Введение 3 Глава 1 Теоретическая основа консультирования семей с детьми в трудной жизненной ситуации 6 1.1 Определение ключевых понятий 6 1.2 Возрастные особенности развития личности детей 8 Глава 2. Эмпирическое исследование консультирования семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации 30 2.1 Диагностика и анализ состояния целевой группы 30 2.2 Разработка и реализация психолого-педагогического проекта 43 Заключение 52 Список литературы 54 Приложение 58
ВГСПУ

Консультирование семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

курсовая работа
Психология
57 страниц
93% уникальность
2024 год
5 просмотров
Пристайло О.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Консультирование семей, особенно тех, которые оказались в трудных жизненных ситуациях, представляет значительную актуальность в современном обществе. Проблемы, с которыми сталкиваются семьи, имеющие детей, включают в себя разнообразные вызовы, от финансовых трудностей и социальных проблем до разрывов в отношениях и психологических напряжений. Актуальность этой темы усиливается необходимостью поддержки семейных структур для обеспечения благополучия детей и укрепления семейного социального фундамента. Исследование проблемы консультирования семей с детьми в трудных жизненных обстоятельствах имеет множество аспектов, охватывающих различные научные дисциплины. Эта проблематика изучена в области психологии, социологии, педагогики, медицины и социальной работы, причем каждая из них вносит свой вклад в понимание и решение сложных семейных ситуаций. Целью данного исследования является проведение анализа и разработка эффективных стратегий консультирования семей, где дети оказались в сложных жизненных обстоятельствах. Это включает в себя изучение факторов, влияющих на стабильность и благополучие семей, выработку методов поддержки и разрешения конфликтов, а также создание рекомендаций для повышения качества семейных отношений в подобных ситуациях. В рамках исследования будут рассмотрены теоретические и методические основы, лежащие в основе консультирования семей. Это включает анализ современных теоретических подходов и методологий, а также практических моделей, применяемых в консультировании семей с детьми в сложных ситуациях. Для достижения поставленной цели проведения исследования будет необходимо выполнение ряда задач: 1. Изучить определение ключевых понятий. 2. Определить возрастные особенности развития личности. 3. Рассмотреть описание этапов, логики, методов и средств работы. 4. Изучить описание базы исследования и методов обработки данных. Гипотеза исследования предполагает, что эффективное консультирование семей с детьми в трудных жизненных ситуациях способно существенно повысить уровень их семейного благополучия и решить многие проблемы, с которыми они сталкиваются. Исследование будет осуществляться на основе теоретических концепций и методологий, таких как системный подход, психологические модели семейных взаимоотношений, и методы консультирования в рамках семейной психологии и социальной работы. Для проведения исследования будут использованы различные методы, включая анализ научной литературы, эмпирические методы исследования, интервьюирование специалистов и анкетирование семей, а также анализ статистических данных. База исследования включает в себя данные из научных публикаций, отчетов о социальной помощи семьям, а также информацию, полученную от семей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах. Теоретическая значимость данного исследования заключается в расширении знаний о методах и подходах, применяемых в консультировании семей с детьми в сложных жизненных ситуациях, что может быть полезным для дальнейших исследований и практического применения. Практическая ценность результатов исследования заключается в разработке рекомендаций и методических подходов, способствующих повышению эффективности консультирования семей с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях. Апробация результатов исследования предусматривает их представление на научных конференциях, семинарах или публикации в научных журналах. Внедрение результатов исследования представляет собой практическую реализацию разработанных методик и рекомендаций в работе социальных служб, центров помощи семьям и других организаций, оказывающих поддержку семьям в трудных жизненных обстоятельствах. В качестве методов исследования были использованы метод анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, и т.д. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Читать дальше
1.1 Определение ключевых понятий В сфере социальной поддержки семей, столкнувшихся с многообразием трудных жизненных обстоятельств, ключевым является комплекс концептуальных понятий, предоставляющих фундамент для анализа и решения проблем, характерных для данных условий. Так, понятие «консультации» определяется как кооперативный процесс, нацеленный на предоставление семьям профессионального направления и поддержки в преодолении кризисных ситуаций. Следует отметить, что термин «сложные жизненные ситуации» охватывает обширный массив проблем, варьирующихся от финансовых затруднений до эмоционального стресса и бытовых проблем, оказывающих значительное влияние на динамику семейной жизни и, следовательно, на детей в данных условиях. Глубокое понимание этих ситуаций является неотъемлемым для эффективного планирования вмешательства. Семьи рассматриваются как системы, объединяющие обширный спектр личностей, ценностей и взаимоотношений. В рамках данной исследовательской работы основное внимание акцентировано на структурной и функциональной динамике взаимодействия членов семьи, включая родителей, детей и других родственников, учитывая их важность для оптимизации условий развития ребенка в неблагоприятной среде. В этом контексте дети представляют ключевую категорию, чье когнитивное, эмоциональное и социальное развитие тесно связано с факторами семейной среды. Таким образом, период от младенчества до подросткового возраста требует особого внимания к каждому этапу развития в целях адекватной поддержки и коррекционных вмешательств [2]. Комплексный подход к поддержке семей включает в себя предоставление психологической, эмоциональной и, при надобности, материальной поддержки, направленный на укрепление их способности адаптации к вызовам, превышая пределы мгновенных кризисных реакций и сосредотачиваясь на стратегиях долгосрочного благополучия семьи.
