-
Российский государственный профессионально-педагогический университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

курсовая работа
Психология
38 страниц
87% уникальность
2024 год
4 просмотров
Бурмистрова М.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ГЛАВА 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАН
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМ СТИЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 1.1. Характеристика понятия «синдром эмоционального выгорания» в отечественной и зарубежной литературе 7 1.2. Особенности проявления эмоционального выгорания у студентов педагогического вуза с различным стилем профессиональной деятельности 12 1.3. Профилактика и коррекция эмоционального выгорания у студентов педагогического вуза 18 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМ СТИЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24 2.1. Организация и методы эмпирического исследования 24 2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования 26 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44
Читать дальше
Вызовы современного мира все чаще сопровождаются необходимостью психологической поддержки, о чем свидетельствует, например, возникновение большого количества онлайн платформ с психотерапевтической помощью, повышенное внимание к значимости ментальных проблем в медиа и социальных сетях, а также появление целого пула научно-популярной литературы по самопомощи. Однако, психологическое состояние человека не ограничивается его бытовой жизнью – современные исследователи особенно выделяют вопросы профессионального ментального здоровья, активно занимаясь разработкой опросников и методов решения проблем, связанных с профессиональным и эмоциональным выгоранием (Водопьянова Н.Е., Муфтахова Ф.С., Старченкова Е.С. и др.). Стоит отметить, что проблематика эмоционального выгорания присутствует в дисциплинарном поле с 1970-х годов, но не теряет своей актуальности, поскольку частота выгорания прогрессирует параллельно с увеличением общих стресс-факторов, которые есть в современной реальности. Например, экономическая ситуация, в которой находится, скажем, студент четвертого курса педагогического университета, подталкивает его, не пройдя до конца адаптационный период из статуса «студента» в «профессионалы», искать работу по специальности, хотя психологически он к этому может быть не готов. Последствия подобной неготовности могут быть выражены в скорых симптомах синдрома эмоционального выгорания (потеря интереса к деятельности, нежелание приходить в место работы, раздражительность, депрессивное состояние, невнимательность и т.д.), хотя первоначально специализация ему нравилась, но из-за давления финансового стресс-фактора, студент оказался в невыигрышной позиции ни по отношению к себе и своему ментальному состоянию, ни по отношению к собственной профессии, уже потратив на ее освоение четыре года. В такой ситуации совершенно понятно его разочарование и чувство вины, направленное, в первую очередь, на себя. Важно сказать, что, рассматривая психологическую литературу, мы замечаем, что гораздо большее внимания авторы уделяют уже состоявшимся профессионалам, говоря часто о профессии в прямой корреляции со словом «работа». Хотя учеба и подготовка к будущей рабочей деятельности является не менее трудозатратным и эмоционально сложным процессом, внутри которого мы можем наблюдать такие же риски возникновения эмоционального выгорания, как и среди уже состоявшихся профессионалов. Более того, психоэмоциональная нагрузка может быть даже выше, поскольку студенты часто должны думать одновременно о нескольких вещах, решая возникающие проблемы не по мере их поступления: написание работ по многим дисциплинам, закрытие сессии по разным предметам, поиск места практики, подготовка к рабочему взаимодействию во время практического освоения специальности, наконец, первые шаги уже на рабочем месте. Иными словами, вдобавок к общим стресс-факторам, являющимся для каждого студента индивидуальными (финансовые, социальные, семейные, жилищные и т.д.), мы наблюдаем сочетание различных ситуаций, которым студенты подвержены одновременно: большой объем информации, который нуждается в запоминании и систематизации, перенастройка личностных коммуникаций на рабочие, потребность в развитии эмпатии и эмоционального интеллекта. Последнее особенно справедливо для студентов, обучающихся на «помогающие» профессии, то есть тех, кто будет взаимодействовать в парадигме «человек-человек» [5]. Несмотря на то, что теоретическая и методологическая база исследования синдрома эмоционального выгорания сложилась в отечественной литературе на основе наблюдений за работающими профессионалами (М.В. Агапова, В.В. Бойко, Э.Ф. Зеер, Н.А. Попова, И.М. Шишкова и др.), все же некоторые ученые рассматривают важность выгорания и в учебной среде. Например, Е.И. Кудрявцева анализировала связь между академическими достижениями студентов и синдромом эмоционального выгорания [9]. Также был опубликован ряд небольших исследований, посвященных непосредственно изучению эмоционального выгорания среди различных студенческих групп: С.П. Иванова анализировала студентов, которые являются будущими психологами МЧС России [8]; О.