-
Сибирский федеральный университет

Гендерные особенности нарциссизма и тревожности у современных студентов

курсовая работа
Психология
30 страниц
95% уникальность
2024 год
9 просмотров
Бурмистрова М.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
2
3
Заключение
Список использованн
Введение 4 Глава 1. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей нарциссизма и тревожности 7 1.1. Гендерная психология и ее основные принципы 7 1.2. Понятие и характеристика нарциссизма в психологии 10 1.3. Понятие и характеристики тревожности в психологии 12 1.4. Связь нарциссизма и тревожности в контексте гендерной Психологии 14 Вывод по главе 1 16 Глава 2. Методологические подходы к изучению гендерных особенностей нарциссизма и тревожности 17 2.1. Обзор методологических подходов и исследовательских Инструментов 17 2.2. Подготовка исследования: выбор и описание методики 19 2.3. Обработка и анализ данных 21 2.4. Этические вопросы в проведении исследований 23 Вывод по главе 2 25 Глава 3. Гендерные особенности нарциссизма и тревожности у студентов 26 3.1. Гендерные различия в проявлении нарциссизма среди студентов 26 3.2. Гендерные различия в проявлении тревожности среди студентов 30 3.3. Гендерные различия в связи нарциссизма и тревожности 34 3.4. Рекомендации на основе полученных результатов 36 Вывод по главе 3 38 Заключение 39 Список использованной литературы 41
Читать дальше
В современном мире вопросы гендерной психологии и эмоционального благополучия студентов становятся все более актуальными. Это связано с глобальными изменениями социальных ролей, возрастающим давлением социальных стандартов и ускоренными темпами жизни, особенно среди студентов [1, 6, 7]. При этом два ключевых аспекта психологического здоровья, нарциссизм и тревожность, заслуживают особого внимания. Нарциссизм, который может быть определен как повышенное самолюбие и увлечение собственной персоной, давно привлекает внимание психологов [5, 10]. Существующие исследования показывают, что уровень нарциссизма может быть связан с гендером, причем мужчины и женщины проявляют нарциссизм по-разному [2, 14]. Тревожность также является важным аспектом психологического здоровья. Это состояние, которое характеризуется беспокойством, тревогой, страхом, может иметь различные проявления и быть связано с многими психологическими и физическими проблемами [11]. Современные исследования показывают, что тревожность также может быть связана с гендером, при этом женщины чаще страдают от тревожных расстройств, чем мужчины [9]. Вопрос о взаимосвязи нарциссизма и тревожности остается мало изученным. Однако нужно учитывать тот факт, что проявления этих состояний может во многом зависеть от гендера, что и обуславливает актуальность данной работы [7, 14]. Результаты исследования гендерных различий в проявлении нарциссизма и тревожности среди студентов необходимы не только для общего понимания взаимосвязи двух состояний, но и для отслеживания уровней их проявления в конкретной исследовательской группе, чтобы подготовить релевантные рекомендации. Гипотеза: в рамках гендерных различий существует корреляция между нарциссизмом и тревожностью, Объект исследования: нарциссизм и тревожность в контексте гендера. Предмет: гендерные различия в проявлении нарциссизма и тревожности у студентов Цель работы: Изучение гендерных особенностей нарциссизма и тревожности у современных студентов. Задачи работы: 1. Изучить теоретические аспекты гендерной психологии, нарциссизма и тревожности на основе анализа научной литературы. 2. Определить и обосновать выбор методик для изучения нарциссизма и тревожности среди студентов. 3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления гендерных особенностей нарциссизма и тревожности среди выборки студентов. 