Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Развитие связной речи в дошкольном возрасте 6
1.2 Конструирование как средство развития связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста 10
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования 19
2.1 Организация и методы исследования 19
Развитие связной речи во время конструирования. 21
2.2 Результат экспериментальной работы 22
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задачами была рассмотрена проблема формирования связной речи у дошкольников, изучены возможности конструирования в формировании связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста. В практической части работы были подобраны методики и проведена экспериментальная работа по выявлению уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Затем был реализован комплекс занятий с конструированием с целью формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Дети старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития связной речи испытывают стойкие затруднения, связанные с созданием, развитием и воплощением исходного замысла в связное речевое сообщение. Такие дети затрудняются в выполнении заданий на пересказ текста, составление рассказа по картинкам, испытывают сложности при рассказе о событиях своей жизни.
Применение конструирования на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста позволяет развивать у них связную монологическую и диалогическую речь, так как дети учатся слушать собеседника и обращаться нему, задавать вопросы и отвечать на его вопросы. Работа по конструированию может быть направлена на решение разных задач как, развитие умения составлять диалогические высказывания, развитие умения строить сложносочиненные или сложноподчиненные предложения, различные монологические описательные связные тексты и другое
В экспериментальной работе приняло участие 10 детей дошкольного возраста. Работа состояла из нескольких этапов. На констатирующем этапе эксперимента изучили начальный уровень развития связной речи старших дошкольников. Результаты первичной диагностики показали, что у детей исследуемой группы отмечается недостаточное развитие связной речи. На формирующем этапе эксперимента с детьми проводилась работа по развитию связной речи посредством конструирования. Обследование детей на контрольном этапе эксперимента проводилось по той же методике, которая была разработана для констатирующего этапа. Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента показали, что дети дошкольного возраста достигли положительных результатов и справились многими заданиями. После применения конструирования увеличилось число дошкольников, которые смогли составить рассказ полный, последовательный, без грамматических ошибок, что является одним из критериев сформированной связной речи. Кроме этого, больше детей смогли составить самостоятельно пересказ, полностью передав содержание текста. Полученные результаты свидетельствуют, что гипотеза исследования подтверждена
Читать дальше
1. Бешкорева, Е.М. Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста / Е.М. Бешкорева // Вестник научных конференций. – 2021. – №7. – С. 15–16.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
3. Быкова, В. П. Коррекционно-логопедическая работа по развитию связанной речи у детей старшего дошкольного возраста / В.П. Быкова, О.Н. Баклавнова // Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства. – Новосибирск, 2014. – С. 152-155.
4. Волкова, С.И. Конструирование / С.И. Волкова. - М: Просвещение, 2015 - 96 с.
5. Воронина, Л.В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений строить суждения и умозаключения / Л.В. Воронина, М.В. Карпова // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 4. – С.37-43.
6. Доценко, Ю.М. Формирование связной описательной речи у детей среднего дошкольного возраста / Ю.М. Доценко // Реализация компетентстного подхода в системе профессионального образования педагога. Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2021. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал» (Симферополь). – С. 120-128.
7. Душницкая, А.А. Анализ понятий «речь», «связная речь» в психолого-педагогической литературе / А.А. Душницкая // В сборнике: Современная наука: актуальные вопросы теории и практики. Материалы региональной научно-практической конференции. 2017. – С. 89-92.
8. Зотова, И.В. Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой / И.В.Зотова, Л.И. Аббасова // Анализ состояния, проблем и перспектив развития современного образования. Монография. Под общей редакцией И.И. Ивановской. Петрозаводск, 2020. Издательство: Международный центр научного партнерства «Новая Наука». – С. 5-18.
9. Иванова, И.Г. Диагностика развития связной речи дошкольников среднего возраста // В сборнике: Проблемы марийской и сравнительной филологии. Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Р.А. Кудрявцева. 2019. – С. 423-425.
10. Карасова, Ф.Х. Лего-конструирование как средство развития детей / Карасова Ф.Х. // Технологии образования. – 2022. – №2. – С. 29-36.
11. Кислицына, В.И. Развитие связной речи старших дошкольников с помощью конструирования из бумаги / В.И. Кислицина, И.Н. Андреева // Современные парадигмы образования: достижения, инновации, технический прогресс материалы всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях. том часть 2. 2019. – С.129-132.
12. Ковалева, А. В. Развитие речи и мелкой моторики руки / А.В. Ковалева // Дошкольное воспитание. – 2016. – №3. – С. 88-92. 4
13. Корягина, Е. В. О связи моторного, психического и речевого развития / Е.В. Корягина // Воспитание школьников. – 2014. – №10. – С. 76-82. 5. Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников. – 4-е изд. – М.: Сфера, 2017. – 96 с.
14. Литвинова, С.У. Значение конструктивной деятельности в дошкольном возрасте / С.У. Литвинова // сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». Чебоксары, 2022. – Чебоксары. – с. 54-56
15. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1975. – 239 с.
16. Ребакина, Н. В. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр // Мат-лы I Международной научной конференции «Образование: прошлое, настоящее и будущее». Краснодар, 2016. С. 35-37.
17. Романенко, О.Г.Развитие строительно-конструктивной деятельности детей дошкольного возраста // В сборнике: Педагогический опыт: от теории к практике. 2017. С. 127-130.
Читать дальше