С. Глазачев проводил опросы студентов медицинских вузов [7]; О.В. Чулкова написала статью на базе выборки из 89 студентов педагогического университета МГПУ и т.д. [20]. Кое-что эти исследования объединяет (помимо, очевидно, предметного вопроса). Они проведены на маленьких локальных группах, что является подтверждением общей тенденции: студенты, обучающиеся на «помогающих» специальностях, вне зависимости от области деятельности, могут быть подвержены эмоциональному выгоранию точно также, как и представители «помогающих» профессий. Небольшая числовая выборка позволяет провести более качественное исследование, в то время как локальный аспект (конкретное учебное заведение) демонстрирует повсеместное распространение риска эмоционального выгорания, а также дает возможность учета внешних стресс-факторов (например, социальный или экономический статус региона нахождения вуза). Соответственно, проведение подобных исследований является актуальным направлением научной работы сегодня, поскольку позволяет проанализировать и понять риски возникновения синдрома эмоционального выгорания у конкретной группы студентов, чтобы предложить им подходящие инструменты для коррекции психологического состояния. Объект исследования – синдром эмоционального выгорания как реакция человека на повышенные стресс-факторы, связанные с текущей или будущей профессиональной деятельностью. Предмет исследования – причины и риски эмоционального выгорания у студентов педагогического вуза. Цель исследования – выявить уровень текущего эмоционального выгорания у студентов, находящихся на этапе профессиональной подготовки по педагогическим специальностям. Гипотеза исследования – студенты «помогающих» специальностей подвержены синдрому эмоционального выгорания так же, как и уже работающие по подобным профилям профессионалы. Задачи исследования: 1. На основе корпуса текстов, посвященных проблематике изучения синдрома эмоционального выгорания, сформировать теоретическую рамку для проведения исследования, определить терминологический аппарат, а также функциональные характеристики данного состояния. 2. Определить особенности возникновения эмоционального выгорания у студентов и выделить отдельные аспекты синдрома у будущих представителей профессий парадигмы «человек-человек». 3. Аргументировать выбор и охарактеризовать диагностические методы, используемые в исследовании группы студентов педагогического вуза с различным стилем профессиональной деятельности. 4. Обеспечить проведение эмпирического исследования на выявление текущего уровня эмоционального выгорания у группы студентов педагогического вуза. 5. Обработать полученные данные с использованием метода сравнительного анализа, проанализировать данные и сформулировать выводы на основе полученных результатов. Методы исследования: - теоретические: сравнительный анализ, обобщение; - эмпирические: тестирование; - методы качественного и количественного анализа результатов, включая статистические методы обработки данных, выполненные в программе MS Excel 2010. Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем курсовой работы составляет 40 страниц. Так же в работе представлены 2 таблицы.
Читать дальше
Понятие «синдром эмоционального выгорания» сегодня встречается повсеместно: о нем активно говорят через медиа (например, по запросу «эмоциональное выгорание» в сервисе Яндекс.Музыка в разделе «Подкасты» можно найти более 40 эпизодов различных авторских проектов, посвященных разбору этого психологического состояния); ежегодно выпускается десяток научно-популярных книг (пожалуй, самыми популярными являются «Выгорание» Э. Нагоски, «Сил нет» О. Варданян, «Я больше не могу» Р. Чаттерджи и др.). То есть можно наблюдать, с одной стороны бум на различную информацию (равно как и исследования), связанные с этим состоянием, с другой – бум самого состояния: участившиеся случаи как самодиагностирования, так и диагностирования при обращении к профессионалу. Это наблюдение далеко от утешающего, поскольку исследователями четко прослеживается корреляция между апатией по отношению к, например, профессиональной деятельности и депрессивными состояниями, которые могут приводить к летальным исходам [18]. Чтобы разобраться с причинами и следствиями синдрома, для начала стоит обозначить само понятие, поскольку это позволит нам точнее проследить эволюцию взглядов на это состояние. Сегодня под термином «синдром эмоционального выгорания» подразумевают «состояние, характеризующееся истощением, которое приводит к снижению сил, интенсивности ощущения эмоций, сопровождается утратой радости по отношению к любым аспектам жизнедеятельности» [1]. Первым, кто отметил важную роль «интенсивности» как самих эмоций, так и профессиональной деятельности, был американский психиатр Герберт Фрейденбергер (1926-1999), который в 1974 г. описал суть состояния эмоционального выгорания, пронаблюдав симптоматику у сотрудников психиатрических лечебниц и кризисных центров. Чуть позже, к этим категориям специалистов добавились полицейские, учителя, юристы и другие представители профессий парадигмы «человек-человек», то есть профессиональная деятельность которых характеризуется постоянным тесным общением с другими людьми не всегда в стабильной и расслабленной атмосфере [10, с. 82].
