Аннотация………………………………………………………………………… Введение…………………………………………………………………………..4 Глава I. Теоретические основы изучения проблемы формирования грамматического строя речи старших дошкольников с ТНР……………8 1.1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе……………………8 1.2. Нарушения грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР……...…………………………………………………………………12 1.3. Коррекционно-логопедическая работа как средство формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР………………………………………………………..........................20 Выводы по главе I………………………………………………………………34 Глава II. Эмпирическое изучение эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию грамматического строя речи старших дошкольников с ТНР средствами дидактических игр…………35 2.1. Организация и методы исследования………………………………………35 2.2. Анализ и обобщение результатов констатирующего эксперимента……37 2.3. Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР средствами дидактических игр в процессе коррекционно-логопедической работы……………………………………………………………………………44 2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………………47 Выводы по главе II………………………………………………………………55 Заключение………………………………………………………………………56 Список литературы………………………………………………………………59 Приложение 1……………………………………………………………………66

Коррекционно-логопедическая работа по формированию грамматического строя речи старших дошкольников с ТНР средствами дидактических игр

дипломная работа
Педагогика
63 страниц
77% уникальность
2023 год
49 просмотров
Соломонко Ж.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Аннотация………………………………………………………………………… Введение…………………………………………………………………………..4 Глава I. Теоретические основы изучения проблемы формирования грамматического строя речи старших дошкольников с ТНР……………8 1.1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе……………………8 1.2. Нарушения грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР……...…………………………………………………………………12 1.3. Коррекционно-логопедическая работа как средство формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР………………………………………………………..........................20 Выводы по главе I………………………………………………………………34 Глава II. Эмпирическое изучение эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию грамматического строя речи старших дошкольников с ТНР средствами дидактических игр…………35 2.1. Организация и методы исследования………………………………………35 2.2. Анализ и обобщение результатов констатирующего эксперимента……37 2.3. Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР средствами дидактических игр в процессе коррекционно-логопедической работы……………………………………………………………………………44 2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………………47 Выводы по главе II………………………………………………………………55 Заключение………………………………………………………………………56 Список литературы………………………………………………………………59 Приложение 1……………………………………………………………………66
Читать дальше
Речь является важнейшей психической функцией, которая присуща только человеку. На основе речи и слова, как её смысловой единицы, формируются и развиваются психические познавательные процессы человека – восприятие, внимание, память, воображение. Один из основоположников отечественной психологии и дефектологии Л.


Если можете сделать курсовую работу на заказ в Воронеже пишите нашим менеджерам.


.С. Выготский особо подчеркивал ключевое значение речи для формирования мышления и личности в целом. Кроме того, речь выполняет коммуникативную функцию, позволяя человеку полноценно общаться. И если на начальном этапе развития ребенка сформированная речь является преимущественно средством общения, то в дальнейшем она способствует развитию мышления и становится способом формулирования и выражения мыслей человека. Нарушения речи, ограниченность речевого общения отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, его деятельность, общение и поведение. Тяжелые нарушения речи отражаются на умственном, интеллектуальном развитии ребенка, прежде всего, на формировании высших уровней его познавательной деятельности. Ограниченные социальные контакты негативно сказываются на познании ребенком окружающей действительности. Поэтому своевременно организованная логопедическая работа по предупреждению и коррекции речевых нарушений является одним из основных факторов, определяющих перспективу познавательного, личностного, социального развития ребенка с речевыми нарушениями. По результатам социального исследования, представленного в научной литературе, было выявлено, что в последнее время количество детей дошкольников с нарушениями речи, значительно возросло. Распространенной формой речевых нарушений является тяжелые нарушения речи. Большое количество отечественных ученых в своих научных трудах выделяли основные характерные нарушения речи при ТНР, внимание ученых акцентировано на таких заключениях, что нарушение лексического и грамматического компонентов являются наиболее важными в структуре этой речевой патологии (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.). Важным является сформулировать определение грамматики как современной научной дисциплины, которая объединяет в себе словообразование, морфологию, и синтаксис. Таким образом, непосредственно грамматический