведение учета, оценки выморочных наследств, оплачивать долги наследодателя, участвовать в отношениях с другими лицами, претендующими на то же наследство либо оспаривающими его выморочность и т.п. В законе должны быть предусмотрены меры, предотвращающие злоупотребления в этой области, формы ответственности за нарушение закона.