Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития психических познавательных процессов младших школьников в ходе учебной деятельности 5 1.1 Понятие и основные характеристики развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте 5 1.2 Психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов младших школьников 6 1.3 Эмоциональное состояние ребёнка в группе сверстников 9 Глава 2. Экспериментальное исследование развития психических познавательных процессов младших школьников в ходе обучения в школе 11 2.1 Общая характеристика и ход экспериментального исследования 11 2.2 Сравнительный анализ влияния психологических упражнений и занятий в игровой форме на развитие познавательных процессов младших школьников 14 Заключение 24
ИГУ
2 курс

Познавательные процессы и их развитие в учебной деятельности младших школьников

курсовая работа
Психология
25 страниц
74% уникальность
2024 год
10 просмотров
Мягкова Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список использованны
Актуальность курсовой работы. Современные исследования ней-ропсихологов показывают, что в настоящее время увеличилось количество детей с низким уровнем развития таких психических процессов как: речь, мышление, память. Наблюдается рост детей, поступающих в школу с син-дромом дефицита внимания. Низкий уровень развития этих психических процессов является одной из главных причин неуспеваемости в начальной школе. В связи с этим в системе начального образования идут поиски новых форм работы с учащимися, которые помогали бы активизировать познава-тельное развитие младших школьников. С введением новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов большое внимание стало уделяться внеурочной деятельности младших школьников, которая имеет преимущественные возможности для привития любви к учению, и интереса к знаниям. Младший школьный воз-раст является наиболее подходящим для начала формирования и развития познавательных психических процессов, хотя предпосылки для этого скла-дываются уже в дошкольном возрасте, однако в школе для этого больше возможностей и потребность в этом намного острее. Каждый урок непо-средственно сопряжен с тем, чтобы уделить внимание формированию дан-ных процессов, без них младший школьник едва ли сможет запомнить дан-ную ему информацию, сконцентрировать внимание на теме урока и пра-вильно решить поставленную перед ним задачу. Именно поэтому так важно уделять особое внимание этой проблеме развития психических познаватель-ных процессов. Гипотеза: формулируется в предположении о том, что социометриче-ский статус младшего школьника взаимосвязан с познавательным процес-сом. Цель исследования – изучить познавательные процессы и их разви-тие в учебной деятельности младших школьников. Объект исследования – познавательные процессы - память, внима-ние, мышление. Предмет исследования – динамика уровня развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления) младших школьников/ Задачи: 1.Рассмотреть понятие и основные характеристики развития психиче-ских познавательных процессов в младшем школьном возрасте. 2. Изучить психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов младших школьников. 3. Провести экспериментальное исследование развития психических познавательных процессов младших школьников в ходе обучения в школе и сделать выводы. Методы: обобщение и систематизация психолого-педагогической ли-тературы, анализ, наблюдение, обработка данных, анкетирование. Практическая значимость исследования заключается в том, что ре-зультаты исследования могут использоваться на практике работы учителей начальных классов. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Читать дальше
1.1 Понятие и основные характеристики развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте Развитие психических познавательных процессов в младшем школь-ном возрасте является важным аспектом развития ребенка. В этом возрасте дети проходят через ряд значительных изменений в своем мышлении, вооб-ражении и способностях понимать мир вокруг себя. Психические познавательные процессы включают в себя такие аспек-ты, как мышление, внимание, память, восприятие и речь. В процессе разви-тия эти процессы начинают приобретать более сложные формы и функции. Младший школьный возраст является периодом, когда ребенок становится способным к осуществлению более абстрактного и логического мышления. Одной из основных характеристик развития психических познава-тельных процессов в младшем школьном возрасте является усиление спо-собности к абстрактному мышлению. Ребенок начинает думать не только о конкретных объектах, но и о понятиях и отношениях между ними. Он ста-новится все более способным к анализу и синтезу информации, к сравнению и классификации объектов. Также в младшем школьном возрасте происходит развитие способно-сти к систематизации и структурированию информации. Дети начинают формировать постоянные схемы и модели, которые помогают им организо-вать и запомнить новую информацию. Они начинают использовать более сложные стратегии обработки информации, такие как поиск и использование аналогий, анализ и синтез данных. Кроме того, развитие психических познавательных процессов включа-ет и расширение способности к вниманию и концентрации.
Читать дальше
2.1 Общая характеристика и ход экспериментального исследова-ния Наше эмпирическое исследование строилось в несколько этапов: 1. Формирование выборки, состоящей из двух групп: младших школьников возраста 7-8 лет и 9-10, 11 лет. 2. Исследование социометрического статуса младшего школьника во 2- ом и 4-ом классах. 3. Статистическая обработка полученных результатов. Результаты социометрического теста позволили нам сформировать статусные группы детей, составивших выборку исследования: • звезды • высокостатусные • среднестатусные • низкостатусные • пренебрегаемые • отверженные. Все учащиеся, 61 человек, младшего школьного возраста, из них 56 человек из полных семей, 5 детей воспитываются в неполных семьях, где родители находятся в разводе, 15 человек знакомы еще с дошкольного воз-раста и посещали одно дошкольное учреждение. Для определения социометрического статуса у младших школьников нами была выбрана социометрическая методика Дж. Морено. Измерение заключалось в опросе каждого члена малой группы, с це-лью выбора тех членов группы, с которыми он предпочел бы или не захотел бы участвовать в определённом виде деятельности или взаимодействовать в какой-либо ситуации. Мы составили социометрический тест.