строй речи представляет собой взаимосвязь слов в словосочетаниях и предложениях. В научных трудах известных отечественных ученых важное значение отведено формированию у детей дошкольного возраста грамматического строя языка, так как правильно сформированная речь позволяет свободно общаться, является понятной для окружающих. Научно доказано, что при овладении ребёнком грамматически правильной речью происходит развитие мышления. Данный факт обозначен тем, что правильно грамматически сформированная речь позволяет развивать логическое мышление, способность к доступному общению, возможность излагать свои мысли и высказывания. У дошкольников с ТНР имеются значительные трудности в восприятии внешнего мира, наблюдается весьма бедный словарный запас и неправильное оформление слов в контексте, наблюдаются сложности в способе выражения своих желаний, мыслей. У детей с ТНР наблюдается нарушение связности и последовательности изложения, а также удержания мысли в памяти. Следует отметить, что для коррекционной деятельности наиболее благоприятным возрастом является старший дошкольный возраст. Именно поэтому важно, как можно раньше распознать проблему и предпринимать меры по ее решению. Своевременная диагностика и коррекционная работа позволят ребенку осознанно и правильно рассказывать или пересказывать и подготовит их к оптимальному обучению в школе. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности коррекционно-логопедической работы по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР. Объект исследования: грамматический строй речи у старших дошкольников с ТНР. Предмет исследования: коррекционно-логопедическая работа как средство формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР. Задачи: 1. Проанализировать подходы к пониманию грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР; 2. Определить особенности формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР; 3. Рассмотреть возможности организации коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР; 4. Разработать и апробировать комплекс средств коррекционно-логопедической работы по формированию грамматического строя речи старших дошкольников с ТНР. Теоретико-методологической основой исследования явились концепции общей и специальной психологии, педагогики (Л. С. Выготский, 6 В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии старших дошкольников (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева) и закономерностях и условиях развития лексико-грамматического строя речи в онтогенезе (А. Н. Гвоздев, С. Н. Цейтлин). Гипотеза исследования: формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР обеспечивается средствами коррекционно-логопедической работы. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы по теме исследования), эмпирические: (наблюдение, беседа, равнение) и метод качественной и количественной оценки. Методики: 1. Методика по изучению формирования грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе выполнения дидактических игровых упражнений с игрушками и картинным материалом (авторы: К. А. Васильева, Я. Ю. Мороз, Д. А. Нетецкая); 2. Методика обследования грамматического строя речи (автор: Е. А. Стребелева); 3. Методика обследования грамматического строя речи детей (авторы: Т. Б. Филичёва, Г. В. Чиркина). Теоретическая значимость: формулирование основных представлений о проведении коррекционной работы по развитию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты изучения теоретической научной литературы и практическое исследование по теме позволить повысить уровень коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ТНР, а также провести эффективную подготовку к школьному образованию детей данной категории. База исследования: Исследование проходило на базе МАДОУ №240 г. Кемерово. В обследовании грамматического строя речи приняли участие дети старшего дошкольного возраста ТНР. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
В данной работе представлены теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Нарушения речи у детей дошкольного возраста в последнее время довольно частое явление. Все большее количество детей имеют отклонения в речевом развитии, поэтому тема коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной. На начальном этапе работы рассмотрели развитие грамматического строя речи у с нормой речевого развития, изучили этапы формирования грамматического строя речи в период дошкольного детства. Далее в работе была представлена характеристика детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Изучили понятие «тяжелое нарушение речи» представленное отечественными учеными, основные группы нарушений и их характеристику. Логопедическая работа является необходимым и эффективным средством при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Также рассмотрели основные аспекты коррекционной работы с детьми данной категории. Изучили роль дидактических игр при проведении коррекционной работы. В дошкольном возрасте основной деятельностью детей является игра, исходя из этого любое обучение проще и эффективнее проводить через игровые действия. Изучению данной проблемы внимание уделяли большое количество отечественных ученых – педагогов, логопедов и дефектологов. Основополагающим трудом в данном направлении являются научные разработки А.