Введение 3 Глава I. Прокуратура Российской Федерации: история и настоящее время 7 1.1 Историческое развитие российской прокуратуры 7 1.2 Прокуратура в системе разделения властей Российской Федерации 8 Глава II. Особенности осуществления надзорной деятельности 14 прокуратуры Российской Федерации 14 2.1. Основополагающие принципы деятельности прокуратуры РФ и их значение 14 2.2. Понятие и содержание механизма надзорной деятельности прокуратуры в России 22 Заключение 37 Список используемых источников: 39

Правовой статус прокуратуры РФ

курсовая работа
Право
25 страниц
84% уникальность
2023 год
8 просмотров
Кочнев А.
Эксперт по предмету «Конституционное право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I. Прокуратура Российской Федерации: история и настоящее время 7 1.1 Историческое развитие российской прокуратуры 7 1.2 Прокуратура в системе разделения властей Российской Федерации 8 Глава II. Особенности осуществления надзорной деятельности 14 прокуратуры Российской Федерации 14 2.1. Основополагающие принципы деятельности прокуратуры РФ и их значение 14 2.2. Понятие и содержание механизма надзорной деятельности прокуратуры в России 22 Заключение 37 Список используемых источников: 39
Читать дальше
Российская Федерация, согласно Конституции РФ, является демократическим федеративным правовым государством. Правовое государство обладает рядом признаков, определенных в теории, и одним из основополагающих является принцип разделения властей. В статье 10 Конституции Российской Федерации говорится о том, что власть государства осуществляется, основываясь на принципе разделения властей, который был предложен Джоном Локком и развит Шарлем Луи Монтескьё ещё в конце XVII. Указанный принцип предполагает осуществление власти независимыми, но взаимно контролирующими друг друга ветвями: исполнительной, законодательной и судебной. Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание – Парламент, исполнительную - Правительство, правосудие же отведено судебной. Данные ветви власти, как мы видим, формируются с давних времен, и выступают как базисные структуры в любом государстве. Но в результате разрастания государственного аппарата, взаимодействия органов власти, появления новых общественно-правовых отношений, нуждающихся в регулировании, возникла необходимость создания дополнительных рычагов механизма государства, способных контролировать деятельность и надзирать за уже существующими органами. По характеру своих полномочий они не вошли ни в одну из ветвей, но по значимости вправе находится в одном ряду с основополагающими. Одним из таких органов выступает прокуратура. Конституция, как обладающий на территории Российской Федерации высшей юридической силой нормативно-правовой акт, в главе 7, посвященной судебной системе и прокуратуре РФ, в ст.


Не тратьте свое свободное время. написание курсовой работы по политологии на заказ в Work5 - это лучшее решение.