4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о гендерных различиях в проявлении нарциссизма и тревожности. 5. Сформулировать рекомендации для психологического сопровождения студентов, учитывая выявленные особенности. Методологическая основа исследования базируется на концепциях гендерной психологии, психологии нарциссизма и психологии тревожности. При этом используются как классические теории (такие как психоаналитическая теория нарциссизма З. Фрейда [12] и гендерные концепции И.С. Кона [6]), так и современные исследования в этих областях [1, 2, 7, 10, 11]. Методологический подход исследования включает качественный и количественный анализ данных. Качественный анализ будет использоваться для интерпретации теоретической литературы, а также для интерпретации открытых вопросов, которые будут использоваться в исследовательских методиках. Количественный анализ будет использоваться для анализа данных, полученных с помощью стандартизированных психодиагностических методик. Основные методы сбора данных в этом исследовании включают стандартизированные психодиагностические методики для измерения уровня нарциссизма и тревожности [3, 11]. Помимо этого, могут быть использованы анкетирование и интервью для получения дополнительной информации о гендерных особенностях нарциссизма и тревожности среди студентов. Анализ данных будет проводиться с использованием статистического программного обеспечения SPSS. Будут применяться описательные статистические методы, t-тесты для сравнения средних значений в двух группах (мужчины и женщины), корреляционный анализ для определения взаимосвязи между нарциссизмом и тревожностью. Этические принципы исследования включают информированное согласие участников, конфиденциальность и анонимность данных, а также уважение к правам участников на отказ от участия в исследовании или прекращение участия в любой момент [14].
Читать дальше
Гендерная психология – это область психологии, которая изучает роль гендера в формировании психологических характеристик, поведения и взаимодействия с окружающим миром. В основе этой дисциплины лежит представление о том, что понятия «мужчина» и «женщина» не сводятся только к биологическому полу, они включают в себя целый ряд социальных, культурных и психологических аспектов, которые влияют на поведение, мышление и эмоциональное состояние индивида. Основные принципы гендерной психологии включают в себя: • Интерактивизм. Этот принцип подчеркивает взаимосвязь биологических, психологических и социальных факторов в формировании гендерной идентичности и ролей [6, с. 24]. • Социализация. Гендерные роли и идентичность формируются через процесс социализации, в который включены семья, образовательные учреждения, средства массовой информации и другие социальные институты. • Влияние стереотипов. Гендерные стереотипы и представления о «мужественности» и «женственности» оказывают значительное влияние на восприятие себя и других, на выбор профессии, стиль поведения и межличностные отношения. • Мультипликативность. Гендер взаимодействует с другими социальными категориями, такими как раса, класс, возраст, сексуальная ориентация, создавая уникальные пересечения и взаимодействия [9, с. 231]. Основные теории и концепции в области гендерной психологии включают в себя социально-конструктивистскую теорию, теорию социального обучения, теорию когнитивного развития и теорию гендерной схемы. Эти теории исследуют как гендерные роли и идентичности формируются и меняются в процессе жизни, как они влияют на восприятие себя и других, на поведение и психическое здоровье. Гендер играет ключевую роль в психологии личности, влияя на множество аспектов психического и эмоционального развития. Он может определять, как наше восприятие себя и других, так и наши стратегии справления со стрессом, стили принятия решений, межличностные отношения и т. Д.
