-
МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ

Жизнестойкость и толерантность к неопределенности студентов медиков

курсовая работа
Психология
30 страниц
82% уникальность
2024 год
5 просмотров
Зайцева А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1
2
3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННО
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 4 1.1. Жизнестойкость как внутренний ресурс личности 4 1.2. Толерантность к неопределенности как внутренний ресурс личности 8 1.3. Жизнестойкость и толерантность к неопределенности как качества личности, связанные с профессиональной деятельностью студентов медиков 11 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ 13 2.1. Характеристика выборки 13 2.2. Организация и методы эмпирического исследования 13 2.3. Анализ результатов эмпирического исследования 14 ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ 19 3.1. Характеристика выборки 19 3.2. Организация и методы эмпирического исследования 19 3.3. Анализ результатов эмпирического исследования 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Читать дальше
Актуальность исследования. Исследование на тему жизнестойкости и толерантности к неопределенности у студентов-медиков является актуальным по ряду причин. Во-первых, студенты-медики сталкиваются с высокой степенью неопределенности и сложности в своей профессиональной деятельности. Медицина — это сфера, где каждый клинический случай уникален, каждый пациент может представлять собой новую проблему, требующую непривычного решения. Таким образом, способность студентов-медиков толерантно относиться к неопределенности и эффективно решать сложные задачи является критически важной. Во-вторых, жизнестойкость и толерантность к неопределенности являются ключевыми факторами, влияющими на успешность и профессиональную адаптацию студентов-медиков. Студенты-медики часто сталкиваются с стрессовыми ситуациями, эмоциональной нагрузкой и требованием принимать быстрые и сложные решения. Умение сохранять психологическую устойчивость, гибкость мышления и способность адаптироваться к переменам важно для их профессионального успеха. Таким образом, исследование на тему жизнестойкости и толерантности к неопределенности студентов-медиков имеет практическое значение, поскольку его результаты могут быть использованы для разработки соответствующих программ тренировки и поддержки для студентов-медиков, а также для улучшения образовательного процесса и профессиональной подготовки в медицинской сфере. Объект исследования: личностная сфера студентов-медиков. Предмет исследования: жизнестойкость и толерантность к неопределенности студентов-медиков. Цель исследования: проанализировать степень выраженности у студентов-медиков жизнестойкости и толерантности к нетерпимости. Задачи исследования: 1. охарактеризовать жизнестойкость как внутренний ресурс личности; 2. описать толерантность к неопределенности как внутренний ресурс личности ; 3. рассмотреть жизнестойкость и толерантность к неопределенности как качества личности, связанные с профессиональной деятельностью студентов медиков; 4. провести эмпирическое исследование показателей жизнестойкости и толерантности к неопределенности студентов медиков; 5. сделать соответствующие выводы. Методы исследования: наблюдение, описание, эмпирический эксперимент. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Читать дальше
Жизнестойкость в психологическом контексте следует рассматривать как психологическую «живучесть», деятельность в широком смысле, позволяющую человеку глубже и детальнее включаться в различные происходящие события [Фоминова, 2012]. В данном случае изучаемый феномен сочетает в себе принятие ответственности и риска за происходящее с ощущением актуального положения дел в своей жизнедеятельности. Кроме того, Е. А. Столярчук, Л. А. Петросян, Л. Л. Нестерова и Н. Е. Водопьянова утверждают, что жизнестойкость часто выступает как [Шамионов, 2019]: - показатель психологического здоровья человека - некая мера его способности противостоять решающему воздействию стрессоров; - способность сохранять внутреннюю гармонию без ущерба для работоспособности; - переменные, необходимые для защиты тела и психики от стрессоров; - способность человека сохранять внутреннюю гармонию без ущерба для работоспособности; - способность сохранять внутреннюю гармонию без ущерба для работоспособности; - психическое здоровье личности; - индивидуально-психологические ресурсы, противостоящие возникновению и проявлению дезадаптивных состояний в жизнедеятельности человека. Следует также отметить, что при разработке теории психологического стресса изучаются также понятия «ресурсы» и «личностный потенциал» (Водопьянова, 2017), которые В.А. Бодров определяет следующим образом: «Ресурсы – это физические и психические возможности человека, которые мобилизуются, программы и способы действия (стратегии) для предотвращения и преодоления стресса» [Бодров, 2007].
