Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Революционная эпоха начала ХХ века и русский футуризм…………8 1.1. Влияние революционных событий начала ХХ века на русский футуризм………………………………………………………………………….8 1.2. Основные черты русского футуризма на фоне событий революционной эпохи……………………………………………………………………………...11 Глава 2. Межреволюционная эпоха 1907-1917 гг. и расцвет русского футуризма………………………………………………………………………15 2.1. События конца 1900-х – 1910-х годов. «Золотой век» русского футуризма………………………………………………………………………15 2.2 Отражение событий Февральской революции 1917 г. в творчестве русских футуристов…………………………………………………………….18 Заключение………………………………………………………………………21 Список использованных источников и литературы …………………………22
ТГУ
2 курс

Отражение революционных событий начала ХХ в. в творчестве русских футуристов

курсовая работа
История
24 страниц
83% уникальность
2024 год
16 просмотров
Потапенко А.
Эксперт по предмету «История России»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список использованны
Футуризм относится к числу весьма выразительных явлений мирового искусства начала ХХ века. Одной из его главнейших особенностей (в силу чего он представляет весьма значительный интерес для исследователей) было то, что в отличие от предшествующих ему течений искусства (например, символизма), олицетворявших модернистские настроения (т.е. идеи обновления искусства) футуризм представляет собой художественный авангард, решительно порывающий с прежними эстетическими установками и фактически создающий новое искусство. Футуризм и в Европе, и в России был свидетельством разрыва с прошлым и устремлённости в принципиально иное будущее. В России после взрыва футуристических настроений ещё в начале 1910-х годов и расцвета авангарда в 1920-е и даже начале 1930-х годов, с ужесточением авторитарного режима появилась официальная эстетика, основанная на классических предпочтениях (так называемый сталинский классицизм), и только с 1960-х годов в искусство и повседневную жизнь начинается проникновение новых веяний, подъём интереса к творчеству футуристов (за канонизированным в качестве соцреалиста В. Маяковским возрос интерес к творчеству В. Хлебникова, В. Каменского и других авторов). Однако изучение собственного опыта авангарда, и футуризма в частности, задержалось вплоть до падения советской власти. Только с 1990-х годов началось полноценное возвращение собственного культурного наследия авангарда. Три последних десятилетия отмечены весьма активным вниманием к этой проблеме. Общественные настроения определённо притягивают революционность (в сравнении с традиционным искусством) футуризма и авангарда в целом, их оригинальность, свежесть, весьма своеобразные художественные приёмы. Уже по количеству изданной в три последних десятилетия литературы (которая сейчас, в отличие от идеологизированного советского времени ориентируется прежде всего на спрос) виден явный перевес внимания к футуризму и авангарду в целом, что свидетельствует о той роли, которую занимают эти течения в общественных ожиданиях. Прежде всего, футуризм и последовавший за ним авангард интересны прежде всего своей революционностью по отношению к прежним приёмам искусств, решительным разрывом с прошлым, поиском новых художественных путей. Всё это подчёркивает общественную актуальность темы. Соответствует общественной и научная актуальность темы футуризма. Ей посвящены и обширные научные исследования, часть из которых использована в нашей работе, и многочисленные публикации текстов самих футуристов. Проблемы авангарда, его эстетики (и русского футуризма в частности) широко разрабатываются в современном искусствоведении, что создаёт достаточно солидную научную базу для подготовки настоящего исследования. Как уже говорилось, удовлетворяя как научный, так и общественный спрос на эту тему, выходят многочисленные исследования русского авангарда, и футуризма в частности, вплоть до биографий известных его деятелей (несколько биографических книг вышло в популярной серии «Жизнь замечательных людей» - о В. Хлебникове, Д. Бурлюке, К. Малевиче и целом ряде других деятелей). Активно издаются собрания сочинений и работ в целом деятелей русского футуризма (например, в 2000-е годы издавались два параллельных собрания сочинений В. Хлебникова; в другой серии – «Новая библиотека поэта», вышла антология поэтов русского футуризма). Эта работа посвящена сравнительно узкой теме истории отечественного футуризма. Акцент в ней делается не на искусствоведческой составляющей, а на отражении исторических процессов начала ХХ века в истории русского футуризма, то есть на его социальных корнях. Как представляется, эта проблема, имея в виду первопричины формирования и бытования русского футуризма, то есть самые непосредственные мотивы и стимулы его существования, является весьма актуальной уже в плане научного познания названного художественного явления. Объект исследования – русский футуризм начала XX в. Предмет исследования – отражение событий начала XX в. в творчестве и личных источниках представителей русского футуризма. Цель исследования – анализ особенностей отражения революционных потрясений в России начала ХХ века в творчестве русских футуристов как в литературе, так и в других видах искусства, в частности, в изобразительном. Задачи курсовой работы: 1. Отобразить основные черты русского футуризма на фоне эпохи русских революций начала ХХ века, обратить внимание на события, которые породили русский футуризм. 2. Выявить, как революционные идеи сказались на творчестве русских футуристов, какое отражение в их творчестве нашли исторические события времени (в общем плане).