Читать дальше
В данном исследовании используется смешанный методологический подход, сочетающий качественные и количественные методы. Такой подход позволяет получить более глубокое понимание изучаемого вопроса, сопоставляя статистические данные с более детализированной, качественной информацией [6, с. 220]. Для сбора данных используются структурированные психологические опросники, направленные на измерение уровня нарциссизма и тревожности у участников исследования. Эти инструменты исследования были выбраны из-за их научной достоверности и валидности, а также их способности выявить специфические аспекты нарциссизма и тревожности, которые являются центром данного исследования. Данные собираются с помощью анонимного онлайн-опроса. Применение онлайн-формата позволяет обеспечить удобство для участников исследования и повысить количество собранных данных. В дополнение к опросам, проводятся полуструктурированные интервью с участниками для глубокого изучения их восприятия и опыта, связанного с нарциссизмом и тревожностью. Это дополняет количественные данные, предоставляя более детальное и нюансированное понимание изучаемых феноменов [12, с. 260]. Полученные данные анализируются с использованием статистических методов с применением программного обеспечения SPSS для количественного анализа и тематического анализа для обработки качественных данных. Все методы анализа выбраны с учетом их пригодности для достижения целей исследования. Для измерения уровня нарциссизма в данном исследовании используется шкала нарциссизма по опроснику паталогического нарциссизма (Pathological Narcissism Inventory, PNI) клинического психолога А. Пинкуса и его коллег [8, с. 180]. Опросник состоит из 28 вопросов, представленных в форме утверждений, на которые нужно ответить по шкале от 0 до 5, где 0 – не похоже на меня, а 5 – совершенно про меня. Уровень нарциссизма определяется по двум категориям: грандиозность (открытый нарциссизм, склонность к манипуляции, грандиозные фантазии) и нарциссическая уязвимость и потребность в восхищении (скрытый нарциссизм, хрупкость самооценки, скрытие недостатков, нетерпимость к неподчинению).
Читать дальше
Для исследования гендерных особенностей нарциссизма был использован опросник паталогического нарциссизма (Pathological Narcissism Inventory, PNI) клинического психолога А. Пинкуса и его коллег [12, с. 402]. Данные обрабатывались в программе SPSS В рассмотрении результатов исследования нарциссизма любопытно отметить несколько аспектов. Во-первых, проявление уровня грандиозности среди мужчин находится на самом высоком уровне: 6 из 14 опрошенных набрали от 41 до 52 баллов. (Рис. 1) Такие показатели характеризуются почти заоблачными фантазиями в отношении будущего, открытым манипулированием другими людьми в своих целях. Для женщин характерна совсем иная картина: только один респондент из 16 набрал 41 балл по уровню проявления грандиозности, в то время как все остальные находятся в пределах нормального уровня или ниже. То есть, для нормальных показателей характерно умеренное и релевантное проявление открытого нарциссизма: такие люди в меру амбициозны, объективно представляют свое будущее, не стремятся к эксплуатации людей. При низких показателях же даже отсутствие каких-либо фантазий о своих будущих достижениях может навредить социальной успешности в целом.
Читать дальше
В ходе проведенного исследования была изучена проблематика гендерных особенностей нарциссизма и тревожности среди студентов. В результате было подтверждено наличие значительных гендерных различий в проявлениях этих психологических особенностей. При этом было обнаружено, что нарциссизм и тревожность коррелируют между собой и зависят от гендерной принадлежности. Было выявлено, что у мужчин выше уровень нарциссизма, в то время как у женщин выше уровень тревожности. В связи с этим гендерные различия могут играть значительную роль в формировании стратегий справления с тревожностью и нарциссизмом. Проведенное исследование также позволило выявить необходимость дальнейшего изучения этой темы, включая продольные и кросс-культурные исследования, исследование методов справления с нарциссизмом и тревожностью, а также изучение биологических основ этих различий. Полученные данные и выводы могут быть использованы для разработки практических рекомендаций для психологов, социальных работников и образовательных учреждений по работе со студентами с различными уровнями нарциссизма и тревожности, учитывая их гендерные особенности. В целом, данное исследование способствует расширению нашего понимания о влиянии гендера на нарциссизм и тревожность, что, в свою очередь, может помочь в разработке более эффективных подходов к обучению и поддержке студентов. В ходе выполнения данной курсовой работы были успешно достигнуты поставленные