ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1 Характеристика личностных универсальных учебных действий 4
1.2 Характеристика проектной деятельности как педагогической технологии 8
Выводы по первой главе 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14
2.1 Организация и методы исследования 14
2.2 Диагностика сформированности личностных УУД 16
2.3 Реализация проектной деятельности с целью развития личностных универсальных учебных действий 17
Выводы по второй главе 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 26
Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задачами были охарактеризованы личностные универсальные учебные действия, рассмотрена проектная деятельность как педагогическая технология, определен уровень развития у школьников личностных УУД и реализована проектная деятельность с целью развития личностных универсальных учебных действий.
Термин «универсальные учебные действия» определяют как совокупность способов действий ученика, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Овладение универсальными учебными действиями открывает ученикам возможность ориентироваться как в разных предметных отраслях, так и в структуре самой учебной деятельности, включая осознание учениками ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию младшего школьника, т.е. умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
Проектная деятельность основана на создании учащимся личностного образовательного продукта в аутентичной ситуации образовательной или социально культурной деятельности и направлена на него. В силу этого проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранного языка в продуктивную творческую деятельность.
Использование проектной деятельности предполагает формирование и развитие индивидуальной творческой поисковой деятельности учащихся в процессе решения поставленной учебной задачи. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся ощутить практическую значимость изучения своей работы, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, к проведению исследовательской работы, а значит, сохранению стабильной мотивированности обучаемых. Благодаря комплексному, интегративному характеру проектной работы, образовательный продукт не воспринимается учащимся как что-то неинтересное и ненужное, а наоборот делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым для каждого учащегося.
Проектная деятельность обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности Метод проектов помогает сформировать и поддерживать внутреннюю мотивацию учащихся к учению, что является одним из главных условий успешного владения иностранным языком в целом. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, т.к. предполагает работу как индивидуально, так и в группах; предполагает выражение учащимися своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность; основана на цикличной организации учебного процесса.
В ходе практической работы исследовании приняли участие 24 ребенка, учащиеся 2В класса. Была проведена диагностика уровня развития личностных универсальных учебных действий, которая показала, что многие дети имеют низкий уровень и необходимость целенаправленной работы по формированию личностных универсальных учебных действий. Диагностика в начале и в конце проектной деятельности показала положительную динамику, увеличились показатели высокого и среднего уровня развития УУД. В перспективе работы планируется реализовать серию проектов в течение года и провести повторную диагностику.
Читать дальше
1. Адаева Е.А. Метод проектов как условие развития мотивации / Е.А. Адавева // Вопросы современной лингвистики и методики обучения иностранным языкам в школе и в ВУЗе. – 2015. – №1. – С. 96-100.
2. Алексеева Л.В. О понятии «универсальные учебные действия / Алексеева Л.В., Абдуллина Е.Р. // В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных наук. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Нижневартовск, 2022. – С. 21-25.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская. – Просвещение, 2015. – 160 с.
4. Дулина С.В. Проект как метод обучения / С.В. Дулина // Мат-лы VIII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе». Барнаул. – 2015. – С. 29-32.
5. Зубкова Н.П. Формирование и развитие универсальных учебных действий в основной школе / Н.П. Зубкова, И.Н. Кашкина // В сборнике: Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами. Сборник материалов Международного педагогического форума. – 2017. – С. 110-112.
6. Лебединцев В.Б. Формирование универсальных учебных действий в школе. Учебно-методическое пособие / В.Б. Лебединцев. – Москва, 2016. – 208 с.
7. Липатова Е.В. Развитие личности младшего школьника в процессе проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности / Е.В. Липатова // Методист. – 2016. – №7. – С. 53-54.
8. Мильруд Р.П. Универсальные учебные действия как сверхзадача обучения Мильруд Р.П. / Р.П. Мильруд // Научный диалог. – 2016. – №1. – С. 272-284.
9. Перевозчикова Т.А. Метод проектов как один из способов повышения мотивации к обучению / Т.А. Перевозчикова // Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции Trends in the world of science. – 2019. – С. 11-13.
10. Сафарова Н.А. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий / Н.А. Сафарова, Л.В. Мамедова // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – №6. – С. 176-180.
11. Севостьянова А.Р. Формирование личностных УУД через организацию проектной деятельности в начальной школе / А.Р. Севостьянова // Студенческий форум. – 2020. – №40. – С. 35-36.
12. Тихонова О.М. Проектно-исследовательская деятельность как способ повышения учебной мотивации / О.М. Тихонова, Л.В. Иванова // Общество. 2022. – №1. – С. 61-67.
13. Шарафутдинова Г.М. Проектная деятельность как средство развития личности / Г.М. Шарафутдинова // Вестник науки и образования. – 2017. – №6. – С.96-100.
Читать дальше