Читать дальше
В соответствии с темой исследования была подобрана методика, соответствующая требованиям валидности и надежности: опросник ПВ (психического выгорания), разработанный К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой. Методика состоит из опросного листа, состоящего из 22 утверждений, ответы на которые формируются по 3 шкалам. Цель методики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания позволяет определить проявленность состояния по трем компонентам: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений. Цель проведения исследования: определить уровень эмоционального выгорания студентов педагогического вуза по трем компонентам проявления синдрома. Инструкция: «Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, бывают ли у вас такие мысли или чувства. На бланке для ответов обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания. Позиция “0” - никогда», “1” - очень редко; “2” - редко; “3” — иногда; “4” - часто; “5” - очень часто; “6” – всегда. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства» [6, с. 54].
Читать дальше
Проблематика эмоционального выгорания среди студентов сегодня является важным направлением научной деятельности, поскольку именно от того, как и при каких обстоятельствах формируется будущий профессионал будет зависеть его успешность внутри педагогической сферы. Исследователи этого состояния (Б. Г. Ананьев, М. Буриш, Н. Е. Водопьянова, К. Кондо, Е. В. Котова, Ф. С. Муфтахова, Е. С. Старченкова, А. Н. Сухов и др.) вторят друг другу, подчеркивая важность восприятия синдрома через комплексное рассмотрение симптоматики, проявляющейся у человека. Особенно важным является выявление не только конкретного проявления синдрома (например, апатия, отторжение, разочарование в себе и в своей профессиональной деятельности), но также и факторов, которые привели к возникновению синдрома. Опять же, необходимо смотреть на внешние и внутренние факторы вместе, следуя за теоретическими основаниями, предложенными, например В. В. Бойко. Продолжая изучение синдрома эмоционального выгорания на базе модели, описанной К. Маслач и С. Джексон, принято выделять три базовых компонента выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений, которые и были проанализированы в данном эмпирическом исследовании на базе выборки из студентов педагогического вуза с разным стилем профессиональной деятельности. Согласно результатам тестирования, мы можем определить текущие стили профессиональной деятельности студентов как «оптимальный», а также «деформирующий», «избыточный», «преодолевающий» и «маскирующий», поскольку выяснили, что уровень эмоционального выгорания напрямую влияет на формирование стиля профессиональной деятельности среди студентов (в совокупности с условиями формирования стилей в общем). Эмпирическое исследование было проведено на базе локального университета с небольшой числовой выборкой, что поспособствовало более качественной интерпретации результатов. Подобный формат исследований сегодня является привычной формой проведения мониторинга, чему мы находим подтверждение среди других исследований подобной тематики (А. И. Ахметова, О.С. Глазачев, Е. И. Кудрявцева, С.П. Иванова, О.В. Чулкова и др.). По результатам исследования можно сделать вывод, что студенты педагогического вуза сейчас испытывают синдром эмоционального выгорания: только 1-му студенту из 22 опрошенных не может быть диагностировано состояние (4% опрошенных), в то время как все остальные находятся или в пределе средних значений (36% опрошенных), то есть формируют синдром эмоционального выгорания, или уже его активно проживают (59% опрошенных). Обучение на педагогическую профессию связано не только с вдохновляющими аспектами: развитие личности учителя, его способностей, передача младшему поколению умений, навыков, но и с негативными последствиями, такими, как ухудшение самочувствия, усталость, конфликтность, что проявляется во взаимоотношениях с подопечными, коллегами. Поэтому, актуальным и важным процессом в профессиональной деятельности будущего педагога является умение замечать свое психологическое состояние, владеть навыками саморегуляции и самопомощи. Что не отменяет важности корректной рабочей (учебной) среды вокруг. Выбор методов помощи и копинг-стратегий зависит от индивидуальных психологических особенностей личности, и не может быть универсальным, поскольку важно учитывать качества и характеристики человека. Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить предположение о том, что студенты с разным стилем профессиональной деятельности подвержены синдрому эмоционального выгорания точно также, как и уже работающие педагоги, что обусловлено сложностью процессов обучения, неразвитыми адаптивными механизмами, а также сочетанием дополнительных внешних и внутренних факторов, повышающих риски возникновения такого психологического состояния.
