ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 Теоретическое исследование гендерного аспекта особенностей поведения в конфликте у подростков 6 1.1Психологические особенности гендерной принадлежности 6 1.2 Психологические особенности поведения в конфликте детей подросткового возраста 15 1.3 Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте подростков с разной гендерной идентичностью 16 ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование влияния гендерной идентичности на конфликтное поведение в подростковом возрасте 21 2.1 Методы и база исследования 21 2.2 Результаты исследования и их обсуждения 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ВятГУ

Гендерные особенности поведения подростков в конфликтной ситуации

курсовая работа
Психология
40 страниц
71% уникальность
2024 год
34 просмотров
[FAKE!!!] Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список использованно
Актуальность. В современной жизни конфликт является одним из неотъемлемых факторов человеческого существования, а соответственно частью нашей жизни. По сути, вся история человечества представляет собой историю конфликтов, кризисов, недопонимания и борьбы. Еще древние философы считали, что конфликт существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни и представляет собой ее часть. Увеличение внимания к проблемам конфликтов обусловлено потребно-стями современного общества. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного и личностного развития. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с аг-рессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и так далее. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. В отечественной и зарубежной психологической науке существуют раз-личные взгляды на природу конфликтов. Противоположные позиции представлены как в зарубежной психологии и социологии (Р. Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин, Д. Морено, Т. Парсонс, K. Tомас, К. Томпсон, К. Хорни), так и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Алишев, О.В. Аллахвердова, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Л.А. Петровская, Т.А. Полозова, С.Л. Прошанов, А.А. Реан, В.П. Трусов, Б.И. Хасан, А.И. Шипилов). Но, как известно, за каждой личностью, которая решает конфликт, скрываются определенные особенности, которые присущи только ей. Наиболее характерным признаком, который накладывает отпечаток на всю жизнь и особенности взаимодействия человека с окружающими есть его принадлежность к полу. Мужчины и женщины отличаются многими сферами – в познавательном развитии, в физиологическом становлении, в составе ума, в привычках, волевой и эмоциональной сфере. Следовательно, что и в различных ситуациях они действуют по-разному. Актуальность заключается в том, что сегодня каждому человеку важно знать особенности поведения в конфликтной ситуации, а также природу самого конфликта, чтобы успешно его разрешить. Важную роль в урегулировании конфликта играет личность, а также особенности ее поведения в зависимости от принадлежности к полу. Гипотеза исследования: типы гендерной идентичности личности подростка взаимосвязаны с особенностями конфликтного поведения, включающие стратегии поведения в конфликтных ситуациях и устойчивость к конфликтам. Объект исследования – стратегии поведения подростков в конфликте. Предмет исследования – проявления гендерных особенностей подростков в конфликте. Цель исследования: изучить гендерные особенности поведения подростков в конфликтной ситуации. Задачи: 1. Рассмотреть психологические особенности гендерной принадлежности. 2. Ознакомиться с психологическими особенностями поведения в кон-фликте детей подросткового возраста. 3. Определить взаимосвязь стратегий поведения в конфликте подростков с разной гендерной идентичностью. 4. Провести эмпирическое исследование влияния гендерной идентично-сти на конфликтное поведение в подростковом возрасте. Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы. 2. Психодиагностические методы: - полоролевой опросник С. Бем (Приложение А); - методика определения стратегий поведения в конфликтной ситуа-ции К. Томаса (Приложение Б); - методика на устойчивость к конфликтам. -методика определения предрасположенности к конфликтам А. В. Кисе-лева - методика по выявлению уровня внутриличностной конфликтности А.И.Шипилов 3. Статистические методы: - метод описательной статистики (Приложение В); - корреляционный анализ (коэффициент корреляции рангов r Спир-мена (Приложение Г). Практическая значимость. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы студентами психологического факультета. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Читать дальше
1.1Психологические особенности гендерной принадлежности Свое движение по пути гендерных исследований психология начала с постановки проблемы индивидуальных и половых различий. Понятие «гендер» как социального или социокультурного пола возникло в конце 1960-х — начале 1970-х годов [2]. Современная социально-психологическая наука различает понятия пола и гендера. Традиционно первое использовалось для обозначения тех анатомических и физиологических характеристик человека, по которым люди определяются как мужчины или женщины. Пол (то есть биологические характеристики) человека считался основой и главной причиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. Благодаря научным исследованиям стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие учёные даже полагают, что единственное явное и существенное биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве. «Типичные» гендерные различия, такие как больший рост, больший вес, мышечная масса и физическая сила у мужчин, сильно варьируются и гораздо меньше связаны с полом, чем обычно предполагается. Например, женщины Северо-Западной Европы обычно выше мужчин Юго-Восточной Азии. На рост и вес, а также на физическую силу большое влияние оказывают питание и образ жизни, на которые, в свою очередь, влияют взгляды общества на то, кому – мужчинам или женщинам – следует давать больше еды, кому нужно больше калорийной пищи, какими видами спорта занимаются. приемлемы для того или другого [8]. Помимо биологических различий между людьми, существует разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных особенностях. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность понятий «типично мужское» или «типично женское»: то, что считается мужской деятельностью (поведением, чертой характера) в одном обществе, может определяться как женское в другом обществе. Наблюдаемое в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальная идентичность биологических особенностей людей позволяют сделать вывод, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. [8]. Таким образом, термин гендер означает совокупность социальных и культурных норм, которых общество требует от людей в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы в конечном итоге определяют психологические качества, модели поведения, виды деятельности и профессии женщин и мужчин.