Читать дальше
1.1. Влияние революционных событий начала ХХ века на русский футуризм Время начала ХХ века называют «эпохой войн и революций». За первые два десятилетия Россия пережила ряд событий, изменивших ход истории: Первую мировую войну, революцию 1905-1907 гг. и последующие в 1917 г. Февральские и Октябрьские революции, свержение самодержавия, Гражданскую войну. Прежний уклад жизни не выдерживал требований времени и был сокрушён в результате глобальных потрясений. Это было связано с целым рядом причин, прежде всего – с урбанизацией жизни, крушением прежних устоев. «Неспешный и консервативно-отсталый мир прошлого отступал перед штормовым натиском урбанизации». Новый мир требовал новых художественных форм, первой из которых стал футуризм. Уже его название отсылало в будущее (в переводе с латинского), которое разворачивалось на глазах. Общество стояло у начала строительства нового мира. Ощущению рождения нового мира способствовали достижения науки и техники второй половины XIX века, создавшие своего рода технологическую революцию. Помимо урбанизации стоит отметить технический прогресс: внедрение электричества в разные формы общественной жизни, появление личного автотранспорта и многое другое. Футуризм, возникший в Италии, был своего рода реакцией на «перепроизводство культуры» прошлого, превратившего «весь Апеннинский полуостров в громадный музей». Преклонению перед искусством прошлого футуризм противопоставил «свой собственный проект культуры – наступательной, динамической и агрессивной». «В свете этих тревожных и притягательных перемен казалось, что сама жизнь должна быть прочувствована заново и по-новому пережита». Отсюда – и агрессивная манера футуризма, его вызов прошлому искусству, часто опора на скандал.
Читать дальше
2.1. События конца 1900-х – 1910-х годов. «Золотой век» русского футуризма После определённой исторической подготовки на рубеже 1900-1910-х годов футуризм делает решительный рывок. В 1910 году вышел сборник «Садок судей», который принято считать началом русского футуризма. Три года спустя появился второй сборник под тем же названием. «Программное значение для определения принципов футуризма имел, конечно, манифест в сборнике «Пощёчина общественному вкусу», сочинённый в декабре 1912 года Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым». В целом же «пик вызывающей агрессивности кубофутуризма приходится на 1913 год и первую половину 1914-го, до начала Первой мировой войны» . Это было время решительного обновления страны в сторону буржуазно-демократических форм. «После появления Манифеста 17 октября 1905 г. стало ясно, что новые политические реальности диктуют необходимость пересмотра Основных законов Российской империи… чтобы наперёд исключить всякую возможность принятия на себя ею (Государственной Думой) функции Учредительного собрания» . На протяжении всех 1900-х и 1910-х годов у Николая 2-го, считавшего себя абсолютным монархом, разные сословия Российской империи буквально выбивали реформы, которые позволили бы России перейти в новое общественно-политическое качество, узаконить буржуазные реалии жизни. В частности, уже названный манифест 17 октября стал декларацией первых буржуазно-демократических принципов устройства общества. Была создана законосовещательная Государственная Дума, сразу ставшая ареной серьёзных политических дебатов и в целом ряде случаев платформой для противостояния монарху. Деятельность П.А. Столыпина, несомненно талантливого администратора, который стремился перевести общество на буржуазно-демократические рельсы, оказалась в целом малоудачной, а его убийство (что было только на руку верховной власти, которую Столыпин явно затмевал) поставило крест на перспективе реформ. Усиливался политический терроризм (убийства Столыпина, двух министров внутренних дел, других высоких сановников). Прежний политический уклад, что называется, трещал по швам. Стало ясно, что не просто политический уклад уходит в прошлое, а при неумелом руководстве может развалиться всё общество. «Изменить судьбы мира могло лишь чудо. Но его не произошло». И потрясения, вызванные начавшейся в 1914 году мировой войной, только усилили предчувствие краха, и в результате в 1917 году февральской революцией монархия была уничтожена.
Читать дальше
Таким образом, русский футуризм стал выражением глубоких социальных потрясений, которые пережило общество России в первые два десятилетия ХХ века. Общественные перемены, их необходимость привели к падению прежнего уклада, в частности, монархии Романовых, 300-летие правления которой отмечалось буквально накануне вхождения в мировую войну. Необходимость общественного обновления была столь серьёзной, что наступающее новое воспринималось как новая эпоха. Новое время, настоящее будущее. Отсюда и название олицетворявшего эту перемену направления – «футуристы» или «будетляне». Февральская революция, однако, не принесла желаемых результатов и футуристы почувствовали себя на своём месте только после октябрьского большевистского переворота. Однако этот порыв оказался недолговечным. Исследователи отмечают, что три смерти одна за другой, А. Блока, Н. Гумилёва (оба в 1921 г.) и В. Хлебникова (в 1922 г.), положили конец «серебряному веку» русского искусства. Но, кажется, никто не отметил, что все они представляли собой три ведущих направления русской литературы: А. Блок символизм, Н. Гумилёв акмеизм и В. Хлебников футуризм, что делает ситуацию, и судьбу русского футуризма, принесшего с собой революции 1917 года, более драматичной.