129 закрепляет основы осуществления деятельности органами прокуратуры. Однако неоднозначным остается вопрос отнесения данной нормы к главе о судебной власти, так как прокуратура самостоятельна, и не входит ни в одну из определенных высшим законом РФ ветвей власти. Обособленность прокуратуры как надзорного органа не означает, что со стороны иных органов контроль её деятельности не осуществляется. Так Генеральный прокурор РФ назначается (освобождается) от должности Светом Федерации, т.е. органом законодательной власти, по представлению Президента, а также он ежегодно докладывает палатам законодательного органа и Президенту РФ о состоянии законности, и результатах проделанной работы по укреплению и соблюдению правопорядка в стране. Также Конституция относит деятельность прокуратуры к предметам ведения Российской Федерации . Несмотря на то, что регионы участвуют в некоторой степени в отдельных сферах деятельности прокуратуры (назначение на должность прокуроров в субъектах), основные же вопросы остаются в федеральном ведении, в целях соблюдения принципа непротиворечия вышестоящим нормам права. Из этого следует, что полномочия, порядок деятельности устанавливается лишь на федеральном уровне Конституцией и отдельными федеральными законами, международными договорами, и возложение каких-либо иных функций, которые не предусматривает федеральное законодательство, невозможно. Правовой статус органов прокуратуры напрямую не закреплен конституционными нормами, но попыткой урегулирования данного вопроса стало принятие федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно ст. 1 ФЗ № 2202-1: «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами» . Как мы видим из установленного законом понятия, прокуратура представляет собой построенный на основе единства механизм, предназначенный для осуществления надзорных функций государства в целях соблюдения принципов верховенства закона, защиты конституционных свобод и прав, законных интересов личности, общества и государства. Эти направления являются основными, но закон также указывает и на иные функции, четкого обозначения которых да настоящего времени нет. Таким образом, законодательство формирует платформу для развития правовых норм и создания новых актов, устанавливающих дополнительные функции и расширяющих уже существующие. Следует учесть и тот факт, что постоянные попытки реформирования различных отраслей законодательства, регулирующего систему органов правоохранительной деятельности, отражается и на организации деятельности прокуратуры. Например, неоднократно к закону «О прокуратуре РФ» принимались поправки, вносящие некоторые изменения в действующее законодательство, но до настоящего времени в теории и практике остаётся нерешенным вопрос о положении, статусе и роли прокуратуры в механизме государства. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена тем, что полномочия прокуратуры РФ в различных сферах деятельности государства обширны и предельно значимы, так как прокуратура является защитником конституционного строя России, прав и свобод личности, принципов общества и идей государства. Она осуществляет надзор за законностью и соответствием законодательства нормам основного закона Российской Федерации, соблюдением законов органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, за соблюдением соглашений, принятых с участием Российской Федерации на международной арене. Правильное толкование правового статуса прокуратуры и её роли в системе разделения властей как государственного органа, осуществляющего надзор, имеет особую важность при осуществлении профессиональной деятельности будущих и практикующих юристов. Объектом работы выступает правовой статус прокуратуры РФ и её деятельность в пределах осуществления надзорах полномочий. Предметом дипломной работы выступают правовые нормы, теоретические взгляды по вопросу полномочий прокуратуры Российской Федерации и её правового статуса в сфере надзорной деятельности, а также деятельность органов прокуратуры. Целью работы является изучение правового статуса прокуратуры Российской Федерации как самостоятельного надзорного органа. Исходя из поставленной цели, были определены и реализованы следующие задачи: 1.Определить значения прокуратуры РФ как органа, осуществляющего надзор; 2.Определить место органов прокуратуры в системе разделения властей; 3. Проанализировать принципы деятельности органов прокуратуры РФ; 4. Изучить виды надзора и направления деятельности, дать им характеристику; 5. Выделить проблемные аспекты и предложить пути их преодоления. Методологическая база основывается на проведённом анализе учебных материалов, законодательства Российской Федерации, статей, журналов, посвящённых деятельности прокуратуры РФ. При написании данной работы были использованы основные общенаучные методы, такие как: анализ, синтез, частноправовые: формально-юридический, историко-юридический, сравнительно-правовой.