Читать дальше
2.1 Методы и база исследования Выборка исследования составила 50 человек. В группу вошли пациенты в возрасте от 14 до 16 лет из них: 24 мальчика и 26 девочек В данном параграфе описана организация экспериментального исследования и изложены методы, используемые в процессе выявления влияние гендерной идентичности на особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте. Экспериментальное исследование было направлено на составление и реализацию программы проведения методик, направленной на исследование особенностей конфликтного поведения и типов гендерной идентичности у подростков. В практической части работы ставились следующие задачи: 1. Изучить особенности конфликтного поведения девочек и мальчиков в отдельности. 2. Составить и реализовать программу методик, направленную на выявление уровня конфликтного поведения у подростков и как на это, влияет гендерная идентичность. 3. Произвести анализ полученных данных. Методы: Полоролевой опросник С. Бэм Цель: Опросник используется для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, а также позволяет определить тип личности: маскулинный, фемининный, андрогинный. Опросник состоит из 60 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».
Читать дальше
Проведенное эмпирическое исследование по выявлению связи гендерного аспекта и особенностей поведения в конфликте в подростковом возрасте позволило сформулировать следующие выводы: • большая часть подростков определяют свою гендерную идентич-ность как андрогинную. При этом девочки в большей степени склонны к определению своего полоролевого поведения как андрогинного, чем их сверстники мальчики. Также четвертая часть выборки девочек идентифицируют себя с феминным типом и лишь немногие – с маскулинным. Мальчики, наоборот, чаще всего определяют себя в соответствии с маскулинным типом, реже – с андрогинной полоролевой идентичностью и крайне редко – с феминным типом; • для подростков с любой гендерной идентичностью наиболее рас-пространенными способами поведения в конфликте являются сотрудничество, компромисс и избегание, а наиболее выраженными чертами являются вспыльчивость и подозрительность, что, в сущности, определяется их возрастными особенностями и недостаточным коммуникативным опытом; • существуют четкие различия в склонности выбора стиля поведения в конфликте у подростков с разной полоролевой идентичностью. Так, к конфронтации наиболее часто прибегают подростки с выраженной маскулинностью. В то же время их сверстники с выраженной феминностью, наоборот, стараются избегать конфронтации и наиболее склонны проявлять в таких ситуациях тактику приспособления; • подростки с феминным типом полоролевой идентичности по своим личностным особенностям, проявляющимся в конфликте, характеризуются стремлением к компромиссам и некоторой тенденцией к подозрительности, что в целом свидетельствует о нежелании данной группы детей вступать в конфликты и стремлением предвидеть подобное развитие событий, чтобы избежать их; • для подростков с маскулинным типом полоролевой идентичности наиболее характерным для разрешения межличностных противоречий является прямой и открытый конфликт, где они не проявляют обидчивости и подозрительности, а в большей степени обнаруживают тенденцию к бескомпромиссности, жесткому определению своих личностных границ, интересов и желаний и отстаиванию их вне зависимости от потребностей партнера. Таким образом, проведенное исследование позволило выявить наличие некоторых закономерностей в конфликтном поведении подростков с разными типами полоролевой идентичности. Данные результаты могут быть использованы для составления как групповых, так и индивидуальных программ по профилактике и коррекции агрессивного поведения, а также обучающих социально-психологических тренингов по конструктивному разрешению конфликтов в подростковом возрасте.
