ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ 5
1.1. Формирование системы дополнительного образования в начале советского периода: ключевые идеологии и цели 5
1.2. Развитие дополнительного образования в 1920-1940 годах: институциональные и организационные аспекты 8
1.3. Особенности дополнительного образования в послевоенный период: программа и методология 13
Выводы к первой главе 15
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ 17
2.1. Типология форм дополнительного образования: пионерские организации, технические кружки, музыкальные и художественные школы 17
2.2. Идеологическое содержание и воспитательные аспекты в дополнительном образовании 21
2.3. Влияние дополнительного образования на социальное развитие детей в советской системе образования 25
Выводы по второй главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Читать дальше
В данной курсовой работе был проведен анализ форм дополнительного образования детей в Советской России, сфокусированный на историческом контексте, ключевых идеологиях, целях, специфике форм образования и воспитательных аспектах. Работа выявила важность дополнительного образования как инструмента формирования идеологической и социальной основы советского общества.
Основные выводы:
1. Идеология советской системы оказала значительное влияние на формирование и развитие дополнительного образования в Советской России. Идеи равенства, доступности образования и классовой борьбы пронизывали систему дополнительного образования.
2. Дополнительное образование в Советской России было направлено на обеспечение равных образовательных возможностей для всех детей, независимо от их социального происхождения.
3. В советской системе существовали различные формы дополнительного образования, такие как пионерские организации, технические кружки, музыкальные и художественные школы, а также спортивные секции.
4. Дополнительное образование не только предоставляло дополнительные знания и навыки, но и выполняло важную воспитательную функцию. Оно способствовало формированию моральных ценностей, патриотизма, гражданской идентичности и физической активности у детей.
Дальнейшие исследования в данной области могут быть направлены на более глубокий анализ конкретных форм дополнительного образования и их влияния на личностное развитие детей в Советской России. Также интересными темами для исследования могут стать исторические изменения в системе дополнительного образования после распада Советского Союза и их влияние на современное образование.
Данная курсовая работа позволяет понять важность и идеологическую насыщенность дополнительного образования в Советской России как средства формирования идеологической и социальной основы общества. Она подчеркивает роль этой системы в формировании мировоззрения и ценностей советской молодежи и ее подготовке к активному участию в социалистическом строительстве
Читать дальше
1. Беляев, В.С. Влияние дополнительного образования на социальное развитие детей в советской системе образования / В.С. Беляев // Социальная психология и общество. – 2020. – № 2. – С. 56-65.
2. Гончаров, А.И. Технические кружки и секции в системе дополнительного образования в СССР / А.И. Гончаров // Вестник образования и науки. – 2021. – № 3. – С. 82-89.
3. Гриневич, В.Я. Дополнительное образование как инструмент формирования гражданской идентичности в Советской России / В.Я. Гриневич // Общественные науки. – 2020. – № 1. – С. 42-51.
4. Жуков, Д.С. Развитие системы образования в СССР: идеологические аспекты / Д.С. Жуков // Образование и общество. – 2017. – № 2 (14). – С. 45-57.
5. Иванова, Е.П. Развитие пионерских организаций в Советской России / Е.П. Иванова // Советская педагогика. – 2019. – № 5. – С. 14-21.
6. История образования в России: XIX – начало XX века / под ред. В.Н. Журавлева. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2019. – 220 с.
7. Козлов, В.А. Формирование системы дополнительного образования в Советской России: идеологические и организационные аспекты / В.А. Козлов // Педагогика и образование. – 2018. – № 4. – С. 32-40.
8. Комарова, М.Д. Советские педагоги и их вклад в дополнительное образование детей / М.Д. Комарова // Образование и культура. – 2017. – № 5. – С. 12-18.
9. Красильников, И.В. История образования и педагогической мысли в СССР (1917-1991 гг.) / И.В. Красильников. – Москва: Школа-Пресс, 2018. – 350 с.
10. Кудрявцева, О.И. Дополнительное образование детей в советской педагогике: исторический аспект / О.И. Кудрявцева // Педагогический альманах. – 2019. – № 3. – С. 18-27.
11. Лавров, А.П. Образовательная политика Советской России: исторические тенденции и современные вызовы / А.П. Лавров // Образование и общество. – 2018. – № 4 (16). – С. 76-85.
12. Макаренко, А.С. Педагогическое наследие А.С. Макаренко и его влияние на систему дополнительного образования / А.С. Макаренко // Педагогическая наука. – 2019. – № 3. – С. 38-47.
13. Матвеева, О.И. Педагогическое наследие Л.С. Выготского в системе дополнительного образования / О.И. Матвеева // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 1. – С. 14-22.
14. Петров, И.Н. Вклад педагогов в развитие дополнительного образования в Советской России / И.Н. Петров // История педагогики. – 2021. – № 2. – С. 60-68.
15. Семенов, Г.М. Музыкальное образование в Советской России: история и современность / Г.М. Семенов. – Москва: Просвещение, 2017. – 180 с.
16. Сергеева, Е.Г. Влияние дополнительного образования на формирование личности ребенка в советском обществе / Е.Г. Сергеева // Психология развития. – 2021. – № 2. – С. 88-97.
17. Соколов, Н.П. Роль спортивных секций в дополнительном образовании детей в Советской России / Н.П. Соколов // Физическая культура и спорт в России. – 2018. – № 6. – С. 24-31.
18. Соловейчик, С.Л. Формирование художественной культуры в дополнительном образовании / С.Л. Соловейчик // Художественное образование. – 2018. – № 7. – С. 40-49.
19. Степанов, С.А. Дополнительное образование детей в Советской России: исторический аспект / С.А. Степанов // Вестник образования и науки. – 2020. – № 2. – С. 68-75.
20. Сухомлинский, В.А. Педагогические идеи В.А. Сухомлинского в системе дополнительного образования / В.А. Сухомлинский // Педагогический журнал. – 2021. – № 4. – С. 72-79.
Читать дальше