Н. Гвоздева «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка». Данный автор в своих трудах представил понятие о детской речи, основные этапы ее развития. Овладение дошкольником грамматическим строем речи продолжительный и трудный процесс. Построение высказываний проходит этап от начального освоения речевых элементов до полного и правильного построения высказывания. Дошкольный возраст – это период, когда ребёнок стремиться повторить за окружающими манеру поведения, действия с предметами и конечно речь. Начиная с раннего возраста грамматический строй речи усваивается на примерах ближайшего окружения, родителей, воспитателей в детском саду, а также сверстников не имеющих речевых нарушений . В младшем и среднем дошкольном возрасте идет освоение морфологической и синтаксической сторон речи, дети овладевают способами словообразования. Старший дошкольный возраст характеризуется освоением всевозможных форм и исключений. В этот период осваивается ряд категорий словообразования, увеличивается лексический запас. На протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и лексической сторон детской речи. Это связано с особенностями возраста, сложностью грамматической системы русского языка особенно морфологической. Лексико-грамматический строй речи у детей имеет ряд особенностей: незначительный лексический запас, частые морфологические ошибки, замены. Отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов. Дидактические игры и упражнения являются важным средством формирования грамматически правильной речи, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. На этапе эмпирического эксперимента было проведено обследование развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Основной целью исследования являлось выявление уровня сформированности грамматического строя речи у детей дошкольников с ТНР. По результатам обследования был сделан вывод, что речь с детей с ТНР требует коррекционной работы, проведение коррекционно-логопедической работы было организованно с помощью дидактических игр. На формирующем этапе был представлен комплекс дидактических игр, направленных на формирование грамматического строя речи. На контрольном этапе вновь было проведено обследование. Данные повторного обследования показали, что использование в работе дидактических игр оказывают значительное влияние на развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, задачи, поставленные на начальном этапе изучения темы, были раскрыты, гипотеза доказана.
Читать дальше
1. Александрова, Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2017. - 48 с. 2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языкудошкольников / М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2018. – 400 с. 3. Ванюхина, Г. А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями / Г. А. Ванюхина // Логопед. – 2015. – № 5. – С. 18–25. 4. Бойкова, С. В. Развитие лексики и грамматического строя речи удошкольников / С. В. Бойкова. – Спб.: КАРО, 2019. – 100 с. 5. Болконская, Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования (детей старшего дошкольного возраста): учеб.' метод.пособие /Т.Н. Волковская; под общ. ред. Т.Н. Волковской. — М.: Коррекционная педагогика, 2021. - 103 с. 6. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с ТНР. // Логопед, 2019., №1, с.34 — 41. 7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. /Г.А. Волкова СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2020. -144 с. 8. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общимнедоразвитием речи /Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. — М.: Книголюб, 2018. - 95 с. 9. Воробьёва, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьёва. М.: ACT: Астрель, 2017. - 158 с. 10. Воронова, А.П. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. /А.П. Воронова. -М.: Детство-Пресс, 2018. - 384 с. 11. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой: Кн. для учителя. О.С. Газман, Н.Е. Харитонов. - М.: Просвещение, 2018. - 96 с. 12. Гальперин, П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий /Подг. к печати М.А. Степановой. //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2018. - №2. - С.3-8. 13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. /А.Н. Гвоздев. СПб.: Детство-Пресс, 2017; М.: ТЦ Сфера, 2017. - 470 с. 14. Гвоздев, А.Н. Значение изучения детского языка для языкознания. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка. /А.Н. Гвоздев. -СПб.: Папирус, 2019 - 64 с. 15. Глухов, В.П. Использование игровых приёмов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников. // Дефектология, 2017. - №4, с.37-43. 16. Грибова, O.E. Технология организации логопедического обследования: метод, пособие /O.E. Грибова. — 3-е изд. М.: Айрис-пресс: 2019. - 96 с. 17. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределённость / А.Н. Дахин // Школьные технологии. — 2018. -№2. С. 62-67. 18. Долгополова, A.B. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр. /A.B. Долгополова; Гос. образ, учреждение высш. проф. образования Самарский гос. ун-т. Самара: Сам. ун-т, 2017. - 127 с. 19. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи: Учеб. пособие для студ. и логопедов. / Н.С. Жукова. М.: УНПЦ Энергомаш, 2017. - 128 с. 20. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учебно-методич. пособие. /Н.С.Жукова. М.: Ассоциац. Гуманитарий, 2016. -96 с. 21. Жукова, Н.С. Формирование устной речи: Учебно-метод. пособие. /Н.С.Жукова-М.: Ассоциац. Гуманитарий, 2017. - 93 с. 22. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. М.: Просвещение, 2020. - 239 с. 23. Карабанова, O.A. Игра в коррекции психического развития ребёнка. /О.А.Карабанова. -М.: Рос. пед. агенство, 2017. - 191 с. 24. Карпушкина, Е.А. Формирование языковой способности у младших школьников с нарушениями речи: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук.-М., 2019.-159 с. 25. Катаева A.A., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. /A.A. Катаева, Е.А. Стребелева. М.: Владос, 2018. - 224 с. 26. Кирьянова, P.A. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 — 6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. / P.A. Кирьянова. СПб.: Каро, 2018. - 368 с. 27. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия: Учеб. пособие к спецкурсу /В.А. Ковшиков. — М.: Ин-т общегумант. исслед.: В.Секачев, 2019. – 94с. 28. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). -М., 2016. — 32 с. 29. Коррекционная педагогика /Под ред. B.C. Кукушкина. Ростов н/Д: Изд. центр МарТ, 2018. – 304 с. 30. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева. СПб.: Наука - Питер, 2016. - 103 с. 31. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. /Д.И. Латышина. М.: Гардарики, 2018. - 603 с. 32. Левина, P.E. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. /P.E. Левина. М.: Аркти, Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин, 2015. - 224 с. 33. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика: учебное пособие для студентов пед. вузов /И.Ю. Левченко. М.: Academia, 2019. -232 с. 34. Левченко И.Ю., Киселёва H.A. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. /И.Ю. Левченко, H.A. Киселёва. — М.: Коррекц. Педагогика, 2016. - 120 с. 35. Левченко И.Ю., Киселёва H.A. Психологическое изучение детей с нарушениями развития /И.Ю. Левченко, H.A. Киселёва. М.: Книголюб, 2018. - 155 с. 36. Леонтьев, A.A. Основы психолингвистики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. /A.A. Леонтьев. 4-е изд., испр. — М.: Смысл: Academia, 2015. - 288 с. 37. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст./Е.М. Мастюкова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. -304 с. 38. Менчинская, H.A. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка: Избранные психологические труды. /H.A. Менчинская; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2019. - 511 с. 39. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. /Под общ. ред. Проф. Г.В. Чиркиной. — М.:2018. -240 с. 40. Назарова, Е.В. Формирование лексико-грамматической организации речевого, высказывания, у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи: Дисс. На соиск. Уч. степ. Канд. пед. наук. М., 2017. -196 с. 41. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. /Н.В. Нищева. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 528 с. 42. Новиков, А.М.Методология образования. Издание второе /A.M. Новиков. -М.: Эгвес, 2016. -488 с. 43. Подколзина, E.H. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология, 2015. - № 6, с. 33-40. 44. Предшкольное образование: содержание и методика: Экспериментальная программа дополнительного профессионального образования / Науч.ред. Г.Ф. Кумарина, O.A. Степанова. — СПб.: КАРО, 2016. -96 с. 45. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Учебно-методическое пособие. /Под об. Ред. Т.В. Волосовец. — М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2018. - 256 с. 46. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студентов вузов /И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — 2-е изд., стер. М. Academia, 2015. – 320 с. 47. Путкова, Н.М. Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Логопед. — 2015. - №1, с.38-43. 48. Рудакова, Н.П. Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2014. - №5. - с. 41 - 44. 49. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: Теория и методикавоспитания: Учеб. пособие для студентов высш. пед. уч. завед. / Под ред. В.А. Сластёнина. — 2-е изд. испр. М.: Academia, 2018. - 336 с. 50. Селиверстов, В.И. Детская логопсихология: учебное пособие для студентов вузов (O.A. Денисова и др.) / под ред. В.И.Селивёрстова. — М.: Владос, 2018. - 175 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Количество страниц:
31
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Стратегический менеджмент
курсовая работа
Жестокое обращение с животными: вопросы квалификации
Количество страниц:
27
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
реферат
Инвестиционная деятельность в РФ: состояние, проблемы, перспективы
Количество страниц:
20
Оригинальность:
29%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Стратегический менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image