Читать дальше
1. Беженцева, А. Р. Межличностные конфликты в подростковой среде / А. Р. Беженцева // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. – № 6–1(35). – С. 16–19. 2. Власова Н. В. Особенности поведения в конфликте подростков с разной гендерной идентичностью / Н. В. Власова, Е. Л. Буслаева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. — 2020. — №4 (837). — с. 225–239. 3. Евенко С. Л. Влияние гендерных особенностей студентов на стратегии поведения в межличностных конфликтах / С. Л. Евенко // Вестник Московского Государственного областного университета. — 2024. — № 2. — с. 8–9. 4. Емельянов, С. М. Конфликтология: учебник и практикум для вузов / С. М. Емельянов. – 4-е изд., испр, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 322 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06003-4. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453501 (дата обращения: 07.01.2024). 5. Жукова, А. В. Особенности поведения подростков в межличностных конфликтах со сверстниками / А. В. Жукова // Научные труды молодых учёных: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 23 февраля 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. – С. 115–117. 6. Замедлина, Е. А. Конфликтология: учебное пособие / Е.А. Замедлина. – 2-е изд. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 141 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). – DOI: https://doi. org/10/12737/19528. - ISBN 978-5-369-01082-2. – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1062378 (дата обращения: 10.01.2024). – Режим доступа: по подписке. 7. Корзун, С. А. Представления подростков о причинах и содержании межличностных конфликтов / С. А. Корзун // Психологическое благополучие современного человека: Материалы Международной заочной научно-практической конференции, Екатеринбург, 20 марта 2019 года / Уральский государственный педагогический университет; ответственный редактор С. А. Водяха. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. – С. 155–160. 8. Минакова Г. К. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 765–769. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9267 (дата обращения: 11.01.2024) 9. Скоропатенко, А. Ю. Гендерные особенности выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации у студентов вуза / А. Ю. Скоропатенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 291–293. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108288/ (дата обращения: 11.01.2024). 10. Смирнова, Т. С. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте / Т. С. Смирнова, А. А. Ручкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 706–708. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26212/ (дата обращения: 11.01.2024). 11. Тимофеева Д. Д. Причины и способы урегулирования межличностных конфликтов в подростковом возрасте // Актуальные исследования. 2021. №37 (64). С. 74–80. URL: https://apni.ru/article/2896-prichini-i-sposobi-uregulirovaniya-mezhlichn (дата обращения: 11.01.2024) 12. Ткаченко, Н. С. Влияние стилей семейного воспитания на склон-ность подростков к девиантному поведению / Н. С. Ткаченко, О. В. Шеркевич // Коллекция гуманитарных исследований. – 2020. – № 4(25). – С.101–109. 13. Фирсова, Е. М. Особенности гендерных различий / Е. М. Фирсова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 336–339. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37027/ (дата обращения: 11.01.2024). 14. Фролова Е. В. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития / Е. В. Фролова, Т. М. Рябова, О. В. Рогач и др. // Перспективы науки и образования. — 2019. — 3 (39). — с. 227–239. 15. Шалагинова К. С. О необходимости учета гендерных особенностей поведения подростков в конфликте при проектировании и выстраивании профилактической работы / К. С. Шалагинова, Е.В. Декина // Международный научно-исследовательский журнал. — 2023. — №11 (137). — URL: https://research-journal.org/archive/11-137-2023-november/10.23670/IRJ.2023.137.71 (дата обращения: 11.01.2024) 16. Шалагинова К. С. Оценка гендерных особенностей поведения подростков в конфликте / К. С. Шалагинова, Д. А. Байкин // Обзор педагогических исследований. — 2023. — Т. 5. — № 5. — с. 74–78.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Благотворительность как часть Социально культурной деятельности
Количество страниц:
25
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Социология
курсовая работа
Психолого-педагогическое сопровождение когнитивного развития учащихся с ОВЗ
Количество страниц:
32
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Организация и технология работы магазина (склада), пути ее улучшения.
Количество страниц:
15
Оригинальность:
30%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Логистика, управление запасами
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image