ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 5 1.1.Особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями 5 1.2. Условия развития творческих способностей младших школьников с интеллектуальными нарушениями 8 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ 8-ГО ВИДА 12 2.1. Выявление уровня развития творческих способностей младших школьников с отклонениями 8-го вида 12 2.2.Содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников с интеллектуальными нарушениями в процессе конструирования из природного материала и результаты исследования 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22 Приложение 1 23 Приложение 2 24
Московский городской открытый колледж
1 курс

Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников с интеллектуальными нарушениями

курсовая работа
Педагогика
22 страниц
56% уникальность
2024 год
9 просмотров
СТЕПАНОВА Н.
Эксперт по предмету «Коррекционная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список использованны
Актуальность и практическая значимость выбранной темы исследования. Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы человеческой жизни. В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, требующие новых подходов к решению более сложных задач. Возрастает потребность общества в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Модель творчески активной личности представляется нам в виде воспитанника с развитыми познавательными способностями и навыками, с развитым социальным интеллектом, обладающего коммуникативными навыками, с высокими эстетическими ценностями. Творческие способности представляют собой синтез индивидуально-психологических особенностей личности и новых качественных состояний, которые возникают в процессе новой для индивида деятельности, что приводит к ее успешному выполнению и появлению нового (субъективно или объективно) продукта, в качестве которого может выступать идея, художественное произведение, предмет и т. д. Недоразвитие познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы, ориентировки в окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья проявляется уже в раннем возрасте. Они оказываются неподготовленными к усвоению соответствующих школьных знаний и овладению всеми видами деятельности. Большое значение в усвоении новых знаний и видов деятельности имеет творческое развитие детей с интеллектуальными нарушениями. Цель работы состоит в изучении особенностей развития творческих способностей воспитанников c интеллектуальными нарушениями коррекционной школы-интерната. Объект исследования – творческие способности детей с отклонениями 8-го вида. Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Задачи: 1.Изучить особенности детей с интеллектуальными нарушениями. 2.Рассмотреть условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. 3.В ходе проведения экспериментального исследования развития творческих способностей выявить уровень развития творческих способностей младших школьников с отклонениями 8-го вида. 4.Провести работу по развитию творческих способностей младших школьников с отклонениями 8-го вида в процессе конструирования из природного материала и определить результаты исследования. Теоретическую и практическую основу исследования составили результаты научных исследований ученых, рассматривающие разнообразные аспекты изучаемой проблемы. Анализ исследований показывает, что проблема творческих способностей неоднократно выступала предметом изучения. По данной проблеме работали такие исследователи, как Л.С. Выготский, В.В. Воронкова, Лапшин В.А., Петрова В.Г. Этими авторами изучен механизм творческого процесса, условия развития способностей детей с умственной отсталостью. Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ детских работ; наблюдение; психолого-педагогический эксперимент; метод количественной и качественной обработки данных. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Читать дальше
1.1. Особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями На современном этапе системы образования одним из важнейших изменений являются изменение самой теории образования. Это устанавливается тем, что сейчас в системе образования осуществляется переход от знаниевой к личностно-ориентированной парадигме, внедрению новых, образовательных стандартов, которые обуславливают кардинальную перестройку всего образовательного процесса. На первый план выступает личность ребенка, раскрытие его творческого потенциала, учет его индивидуальности, создание условий для гармоничного развития. Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной сферы, возникающее вследствие органического поражения коры головного мозга (наследуемого или приобретенного), имеющего диффузный (разлитой) характер [6, с.44]. Но наличия одного лишь второго признака, приведенного в данном определении, недостаточно для установления умственной отсталости. Только сочетание двух признаков (нарушение познавательной деятельности и органическое поражение мозга, вызвавшее это нарушение) свидетельствует о наличии у ребенка умственной отсталости. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально – волевая сфера, моторика, личность в целом.
Читать дальше
2.1. Выявление уровня развития творческих способностей младших школьников с отклонениями 8-го вида Экспериментальная работа проводилась на базе специальной (коррекционной) школы-интерната с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями. В эксперименте участвовали 20 детей 7-8 лет с отклонениями в развитии 8-го вида. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. В ходе исследования использована диагностическая методика из программы «Детский сад - Дом радости» под ред. Н.М. Крыловой [5], т.к. данные дети отличаются от нормально развивающихся детей более пролонгированными календарными сроками усвоения знаний и развития, поэтому мы посчитали, что данная методика позволит наиболее полно провести диагностику. Творческие умения оценивались по критериям: 1.Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей (части предмета расположены верно). 2.Самостоятельность (задания выполняет самостоятельно). 3.Беглость мышления. Подразумевает богатство и разнообразие идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула. 4.Гибкость мышления. Определяет способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому. Для изучения творческого воображения и мышления детей была использована диагностика Котовой Е.В., Кузнецовой С.В., Т.А. Романовой «Развитие творческих способностей дошкольников» [1] по той же причине, по которой была выбрана диагностическая методика из программы «Детский сад - Дом радости» под ред. Н.М. Крыловой.
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. Под умственной отсталостью в дефектологической науке принято понимать стойкое психическое недоразвитие, обусловленное, прежде всего, органической недостаточностью головного мозга. Становление и развитие у детей с интеллектуальными нарушениями творческих способностей характеризуется значительными трудностями. Результаты констатирующего эксперимента среди младших школьников с нарушениями 8-го вида показали необходимость развития их творческих способностей. В процессе формирующего этапа эксперимента была реализована серия занятий, основанная на процессе конструирования из природного материала. Конструирование из природного материала имеет целый ряд возможностей для развития творческих способностей для детей с интеллектуальными нарушениями. Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе наметился рост уровня развития творческих способностей на 15%. Наши наблюдения показывают, что дети экспериментальной группы не только приобрели творческие способности, но и усовершенствовали их. Они стали самостоятельно планировать свою деятельность, научились правильно располагать предметы в процессе конструирования из природного материала. Интерес к конструированию из природного материала возрос, дети умеют придумывать и создавать композиции, используют в своих творческих работах средства выразительности (разнообразные материалы). Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты курсовой работы позволяют расширить научные знания в области теории коррекционной педагогики и сформулировать основу для дальнейшего развития исследований в отношении проблемы развития детей с интеллектуальными нарушениями.
Читать дальше
1.Воспитание и обучение во вспомогательной школе / Сост. В.В. Воронкова. – М.: Школа-ПРЕСС, 2020. – 416 с. 2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2021. – 124 с. 3.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2019. – 527 с. 4.Гаврилушкина О.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / О.П. Гаврилушкина, Л.Б. Беряева, А.П. Зорин, Н.Д. Соколова– СПб.: «Союз», 2023. – 397 с. 5.Крылова Н.М. Детский сад — Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Просвещение, 2021. — 352 с. 6.Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.Н. Пузанов – М.: Просвещение, 2022. – 211 с. 7.Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей / В.В. Лебединский. – М.: МГУ, 2021. – 167 с. 8.Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работы с детьми / О.А. Матвеева – М.: Педагогическое общество России, 2022. – 160 с. 9.Петрова В.Г. Психология умственно отсталого школьника (Олигофренопсихология) / В.Г. Петрова, И.В. Белякова - М., Проспект, 2021. – 356 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Раннее вмешательство в социальной работе и особенности его применения в отношении детей с расстройством аутистического спектра
Количество страниц:
37
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Социология
дипломная работа
Государственное социальное обеспечение в Республике Абхазия: состояние, проблемы и вектор развития
Количество страниц:
53
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Экономика
дипломная работа
Таможенные процедуры: понятие, классификация
Количество страниц:
70
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image