Ситуация, в которой происходит столкновение интересов, ценностей и взглядов двух или более людей, замечательна тем, что ведет к развитию, взаимному обогащению социального, познавательного, трудового или какого-нибудь другого опыта. Если же стороны воспринимают интересы свои и другой стороны как противоположные и несовместимые одновременно, то может возникнуть противоборство, именуемое конфликтом [2].
В данной контрольной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Особенности психологии конфликта,
2. Конфликт как воздействие в педагогическом общении.
Читать дальше
Личность рождается и воспитывается в условиях социума.
Социальное – необходимое условие для становления человека, его нравственноэтических свойств, элементов деятельности, формирования внутреннего мира, окружения. Уже с самого рождения человек вступает в негласную борьбу за существование.
Первоначально эта борьба имеет примитивные, схожие с животным миром, формы – борьба за пищу, сон, физический комфорт. Уже с момента формирования речи у ребенка формируются следующие после физиологических потребностей – потребности социальные. Потребность в принадлежности и любви, поддержке со стороны социума является также основополагающей потребностью для развития личности.
Однако, к сожалению, не всегда личность имеет возможность удовлетворять все свои потребности. Зачастую взгляды и установки самой личности расходятся с взглядами и установками другой личности или группы. Как только возникает противопоставление мнений, суждений, мотивов, желаний, взглядов, неизбежно возникает конфликт, в своей открытой или латентной форме. Таким образом, эволюционный взгляд на конфликт имеется в повседневной жизни каждой личности, группы.
Сам термин «конфликт» имеет латинское происхождение от conflictus – «столкновение», при этом на большинстве языков мира слово «конфликт» имеет схожее звучание и значение. Можно жить, обходясь без слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов.
Еще с древних времен мыслители пришли к выводу, что избежать конфликтов нельзя, что это данность сосуществования людей друг с другом. Что же тогда остается? Остается изучать причины возникновения, способы урегулирования и разрешения, меры предотвращения и профилактики конфликтов.
Для начала остановимся на том, как же все-таки понимали причины возникновения конфликтов в различные времена.
Читать дальше
Продуктивность работы учителя во многом определяется его успешностью в педагогическом общении.
Условием успешности общения, по мнению А.А. Бодалева, является развитие такой направленности личности, при которой «другие люди стояли бы не на периферии, а непременно в центре складывающейся у его системы ценностей»[5;6].
Исследователи Коломинский, В.А. Кан-Калик и др. отмечают, что педагогическое общение включает в себя как эмоциональный, так и ценностно-ориентационный компоненты [4].
Э.И. Киршбаум определяет, что функциональное значение конфликтных ситуаций состоит в выявлении «узких мест в структуре педагогического взаимодействия, в личности педагога и личности воспитанника, в представлении возможности кардинального изменения ранее сложившихся, но актуально уже демонстрирующих свою несостоятельность структур педагогической деятельности педагога, педагогического общения, а также открытии возможности выхода на более совершенное качество саморегуляции» [2;5].
Нельзя не отметить, что образовательно-воспитательная система является сложной развивающейся, а существенными характеристиками выступает конфликтность и слабая предсказуемость. Высокая напряженность педагогического труда приводит к глубоким личностным изменениям учителя (повышенной категоричности, тревожности, ригидности и другим конфликтогенным деформациям личности).
Особую важность приобретает изучение мотивов и особенностей поведения участников в педагогическом конфликте. Как сказал Б.С. Братусь: «Способ отношения к другому – центральная и смыслоообразующая характеристика человека»[5].
В соответствии с теорией деятельности А.Н. Леонтьева, смысложизненные ориентации (как цели) формируются на базе высших мотивов, и, в свою очередь, порождают определенный способ действий и операций, направленных на достижение целей.
Читать дальше
Возникновение конфликтов в результате социально-перцептивного взаимодействия сторон, является обоснованным теоретико-методологическим фактом. Не только ошибки социального восприятия могут приводить к конфликтному столкновению, но и выявленная разница во взглядах и суждениях, а также мотивах поведения оппонентов приводит к напряжению социального взаимодействия и усложняет взаимопонимание сторон.
Конфликт начинается с конфронтационной (военной) фазы, а заканчивается коммуникативной (управленческой).
Таким образом, конфликт можно определить и как процесс развития взаимодействия субъектов от конфронтации к коммуникации.
Подводя итог, необходимо отметить, что в случае возникновения конфликтной ситуации на основе расхождения, выявленного в результате социального восприятия, происходит актуализация латентных противоречий, их проработка и, в итоге, нахождение компромиссного решения.
Читать дальше
. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - Спб.: Речь, 2006.
2. Кондратенко В.А. педагогический конфликт как проблема в образовательной среде. Сб.: Конфликт и личность в изменяющемся мире.- Ижевск, 2000.
3. Андреева Г. М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 1997.
4. Битянова P. M. Социальная психология. – СПб: Питер, 2008.
5. Крысько В. Г. Социальная психология. – М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2003.
6. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя.- Кемерово, 1996.
Читать дальше