Читать дальше
В центре проведенного нами исследования находилась проблема по-знавательные процессы и их во взаимосвязи с социометрическим статусом в младшем школьном возрасте. Познавательные процессы играют важную роль в развитии детей. Они открывают мир знаний и помогают детям формировать свое отношение к окружающей среде. Однако, социометрический статус младших школьников может оказывать влияние на эти процессы. Познавательные процессы младших школьников тесно связаны с их социометрическим статусом. Создание благоприятной среды и равных воз-можностей для всех детей поможет им раскрыть свой потенциал и успешно пройти путь учебы и развития. Благодаря социометрическому исследованию среди учащихся 7-8 лет, 2-го класса и 10 - 11 лет, 4-го класса., были достигнуты соответствующие результаты. Во время социометрического опроса присутствовали все уча-щиеся. В классах, как во 2 - ом, так и в 4 - ом, проводятся мероприятия по плану воспитательной работы, где много уделяется времени сплочению кол-лектива и выполняются учащимися совместные общественные поручения. Во 2 классе и в 4 классе нет изолированных детей, высокие уровни благополучия взаимоотношений и в зависимости от этого можно говорить, что в классах благоприятный климат для успешной совместной деятельно-сти, для общения, в процессе которого складываются межличностные от-ношения. При анализе эмпирических данных мы столкнулись с рядом вопросов, которые считаем важными и перспективными для исследовательской дея-тельности. Так, нам хотелось бы отметить, что на систему личных взаимоот-ношений во втором классе большое влияние оказывает учитель, тогда как в четвертом классе учебная успешность рассматривается вне отношений с пе-дагогом, и наиболее успешные в учебной деятельности, оказываются более уверенными в своих силах, привлекая тем самым к себе внимание, интерес одноклассников, и многие делали свой выбор, ссылаясь на этот факт. Анализируя работу, можно сделать вывод, что во втором классе со-циометрический статус не связан с познавательными процессами, тогда как в четвертом классе социометрический статус взаимосвязан с учебной ус-пешностью. Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашего ис-следования нашла свое частичное подтверждение. Полученный результат дает возможность в дальнейшем проводить коррекционную работу, направленную на развитие, сплочение коллектива и глубже изучать межличностные отношения младшего школьного возраста.
Читать дальше
1. Дементьева О. М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе. // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 78–79. 2. Дмитриева Л.Г., Насырова А.А., Колесникова Н.А., Бунакова М.С. Психолого-педагогические условия повышения познавательной актив-ности младших школьников // СибСкрипт. 2017. №2 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-povysheniya-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 07.03.2024). 3. Бочкарёва С. В. Эмпатическое познание как специфический спо-соб познания окружающего // Новые идеи в философии: материалы между-народной научной конференции. Пермь: Зебра, 2015. С. 6 - 16. 4. Вьюнова Н. И., Подымова Л. С., Сергеева Е. Д. Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника в современных условиях // Молодой ученый. 2016. № 5-6. С. 24 - 27. 5. Иванова М.А., Кротов Д.П. Развитие познавательного интереса обучающихся в средней школе на основе применения интерактивных зада-ний-тренажеров// Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 6. - с. 129 – 133. 6. Коротаева А. И., Мезнева С. С. Взаимосвязь социометрического статуса и учебной мотивации у младших школьников. // Сб. Наука и инно-вации в XXI веке: Актуальные вопросы достижения и тенденции развития. Сборник статей победителей II Международной научно-практической кон-ференции. Под ред. Г. Ю. Гуляева. 2022. С. 167-169. 7. Силкина О.С. Развитие познавательного интереса школьников в условиях дополнительного образования // Universum: Психология и образо-вание: электрон. научн. журн. 2016. № 6 (24). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3270 8. Супрун Н.Г., Томаров А. В. К вопросу развития познавательной активности обучающихся в условиях дополнительного образования // Гума-нитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 3. С. 13–18. 9. Чеботарева, Л. В. Познавательные умения младших школьников / Л. В. Чеботарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104719/ (дата обращения: 07.03.2024). 10. Шишкина, К.И. Развитие познавательных психических процес-сов у младших школьников: учебно-методическое пособие / К.И. Шишкина, Т.П. Лисицкая-Савина. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. унта, 2022 – 146 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Государство и церковь в истории России
Количество страниц:
16
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2024
Предмет:
История России
курсовая работа
Стратегическое планирование коммуникационной деятельности на примере медицинской клиники АО «Медицина».
Количество страниц:
35
Оригинальность:
55%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Реклама и PR
реферат
Значение физической культуры и спорта в жизни человека
Количество страниц:
10
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Физкультура
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image