Читать дальше
Проблема правового статуса прокуратуры заключается в том, что Конституция России не закрепляет прокурорскую власть как одну из самостоятельных ветвей власти в ст. 10, и в ст. 11 не указывает прокуратуру среди органов, осуществляющих государственную власть. Стоит отметить, что смутной попыткой законодателя решить вопрос о статусе прокуратуры, стало внесение изменений в название главы 7, изначально именуемой как «Судебная власть». Лишь путем внесения поправок в Конституцию от 05.02.2014 г. она стала именоваться «Судебная власть и прокуратура». Но этот шаг так и не позволил говорить в полной мере о решении столь актуального вопроса. В настоящее время действует Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который определяет прокуратуру как единую централизованную систему органов, которые осуществляют надзор и иные функции от имени Российской Федерации. Это положение позволяет считать её органом государственной власти. Такое промежуточное положение, нахождение прокуратуры вне рамок классического триединства ветвей власти, создает массу теоретических и практических проблем. По нашему мнению, необходимо внести ясность в положение органов прокуратуры в Российской Федерации следующим образом. Также, важным аспектом является признание правозащитной деятельности прокуратуры как самостоятельной функции, т.к. правозащита пронизывает все отрасли надзора. Правозащитная деятельность прокуратуры представляет собой систему мер, урегулированную законодательством, направленную на выявление, пресечение, а также восстановление нарушенного права и возмещение причиненного вреда. Надзорная и правозащитная деятельность не являются тождественными, поскольку в сущности двух этих понятий заложены разные смыслы, поскольку предметом надзора выступает реализация существующих прав, а правозащитная деятельность преследует цели их восстановления. Но они не существуют отдельно, ведь прокурорский надзор не может быть лишен содержания правозащиты. Проблемным аспектом выступает и то, что до настоящего времени не урегулированы отношения органов прокуратуры с властными субъектами, к которым можно отнести Президента, представительные (Федеральное Собрание), судебные органы государственной власти. Граждане РФ также не попадают под надзорные полномочия прокуратуры. Из указанных положений следует, что на дальнейшее реформирование и совершенствование законодательства об органах прокуратуры должно быть обращено повышенное внимание законодателей. При наличии множества нерешенных вопросов, прокуратура остается необходимым самостоятельным институтом государственности, призванным осуществлять надзор за соблюдением законности и защищать права и свободы народа Российской Федерации.
Читать дальше
. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 2014. N 6. Ст. 558. 2. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации"// Вестник Конституционного Суда РФ, N 4, 2000. 3. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П "По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан"// Вестник Конституционного Суда РФ, N 5, 2003. 4. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "Агора", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историк-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной" //Собрание законодательства РФ, 02.03.2015, N 9, ст. 1389. 5. Амирбеков К.И. Функции прокуратуры в правообеспечительной юридической деятельности власти: теоретический подход // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 2. С. 34 - 38. 6. Бахтина М.С. Актуальные проблемы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами прокуратуры РФ // Административное и муниципальное право. 2015. N 2. С. 209 - 214. 7. Винокуров А.Ю. Законодательные новеллы о прокуратуре: достоинства и недостатки Lex russica. 2014. N 8. C. 958 - 964. 8. Воробьев Т.Н. Проблемы определения правового статуса прокуратуры в Российской Федерации // Современное право. 2014. N 6. С. 38 - 42. 9. Гальченко А.И. Функции прокуратуры Российской Федерации: спорные вопросы // Lex russica. 2014. N 11. C. 1346 - 1359. 10. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2007. 11. Евдокимов В.Б. Участие прокуратуры в обеспечении единства правового пространства Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 12. С. 56 - 60. 12. Жубрин Р.В. Оценка эффективности деятельности органов прокуратуры // Законность. 2014. N 12. C. 46 - 47. 13. Карпов Н.Н. Прокуратура: надзор или деятельность? // Законность. 2014. N 8. С. 7 - 11. 14. Кожевников О.А. О некоторых вопросах организации и деятельности российской прокуратуры // Российский юридический журнал. 2014. N 4. С. 134 - 141. 15. Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под общ. ред. А.Н. Савенкова. М., 2011. С. 190 - 191; 16. Прокурорский надзор / Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2011. С. 33. 17. Сафонова Т.Ю. Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры России как государственного органа с особым правовым статусом: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2011. 18. Сидоренко А.В. Конституционный статус органов прокуратуры: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003; 19. Ткачев И.В. Проблемы законодательного регулирования деятельности прокуратуры //Законность. 2014.N 12. С. 7 - 10. 20. Ткачев И.В. Прокуратура как государственный орган с особым статусом // Законность.2014. N 9. C. 19 - 21.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Товароведение, биологическая безопасность и экспертиза молока и молочных продуктов
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Товароведение
курсовая работа
Интеллектуально-познавательные антиценности в русских, английских и немецких фразеологизмах».
Количество страниц:
30
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Лингвистика
реферат
Гигиеническая экспертиза и оценка мяса и мясных продуктов
Количество страниц:
15
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гигиена
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image