Читать дальше
Афанасьева А. В. Эмоциональное выгорание: отсутствие сил, желания и удовольствий. ГБУ РО «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Баженова» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://clck.ru/38FNzy. (25.01.2024) 2. Ахметова, А. М. Эмоциональное выгорание и признаки депрессии у студентов медицинского вуза [Текст] / А. М. Ахметова, Л. Д. Садретдинова, Д. М. Габитова и др. // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. — 2022. — Vol. 14. — 312-325 с. 3. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: Взгляд на себя и на других [Текст] / В. В. Бойко. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. — 472 с. 4. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. — СПб.: Сударыня, 1999. — 382 с. 5. Влах, Н. И. Специфика синдрома эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий [Текст] / Н. И. Влах, И. П. Данилов, М. А. Гугушвили и др. // Медицина труда и промышленная экология. — 2021. — No 61 (8). — 503–509 с. 6. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПБ: Питер, 2008. – 336 с. 7. Глазачев, О. С. Синдром эмоциональноого выгорания у студентов: поиски путей оптимизации педагогического процесса [Текст] / О. С. Глазачев. // Вестник международной академии наук (русская секция). — 2011. — Специальный выпуск. — 26–45 с. 8. Иванова, С. П. Стресс и эмоциональное выгорание у студентов дневной формы обучения [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://clck.ru/38Ly3E. (24.01.2024) 9. Кудрявцева, Е. И. Эмоциональное выгорание студентов как показатель адаптации к современным образовательным возможностям [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://clck.ru/38JP7n. (26.01.2024) 10. Ларина, Ю. А. Эмоциональное выгорание: историко-теоретический аспект [Текст] / Ю. А. Ларина // Вестник магистратуры. — 2018. — No 12-4 (87). — 82-84 с. 11. Лекция «Общая характеристика психического развития в зрелом возрасте». Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://clck.ru/38J7Qq. (26.01.2024) 12. Марисова, Л. И. Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности [Текст] / Л. И. Марисова. – Киев, 1985. – 51 с. 13. Маркова, Л. К. Психология профессионализма [Текст] / Л. К. Маркова. – М: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с. 14. Мельницкая, Т. Б. Синдром профессионального выгорания: профилактика и коррекция. Методическое пособие [Текст] / Т. Б. Мельницкая. – Калуга: Научно-методический образовательный инновационный центр «Здоровье», 2013. – 17 с. 15. Муфтахова Ф. С. Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания и поведение преодоления в стрессовых ситуациях [Электронный ресурс] / Ф. С. Муфтахова. // Вестник Башкирского университета. – 2009. - No1. Режим доступа: URL: https://clck.ru/38LxiU. (26.01.2024) 16. Никитина, К. А. Синдром эмоционального выгорания у студентов различной профессиональной направленности [Текст] / К. А. Никитина // Казанский (Приволжский) федеральный университет, ВКР. — 2017. — 52 с. 17. Психология здоровья: учеб. для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. — 607 с. 18. Решетова, Т. В. Эмоциональное выгорание, астения и депрессия у медицинских и социальных работников – ресурсы коррекции [Текст] / Т. В. Решетова, В. А. Мазурок, Т. Н. Жигалова // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2012. — No 3. — 105–111 с. 19. Санькова, М. И. Синдром «эмоционального выгорания» у социальных работников: теоретический анализ понятия [Текст] / М. И. Санькова // Человек. Сообщество. Управление. — 2004. — No 2. — 30-43 с. 20. Чулкова, О. В. Эмоциональное выгорание у студентов-педагогов в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / О. В. Чулкова. // Актуальные исследования. — 2022. — #37 (116). — Режим доступа: URL: https://clck.ru/38JnkC. (26.01.2024) 21. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping [Text] / R.S. Lazarus, S. Folkman. — Springer Publishing Company, 1984. — 460 p. 22. Maslach C., Leiter M.P. Burnout [Text] / Maslach C., Leiter M.P. — Encyclopedia of Stress 2nd edition, Elsevier, 2007. — 358-362 pp.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ПЕРЕВОД МЕЖДОМЕТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА НА РУССКИЙ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕВОДА КОМИКСОВ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Теория перевода
курсовая работа
Производственная логистика: преимущества и недостатки отечественных компаний
Количество страниц:
28
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Логистика
курсовая работа
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОСЫ
Количество страниц:
35
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image