Читать дальше
Источники 1. Каменский В. В. Его - Моя биография Великого Футуриста: [легендарная биография Василия Каменского от лица самого автора]. – Пермь: Пермский писатель, 2018. – 295 с. 2. Крученых А. Е. К истории русского футуризма: воспоминания и документы: с приложением деклараций и статей А. Крученых, а также статей И. Терентьева и С. Третьякова. – М.: Гилея, 2006. – 460 с. 3. Литературные манифесты и декларации русского модернизма. – СПб.: Пушкинский Дом, 2017. – 951 с. 4. Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. Том первый. 1912-1917. – М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1955. – 464 с. Том тринадцатый. Письма и другие материалы. – 1961. – 628 с. 5. Поэзия русского футуризма. – СПб.: Академический проект, 1999. – (Новая библиотека поэта). – 752 с. 6. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. – М.: Наследие, 1999. – 479 с. 7. Хлебников В. Собрание сочинений в трёх томах. – СПб.: Академический проект, 2001. – 479 с. + 446 с. + 683 с. 8. Хлебников В. Стихотворения. – Л.: Сов. писатель, 1940. – (Б-ка поэта. Мал. серия). – 241 с. Литература 9. Бердинских В. История русской поэзии. Модернизм и авангард. – М.: Ломоносовъ, 2013. – 480 с. 10. Бердяев Н. Футуризм на войне // Бердяев Н.А. Футуризм на войне. – М.: Канон +, 2004. – С. 17-21. 11. Бобринская Е. А. Футуризм. – М.: Галарт, 2000. – 192 с. 12. Бобринская Е. А. Футуризм и кубофутуризм. – М.: Галарт: Олма-Пресс, 2000. – 175 с. 13. Букша К. Малевич. – М.: Мол. гвардия, 2013. – (Жизнь замечательных людей. Малая серия). – 336 с. 14. Деменок Е. Давид Бурлюк. Инстинкт эстетического самосохранения. – М.: Мол. гвардия, 2020. – (Жизнь замечательных людей). – 536 с. 15. История России. В 2 т. Под ред. А.Н.Сахарова. Т. 2. С начала XIX в. до начала XXI века. – М.: АСТ, Астрель, Ермак, 2003. – 864 с. 16. Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. – М.: Сов. Энциклопедия, 1962-1978. 17. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932: (Ист. обзор): В 3 т. Т. 1, кн. 1,2: Боевое десятилетие. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 772 с. + 1100 с. 18. Марков В.Ф. История русского футуризма. – СПб.: Алетейя, 2000. – 414 с. 19. Михайлов А. Жизнь Маяковского. Я своё земное не дожил. – М.: Центрполиграф, 2001. – 558 с. 20. Направление футуризм в живописи и искусстве: черты, описание. Эл. ресурс. https://art-dot.ru/futurizm/#Черты-и-принципы-футуризма-в-живописи-768 21. Пришвин М.М. Ранний дневник. 1905-1913. – СПб.: Росток, 2019. 22. Раунинг Г. Искусство и революция. Художественный активизм в долгом двадцатом веке. – СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2012. – 267 с. 23. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). – В двух кн. – М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. – 960 с + 768 с. 24. Старкина С. Велимир Хлебников. – М.: Мол. гвардия, 2007. – (Жизнь замечательных людей). – 340 с. 25. Степанов Н.Л. Велимир Хлебников. М.: Советский писатель, 1975. – 281 с. 26. Сухих И.Н. Русская литература для всех. От Блока до Бродского. – СПб.: Лениздат, «Команда А», 2013. – 731 с. 27. 1913. Слово какъ таковое: к юбилейному году русского футуризма; материалы международной научной конференции (10 - 12 апреля 2013 г., Женева). – СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге. - 525 с. 28. Фёдоров В.А. История России. 1861–1917. – М.: Высшая школа, 2003. – 384 с. 29. Чуковский К.И. Футуристы // Чуковский К.И. Собрание сочинений в 15-ти томах. – Т. 8. – М.: Терра – Книжный клуб, 2004. – С. 29-72, 526-546.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Развитие эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с книжной иллюстрацией
Количество страниц:
32
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Социальная защита семьи в России
Количество страниц:
25
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право социального обеспечения
курсовая работа
Договорная ответственность
Количество страниц:
30
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Договорное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image