Читать дальше
Одним из первых и наиболее убедительных исследований, основанных на конструкте жизнестойкости, явилось лонгитюдное исследование менеджеров крупной телекоммуникационной компании штата Иллинойс. Стрессогенная ситуация в компании возникла вследствие изменений в законодательстве, регулирующем телекоммуникационный бизнес в США. В результате этих изменений всем предприятиям отрасли предстояли значительные сокращения персонала в течение нескольких месяцев, о чем было заранее известно. Эта ситуация провоцировала реакции дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многих работников, ожидающих решения своей судьбы. Исследование, проведенное Мадди, обнаружило четкую обратную зависимость между выраженностью компонентов жизнестойкости и вероятностью серьезного заболевания в течение года после возникновения стрессовой ситуации у менеджеров компании. При низкой выраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболевания оказалась равна 92,5%, при высоком уровне одного из компонентов – 71,8%, при высоком уровне двух компонентов – 57,7%, и при высоком уровне всех трех компонентов – 1,1%. Эти цифры говорят не только о значимости компонентов жизнестойкости в предотвращении стрессогенных расстройств, но и о системном, синергическом характере их взаимодействия между собой, при котором суммарный эффект превышает сумму эффектов каждого компонента в отдельности. При создании опросника жизнестойкости авторы отобрали 6 шкал разных тестов (Тест отчуждения Мадди, Калифорнийский тест оценки целей в жизни Хана, Тест личностных особенностей Джексона, Тест на локус контроля Роттера), содержательно соответствующих компонентам вовлеченности, контроля и принятия риска. В ходе апробации были отобраны наиболее валидные и надежные пункты. Адаптация Леонтьева и Рассказовой построена на основе третьей версии опросника жизнестойкости The Personal Views Survey III-R, состоящей из 18 вопросов, которая, в свою очередь происходит из 53-пунктной оригинальной методики. Авторами были предложены дополнительные пункты, расширившие шкалу до 119 утверждений, которые в процессе валидизации сократились до 45. Была сохранена оригинальная трёхшкальная структура.
Читать дальше
Шкала толерантности/интолерантности к неопределённости Баднера (англ. Budner's Scale of Tolerance – Intolerance of Ambiguity) - первая самостоятельная методика, направленная на диагностику толерантности к неопределённости. На её основе в дальнейшем создавались другие шкалы. Впервые опубликована Баднером в 1962 году, адаптирована и валидизирована на русском языке в 2008 году Г.У. Солдатовой и Л.А. Шайгеровой, переработана и валидизирована в 2014 году Т.В. Корниловой и М.А. Чумаковой. Несмотря на значительный возраст методики, она не теряет свою актуальность, как простая методика, диагностирующая важную гуманистическую личностную черту, и в этом смысле она применима в широком спектре задач – от профессионального консультирования до психотерапевтической работы. Человек, толерантный к неопределенности, может чувствовать себя относительно комфортно даже в ситуации высокой энтропии. Он способен продуктивно действовать в незнакомой обстановке и при недостатке информации часто берет на себя ответственность, способен принимать решения без долгих сомнений и боязни неудачи. В непривычной ситуации он видит возможность развития и проявления своих способностей и навыков. Если человек интолерантен к неопределенности, он склонен воспринимать необычные и сложные ситуации скорее как угрожающие, чем дающие новые возможности. Недостаток информации или ее двусмысленность создают такому человеку дискомфорт. Интолерантные к неопределенности люди лучше чувствуют себя в привычной, знакомой обстановке и предпочитают четкие формулировки, ясные цели и простые задачи. Инструкция. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными ниже утверждениями. Оценку производите следующим образом: абсолютно согласен – 7 баллов; согласен – 6 баллов; скорее согласен – 5 баллов; не знаю – 4 балла; скорее не согласен – 3 балла; не согласен – 2 балла; абсолютно не согласен – 1 балл.
Читать дальше
В заключение можно сказать, что исследование о жизнестойкости и толерантности к неопределенности студентов-медиков представляет большую значимость. Результаты исследования позволяют получить полезную информацию о способностях и эмоциональной устойчивости студентов, что может быть использовано для разработки образовательных программ и тренировок, помогающих студентам развивать навыки, необходимые в медицинской сфере. Выявленная высокая толерантность к неопределенности у большинства студентов-медиков является положительным фактором, позволяющим им эффективно справляться с новыми и сложными ситуациями. В то же время, некоторые студенты испытывают трудности в отношении неопределенности, что может требовать дополнительной поддержки и тренировок. Кроме того, жизнестойкость и толерантность к неопределенности имеют прямое отношение к профессиональной успешности студентов-медиков. Умение эффективно работать в условиях неопределенности, принимать быстрые решения и адаптироваться к изменениям является необходимым для выполнения их профессиональных обязанностей. В целом, исследование подтверждает важность развития у студентов-медиков навыков жизнестойкости и толерантности к неопределенности. Результаты могут быть использованы для определения направлений образовательных программ и тренингов, а также для создания поддерживающей среды, способствующей успешной профессиональной адаптации студентов-медиков. Исследование о жизнестойкости и толерантности к неопределенности студентов-медиков позволяет также обратить внимание на меры поддержки, которые можно предложить для улучшения этих качеств у студентов. Одним из возможных направлений развития этих навыков является проведение тренингов и семинаров, направленных на развитие навыков принятия решений в условиях неопределенности, управления стрессом, адаптации к новым ситуациям и приобретения гибкости мышления. Такие программы могут включать практические упражнения, обмен опытом, ролевые игры и другие формы активного обучения. Другим важным аспектом является создание поддерживающей среды для студентов-медиков, где они могут обсуждать свои эмоциональные реакции на неопределенность, делиться опытом и получать поддержку от коллег и наставников. Кроме того, наставничество и менторинг могут сыграть значительную роль в развитии жизнестойкости и толерантности к неопределенности, предоставляя студентам возможность учиться от опытных и зрелых профессионалов. Также следует отметить важность включения упражнений по развитию этих навыков в учебные программы для студентов-медиков. Введение кейсов и симуляционных тренировок, которые не только требуют принятия решений в условиях неопределенности, но и позволяют студентам ощутить эмоциональную нагрузку, поможет им развить жизнестойкость и толерантность к неопределенности на практике. В целом, исследование о жизнестойкости и толерантности к неопределенности студентов-медиков имеет большую практическую значимость. Разработка и реализация программ и мероприятий, направленных на развитие этих качеств, помогут студентам-медикам стать более уверенными и компетентными профессионалами, способными эффективно справляться с вызовами и неопределенностью в их будущей медицинской практике.