цели и задачи. Была проведена детальная литературная работа, включающая анализ ключевых исследований в области гендерной психологии, нарциссизма и тревожности. Это позволило углубленно изучить тему исследования и подготовить основу для эмпирического исследования. Основной частью работы было эмпирическое исследование, проведенное на выборке студентов. Были собраны и анализированы данные о гендерных особенностях нарциссизма и тревожности. Полученные результаты показали наличие гендерных различий в проявлениях этих психологических особенностей, что соответствует теоретическим предположениям и результатам предыдущих исследований. Оценка достигнутых результатов исследования свидетельствует о его высокой практической значимости. Подтверждение гипотезы о наличии гендерных различий в проявлениях нарциссизма и тревожности может служить основой для разработки психологических интервенций, учитывающих гендерные особенности в подходе к студентам. В то же время, исследование имеет и научную значимость, поскольку вносит вклад в расширение знаний о гендерных аспектах нарциссизма и тревожности. Результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях. В заключении, можно утверждать, что поставленные цели и задачи были успешно достигнуты, а результаты исследования обладают как научной, так и практической значимостью
Читать дальше
1. Батурин Н. А., Петровский В. А. Гендерная психология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 428 с. 2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Прогресс, 1986. – 424 с. 3. Бендас Т. В. Гендерная психология. С-Пб.: «Питер», 2008. - 432 с. 4. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм- Еврознак, 2006. — 320 с. 5. Брайдотти Р. Введение в гендерные исследования. С-Пб.: «Алетейя», 2001. - 992 с. 6. Вассерман Л. И., Водопьянова Н. Е., Столяренко Л. Д. Тесты и методики психодиагностики. – СПб.: Речь, 2011. – 688 с. 7. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М.: Питер, 2003. – 720 с. 8. Емельянова Т. П. Психология нарциссизма. – М.: Академия, 2000. – 294 с. 9. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. М.: Класс, 2014. 464 с. 10. Кон И. С. Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с. 11. Кондаков И. И. Гендерная психология. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 320 с. 12. Клецина И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. С-Пб.: «Алетейя», 2004. - 408 с. 13. Клецина И. С. Гендерная психология. С-Пб.: «Питер», 2000. - 496 с. 14. Козлов В.В. Гендерная психология. М.: «Речь», 2010. - 272 с. 15. Малкова Е.Е. Тревожность и развитие личности в норме и при патологии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2014. 41 с. 16. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с. 17. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: Питер, 2005. – 384 с. 18. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. М.: «Эксмо», 2006. - 928 с. 19. Прихожан А.М. Психологический анализ межличностной тревожности/ А.М. Прихожан// Вопросы экспериментальной психологии и ее теории. М. Просвещение, 2012. — 195 с. 20. Нартова-Бочавер С. К., Васильева М. С. Психология нарциссизма и нарциссической персональности. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с. 21. Спилберг Ч. Д. Анкета самооценки тревожности (САТ). – М.: Речь, 2013. – 64 с. 22. Соколова Е.Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен / Е.Т. Соколова // Психологический журнал. 2009. - №1. - С. 67-80. 23. Фрейд З. Нарциссизм: Исследование введения. – М.: Академический Проект, 2013. – 248 с. 24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2010. – 576 с. 25. Чердынцева Н. В., Столяренко Л. Д. Методы психологического исследования. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с. 26. Чекалина А. А. Гендерная психология. М.: «Ось-89», 2009. - 240 с. 27. Шейнов В. П. Введение в гендерную психологию. – М.: Смысл, 2001. – 352 с. 28. Эльдарион А. Гендерная проблематика в глубинной психологии. М.: «Академия», 2011. - 104 с. 29. Taylor M.C., Hall J.A. Psychological androgeny: theories, methods and conclugions// Psychol. Bull. 1982, Vol.92 №3, p.347-366. 30. Maccoby E., Jacklin С. The psychology of sex differences. Stanford Un. Press, 1974, p.187. 31. Lorber S., Farrell S. (eds.) The social construction of gender. Sage publications. 1991.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Исследование влияния стиля управления менеджера на производительность труда в организации
Количество страниц:
35
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В «БРАТЬЯХ КАРАМАЗОВЫХ»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Литература
курсовая работа
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА
Количество страниц:
20
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image