Залог успеха современного педагога в его педагогической деятельности по обучению, развитию и воспитанию учащихся состоит в постоянном процессе самосовершенствования его профессиональных качеств.
Проект современной модернизации образования в целом уже на первых этапах его реализации предъявляют ко всем педагогам, в том числе и молодым новые требования – требования повышения своей профессиональной компетентности.
Особо актуальными становятся ранее известные личностные и профессиональные качества каждого педагога – это коммуникативность, толерантность, политическая корректность, эмпатия, способность к рефлексии своей педагогической деятельности и прогнозу его результата.
Важнейшая сфера жизнедеятельности человека является общение. Общение - сложный и многомерный процесс, во время которого осуществляется психологический контакт между собеседниками, передача информации и эмоционального состояния, координация общей деятельности.
Умение молодого учителя общаться с учениками – один из факторов успешности, его будущей педагогической деятельности. Овладение коммуникативными знаниями и умениями использовать их на практике способствует созданию положительного психологического климата в коллективе учащихся, оптимальной и эффективной организации воспитательной работы; помогает молодым педагогам регулировать взаимоотношения участников образовательного процесса.
Одним из направлений Программы является организация методической и психолого-педагогической работы с молодыми педагогами по формированию коммуникативных умений у них и предусматривает овладение учителями-предметниками и классными руководителями знаниями необходимых нормативно – правовых документов, психолого-педагогическими и учебно-методическими знаниями; диагностико - проективными умениями.
В основе Программы лежат основные положения Концепции модернизации российского образования, подпрограмма закона «Об образовании», положение о школе молодого учителя.
Выполнение основных мероприятий программы будет способствовать научно-практическому решению вопросов комплексного развития ребенка, дальнейшему повышению профессиональной компетентности молодого учителя, развитию и совершенствованию процесса гуманизации и интеграции образования, реализации деятельностного подхода, внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Читать дальше
Проблема понимания «другого» в педагогическом общении остается достаточно сложной и пока нерешенной ни в области начального и среднего образования, ни в области образования высшего. Например, учитель для ребенка является значимым «другим». Это тот, кто в его жизни играет важную роль. В школе ребенок полностью зависит от речи и поведения «другого». «Другой» модифицирует желания ребенка и стремится изменить его самого. В вузе никто не стремится изменить личность студента, но педагогическое диалогическое общение остается инструментом взаимопонимания и двигателем их профессиональной мотивации.
А. А. Бодалев предлагает рассматривать педагогическую деятельностью как узкое определение общения, в котором содержится процесс контактирования, имеющий своей целью намеренное влияние или воздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности непосредственного партнера. Без контакта не будет диалога, связанного с полноценным и оптимальным общением [1]. Это обеспечивает способность к конструктивным, нестандартным решениям и поведению, осознанию и развитию своего опыта. Данная способность проявляется в быстроте, гибкости, точности, оригинальности мышления, богатом воображении, приверженности к высоким эстетическим ценностям, самообладании и уверенности в себе. Практика показывает, что школьная организация, как отлаженный механизм создания штампов и стереотипов, очень быстро превращает учителя в «прокрустово ложе», в котором каждого ребенка станут «примерять» затем, чтобы или «подпилить ноги», или «вытянуть шею». Вот такие, «прокрустрированные» дети становятся студентами и, при естественных возрастных особенностях, им очень трудно изменить стереотипы в общении, навязанные в школе. На пути к развитию способности к диалоговым отношениям стоят внутренние и внешние барьеры. К внутренним барьерам относятся:
− стереотипы (половые, возрастные, статусные);
− излишняя ориентация на одобрение (желание сделать все правильно);
− заниженная самооценка;
− недостаточный уровень саморегуляции.
К внешним барьерам диалогического общения относится:
− критика;
− стресс-факторы актуальной ситуации.
Критика часто носит деструктивный характер, и в этом случае она превращается в процесс внушения.
Читать дальше
тренинг,
деловые игры,
собеседования,
мастер - классы,
психолого-педагогические консультации,
психологические практикумы,
дискуссии,
методы проигрывания и анализ ситуации,
методы музыкотерапии и проективного рисунка.
Тема занятия: Возникновение, развитие общения и взаимоотношений. Взрослый и ребенок
Цель:
Рассмотреть особенности взаимоотношений взрослого и ребенка. Отработать навыки общения с ребенком.
Основное содержание:
Сообщение слушателям информации об общении, его функциях и видах. Проведение деловой игры. Подведение итогов.
Формы и методы работы:
Деловая игра «Взрослый и ребенок».
Тема занятия: Семья и общение
Цель:
Рассмотреть особенности общения в семье.
Основное содержание:
Рассмотрение роли семьи в воспитании. Влияние семьи на развитие ребенка. Формирование особенностей общения в семье. Проведение дискуссии. Подведение итогов.
Формы и методы работы:
Дискуссия о влиянии общения ребенка в семье на его общение в школе.
Читать дальше
Гадамер, Г.-Г. Язык и понимание. О круге понимания // Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
2. Красноперова, Е. В. О речевой агрессии учителей // Речевая агрессия в современной культуре : сб. науч. трудов. Челябинск, 2005.
3. Роджерс, К., Фрейберг, Д. Свобода учиться. М. : Смысл, 2002.
4. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Об А. Маслоу // Хьелл, Л., Зиглер, Д. Мастера психологии. СПб., 1997.
Читать дальше