Читать дальше
2.1 Диагностика и анализ состояния целевой группы Целью настоящего исследования являлась идентификация и анализ семейных структур, имеющих детей и находящихся в состоянии социальной неблагополучности, в последующем обеспечивая базу для предоставления специализированной психологической поддержки. Реализации данной цели способствовала тщательная разработка многокритериальной методики для отбора семей. В методологию отбора вошли два основных направления: 1. Анализ сложных жизненных условий, в рамках которого было операционализировано понятие «трудная жизненная ситуация» как комплекс обстоятельств с выраженным негативным эффектом на психоэмоциональное и социальное функционирование семейной системы. 2. Применение мультидисциплинарного подхода, с амалгамированием разнообразных теоретических и практических ресурсов для всесторонней диагностики жизненных сценариев семей, обеспечивая разработку ситуационно-адекватных стратегий поддержки с учетом их уникальных характеристик. Подчеркивается эффективность такого подхода в разработке целевых вмешательств для улучшения качества жизни вовлеченных субъектов. Для отбора были использованы следующие критерии: 1. Социодемографические параметры: наличие в семье одного или более детей возрастного спектра от 0 до 18 лет; проживание в определенном географическом районе; соблюдение критериев социальной и экономической нуждаемости. 2. Психологические и педагогические категории: семьи, сталкивающиеся с проблематикой воспитания и обучения; наличие детей с отклонениями в обучении и поведении. 3. Медико-социальные критерии: семьи с хронически больными или инвалидами; переживание тревожных событий и кризисных состояний.
Читать дальше
В заключении можно сказать о том, что консультирование семей, столкнувшихся с трудными жизненными ситуациями, играет важную роль в поддержке их благополучия и развития. Важно понимать, что эти семьи испытывают разнообразные вызовы, и каждая из них уникальна. Консультации предоставляют возможность создания индивидуальных подходов к помощи каждой семье в соответствии с их уникальными потребностями и ситуацией. Одной из ключевых составляющих является установление доверительных отношений с семьей. Это позволяет создать открытое пространство для обсуждения проблем, определения целей и разработки стратегий для их достижения. Работа семейного консультанта должна базироваться на эмпатии, уважении и понимании индивидуальности каждой семьи. Консультирование направлено на укрепление семейных уз, восстановление взаимоотношений и разрешение конфликтов. Это процесс, включающий не только разрешение текущих проблем, но и обучение семьи навыкам эффективного взаимодействия и решения возникающих трудностей в будущем. Важно отметить, что консультирование семей с детьми в трудной ситуации требует комплексного подхода, учитывающего психологические, социальные и эмоциональные аспекты. Каждый член семьи играет свою роль в решении проблемы, и поддержка должна быть направлена на всестороннюю помощь. Консультации создают возможность для семьи принимать активное участие в развитии плана действий и обеспечивают осознанность каждого шага. Это способствует построению стабильных и здоровых отношений внутри семьи, способствует ее укреплению и повышению ее способности эффективно справляться с вызовами. Консультирование семей с детьми в трудной жизненной ситуации – это не просто предоставление советов или решений, но скорее сотрудничество и создание среды, способствующей их собственному росту и развитию. Это процесс, включающий в себя поддержку, обучение навыкам преодоления трудностей и формирование стратегий, способствующих устойчивому и здоровому функционированию семьи. Основываясь на моем опыте, важно отметить, что консультирование семей требует гибкости и адаптации под изменяющиеся обстоятельства. Семьи находятся в разных ситуациях, и подход к каждой из них должен быть уникальным и адаптированным под их потребности. Конечная цель консультирования заключается не только в разрешении текущих проблем, но и в укреплении семейных связей, установлении здоровых образцов взаимодействия и предоставлении семье инструментов для успешного самостоятельного разрешения будущих трудностей. Важно подчеркнуть, что консультирование семей с детьми в трудной жизненной ситуации не является краткосрочным процессом, а скорее долгосрочным партнерством, направленным на устойчивые изменения и поддержание благополучия семьи в будущем. В итоге, консультирование семей с детьми в трудной жизненной ситуации является важным фактором поддержки, способствующим разрешению проблем и улучшению качества жизни. Это процесс, который требует терпения, понимания и компетентности, чтобы помочь каждой семье восстановить гармонию и благополучие.