Читать дальше
Абульханова, К.А., Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2011. 2. Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2636.htm (Дата обращения: 04.08.2022). 3. Анисенков, Д. А. Современные теории адаптации к профессиональной деятельности / Д. А. Анисенков // Белгород: Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. – 2012. – № 1. – С. 205–208. 4. Багадаева, О. Ю. Стрессоустойчивость педагогов дошкольного образования / О. Ю. Багадаева, М. Г. Голубчикова, М. Р. Арпентьева // Человеческий капитал. – 2021. – № 5(149). – С. 127–138. 5. Бодров, В. А. Проблема взаимосвязи стресса, адаптации и личности / В. А. Бодров // Психология совладающего поведения: материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. – C. 22–24. 6. Водопьянова, Н., Старченкова, Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2017. – 336 с. 7. Горбатовой, М.М., Серого, А.В., Яницкого, М. С. Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 82–90. 8. Гримак, Л. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 2010. – 319 с. 9. Гришиной, Н. В. Психология социальных ситуаций/ Сост. и общая редакция СПб.: Питер, 2011. – 416 с. 10. Дикая, Л., Журавлев, А. Личность профессионала в современном мире. [Текст] ‒ М.: Институт психологии РАН, 2013, – 944 с. 11. Долженко, Я. А. Некоторые аспекты изучения проблемы жизнестойкости [Текст] / Я. А. Долженко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы международной научной конференции. – Уфа, 2016. – С. 15–18. 12. Евтушенко, Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 1(58). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 15–18. 13. Ермакова, Е. С. Жизнестойкость, копинг-стратегии и стрессоустойчивость врачей / Е. С. Ермакова // Вестник психофизиологии. – 2021. – № 1. – С. 39–47. 14. Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. – СПб.: Изд-во СПбГУ 2012 г. 382 с. 15. Корнев, К. И. Личностные детерминанты, стратегии копинга и типы руководителей высшего и среднего звена в условиях профессиональных стрессовых ситуаций: дис.... канд. психол. наук. Корнев Констатин Игоревич. 19.00.01. – Краснодар, 2008. – 174 с. 16. Куликов, Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности //Психология здоровья /Ред. Г. С. Никифоров. – СПб., Изд-во СПбГУ, 2010. С. 405–442. 17. Куликов, Л. В. Психогигиена личности: Основные понятия и проблемы. – СПб, Изд-во СПбГУ, 2010. 18. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Леонтьев Д. А., Е. И. Рассказова. – М.: Издательство Смысл, 2011. – С. 63–92. 19. Логинова, Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. – Алматы: Казак университетi, 2001.- 172 с. 20. Логинова, Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь// Принцип развития в психологии. М., 2010. – С.45. 21. Морозюк, Ю. В. Зависимость адаптации в новой среде от психологических качеств человека / Ю. В. Морозюк, П. А. Краснобаев // М.: Экономика и управление: проблемы, решения. – 2017. – Т. 2. – № 2. – С. 50–54. 22. Наливайко, Т. В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди [Текст] / Т. В. Наливайко // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. – Ярославль, 2012. – № 4. – С. 211–216. 23. Новикова, Н. А. Стресс и жизнестойкость // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г. А. Вайзер, Н. В. Кисельниковой, Т. А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 95–101. 24. Постпылякова, Ю. В. Индивидуальные различия в ресурсах совладания со стрессом. // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Ярославль: Аверс Пресс, 2003. – С.275–277. 25. Рогач, В. Г. Характеристика стрессоустойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы, осуществляющих профессиональную деятельность в условиях постоянного взаимодействия с осужденными / В. Г. Рогач, Л. М. Фетищева // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 6. – С. 36.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО "Игристые Вина"
Количество страниц:
32
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Финансы
курсовая работа
Развитие франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства в торговле
Количество страниц:
25
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Организация коммерческой деятельности
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image