ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖИВОПИСЬ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 5
1.1 Исторический обзор развития иконописи 5
1.2 Стилистические особенности икон разных периодов и регионов 7
1.3 Методы стилистического анализа икон 11
ГЛАВА 2. АТРИБУЦИЯ КОНКРЕТНОЙ ИКОНЫ 15
ГЛАВА 3. ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ИКОНЫ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...28
Читать дальше
Заключение для курсовой работы на тему «Атрибуция иконы» с учетом основных глав представляет собой комплексный анализ, охватывающий историческое, стилистическое и культурное измерения иконописи.
В первой главе, посвященной живописи и стилистическим особенностям иконописи, был проведен исторический обзор развития этого искусства. Особое внимание уделялось изменениям в стилях иконописи в разные исторические периоды и регионы. Методы стилистического анализа, рассмотренные в этой главе, демонстрируют, как определенные художественные приемы и элементы дизайна могут указывать на конкретный исторический период или географическое происхождение иконы.
Вторая глава концентрировалась на атрибуции конкретной иконы. Здесь были применены методы, описанные в первой главе, для определения происхождения иконы, включая ее возраст, место создания и возможного автора. Анализировались характерные стилистические черты, использованные материалы и техники, а также исторический контекст, в котором икона была создана.
Процесс атрибуции иконы, описанный в данной работе, не только выявляет ее художественную и историческую ценность, но и позволяет глубже понять изменения в религиозных, социальных и культурных практиках, которые на протяжении веков оказывали влияние на иконопись. Это особенно важно в контексте сохранения культурного наследия, поскольку иконы являются не только религиозными объектами, но и неотъемлемой частью истории искусства.
Третья глава расширила контекст атрибуции, включив в себя более широкое рассмотрение исторического и культурного контекста иконописи. Это позволило лучше понять влияние социальных, политических и религиозных факторов на развитие иконописи и, соответственно, на характеристики конкретной иконы.
Таким образом, результаты проведенной работы демонстрируют, что атрибуция иконы — это многоаспектный процесс, требующий глубокого понимания исторического, стилистического и культурного контекстов. Через этот комплексный подход можно достичь более точной и всесторонней оценки исторической и художественной ценности иконы, раскрывая ее уникальное место в культурном наследии.
Эта работа не только способствует более глубокому пониманию иконописи как искусства, но и подчеркивает ее значение как неотъемлемой части культурной и духовной истории.
Читать дальше
1. Бобров Ю. Г., Основы иконографии памятников христианского искусства [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071001.65 "Живопись" / Ю. Г. Бобров ; Российская акад. художеств, Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. - Москва : Худож. шк., 2010. – С. 26.
2. Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры. Sub specie aesthetica: В 2-х томах. / Бычков В. В. — М., 2007. — Т. 1. Раннее христианство. Византия.Электронный ресурс: https://search.rsl.ru/ru/record/01000845913( дата обращения: 05.12.2023)
3. Гнутова С.В, Реликвия рода Годуновых: складень-кузов с избранными праздниками и святыми: Каталог выставки / С. В. Гнутова, авт.-сост. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, 2018 – 32 с.
4. Дружинин В. Г. К истории крестьянского искусства XVIII-XIX вв. в Олонецкой губернии (художественное наследие Выговской поморской обители) // Известия Академии наук СССР. М.: 1926. – С. 1489
5. Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М., иг. Лука (Головков), Осташенко Е., Смирнова Э., Языкова И. К., История иконописи. – 2014. – С. 11. Электронный ресурс: https://www.labirint.ru/books/425815/(дата обращения: 05.12.2023)
6. Аналойные иконы в Византии и Древней Руси. Образ и литургия [Текст] / Л. М. Евсеева ; Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Ун-т Дмитрия Пожарского. - Москва : Ун-т Дмитрия Пожарского, 2013. - 560 с.
7. Зюзева С. Г. Иконные оклады второй половины XVI в. с дробницами из мастерских Московского Кремля // ДРИ. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства: Материалы Международной научной конференции 1–2 ноября 2005 г. / А. Л. Баталов, Э. С. Смирнова, ред.-сост. М., 2019. С. 443–455.
8. Кондаков Н. П., Иконография господа бога и спаса нашего Иисуса Христа / Н. П. Кондаков. - Москва : Паломник, 2001– С. 3.
9. Православие в истории и культуре Бурятии / Г. С. Митыпова; М-во культуры и массовых коммуникаций Респ. Бурятия, Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. - Улан-Удэ : Респ. тип., 2005 - 231 с
10. Миядзаки И. Резные иконы в Выговской старообрядческой пустыни // Старообрядчество в России (XVIIXX века). Выпуск 3. / Миядзаки И. - М.: 2004.С. 297-310
11. Осташенко Е.Я., Рублев А. Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV - первой трети XV века = Palaeologue traditions in Moscow painting of the late 14 to first third of the 15 centuries / Е. Я. Осташенко ; Федер. гос. учреждение гос. ист.-культур. музей-заповедник «Моск. Кремль». - Москва : Индрик, 2005 (ОАО Тип. Новости). - 414 с
12. О Воскресении Христовом в православной иконографии / И. А. Припачкин. - Москва : Паломник, 2008. -. – С. 10.
13. Стерлигова И. А. Несколько замечаний к истории драгоценной иконы «Богоматерь Одигитрия Иоасафовская» // Иконографические новации и традиции в искусстве XVI века: Сб. ст. памяти В. М. Сорокатого. Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства. Т. III. М., 2018. C.161–172.
14. Священная Великая Обитель Ватопед. Византийские иконы и оклады [Текст] / [пер. и науч. ред. А. В. Захарова]. - Москва : Верхов С. И., сор. 2016. – 439 с.
15. Шалина И.А., Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Т.I: Памятники византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Науч. ред. и сост. И.А.Шалина. М.: С.Егоров-Орлетинов, 2010 - 504 с.
16. Beck H.-G. Geschichte der orthodoxen Kirche im byzantinischen Reich. Goettingen: Vandenhoeck&Ruprecht, 1980. - 283
Читать дальше