Читать дальше
1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2018. – 208 c. 2. Алексеева С. С. Организация деятельности служб сопровождения семей с детьми в Забайкальском крае //Технологии социальной работы с разными группами населения. – 2018. – С. 5-14. 3. Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение. / С.Ф. Анисимов. -2-е изд. доп. М.: «Мысль», 2018. – 158 с. 4. Асанова Н.К., Руководство по предупреждению насилия над детьми – М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 2018. – 512 с. 5. Белькова П. М. Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации //Актуальные вопросы современной психологии, конфликтологии и управления: взгляд молодых исследователей. – 2021. – С. 40-48. 6. Бибикова Н. В., Еремина Л. И. 2.1. Социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении, средствами семейной арт-терапии //Инновации в социальной работе. – 2021. – С. 58-70. 7. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2020. – 298 с. 8. Битянова М. Р. Психология в школе: содержание и организация работы. М., 2019. – 298 с. 9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 2018. – 298 с. 10. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2019. – 298 с. 11. Бурмистрова Е.В. «Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с особыми нуждами»// Сб. «Коррекционная педагогика и психология» ЮОУ МКО – М.: 2018. – 289 с. 12. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. -- М.: МГППУ, 2018. – 359 с. 13. В. Батня Миры на писке / Песочная терапия Рига: RaKa 2019 г 293 с. 14. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Ю.В. Василькова, Т. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. – М.: Издат. Центр «Академия» 2018. – 272 с. 15. Вергунова М. В. Психолого-педагогическая и социальная помощь детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях //Ответственный редактор. – 2018. – С. 499. 16. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2018.-259 с. 17. Грефенштейн Г. С. Социально-психологические подходы к организации межведомственного взаимодействия в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации //Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики. – 2020. – С. 79-83. 18. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. М.; Тула, 2019. – 455 с. 19. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы//Педагогика. – 2018. – № 4. – 60 с. 20. Давыдова В. Я. Исследование эмоционального состояния членов семей, находящихся в трудной жизненной ситуации //Общество: социология, психология, педагогика. – 2023. – №. 1 (105). – С. 84-88. 21. Дворянскова Г. П. Профилактика социальной дезадаптации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации //Актуальные проблемы образования и общества. – 2019. – С. 179-184. 22. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др.; Под ред. И.В. Дубровиной Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 2018.- 303 с. 23. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – СПб.: Издательство ППМИ, 2018. – 186 с 24. Козырева Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в образовательной организации //Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст. – 2021. – С. 396-399. 25. Кузина И. Г., Теория социальной работы – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2019. – 232 с. 26. Лужецкая А. М., Лупачева А. С. Психологическое консультирование по проблеме копинг-поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации //Психология образования: образовательный потенциал развития личности. – 2020. – С. 256-261. 27. Мигелёва П. В. Содержание и методы работы социального педагога.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – № 3. 2018. – 40 с. 28. Никитин В. А. Начала социальной педагогики : учеб. пособие. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2019. – 148 с. 29. Никитина Н.И. и М.Ф. Глухова Методика и технология работы социального педагога. М., ВЛАДОС., 2018. – 399 с. 30. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.:ВЛАДОС, 2018. – 395 с. 31. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2019 г. – 944 с. 32. Олифриенко Л.А., Чепурных Е.Е., Шульга Т.И., Быков А.В., Инновации в работе специалистов социально-педагогических учреждений – М.: Полиграф сервис, 2018. – 320с 33. Омигов В.И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних // Российская юстиция. – 2019. – N 1. – С. 24. 34. Прохорова О. [Социально- педагогическая поддержка школьника в трудной ситуации. /Журнал «Воспитание школьников»- №8/2018. – 59 с. 35. Сидорова Н. В. Социально-психологические подходы в образовательной организации при работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации //Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики. – 2021. – С. 248-250.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Личность и общество (социализация)
Количество страниц:
8
Оригинальность:
38%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Социология
курсовая работа
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Количество страниц:
38
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Психология
курсовая работа
ПЕРЕВОД МЕЖДОМЕТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА НА РУССКИЙ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕВОДА КОМИКСОВ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Теория перевода
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image