Введение........................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы изучения феномена одиночества и формирования привязанности.....................................................................6 1.1. Феномен одиночества. Привязанность как психологическая категория.......................................................................................................6 1.2. Типы привязанности и их роль в формировании модели поведения человека.......................................................................................................20 Глава 2. Эмпирическое исследование взаимодействия типов привязанности и уровня одиночества, переживаемого человеком.........31 2.1. Описание методов и методик диагностики уровня одиночества....31 2.2. Интерпретация результатов исследования........................................38 Заключение..................................................................................................55 Список использованных источников........................................................59 Приложения.................................................................................................64

Переживание одиночества личности с разным типом привязанности

дипломная работа
Психология
60 страниц
81% уникальность
2023 год
6 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение........................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы изучения феномена одиночества и формирования привязанности.....................................................................6 1.1. Феномен одиночества. Привязанность как психологическая категория.......................................................................................................6 1.2. Типы привязанности и их роль в формировании модели поведения человека.......................................................................................................20 Глава 2. Эмпирическое исследование взаимодействия типов привязанности и уровня одиночества, переживаемого человеком.........31 2.1. Описание методов и методик диагностики уровня одиночества....31 2.2. Интерпретация результатов исследования........................................38 Заключение..................................................................................................55 Список использованных источников........................................................59 Приложения.................................................................................................64
Читать дальше
Актуальность исследования. Феномен одиночества совсем не редкое явления на сегодняшний день. Он является темой обсуждения среди различных специалистов таких как философы и культурологи, психологи и социологи. В современном мире у людей много забот, много развлечений, много выбора. Это разнообразие выбора не только материальных благ, но и межличностного общения, которое может быть сегодня и совсем не личным. Сегодня, несмотря на, то, что вокруг используется огромное количество средств связи таких как телефон, интернет, социальные сети, различные мессенджеры, люди не перестали в душе быть одиноки.


Если вам нужно заказать ответы на экзамены , вы можете сделать это, заполнив форму на сайте Work5.


Их внешняя общительность еще не доказывает, что их не посещает это чувство, это переживание одиночества. Целью исследования: изучить особенности переживания одиночества у личности с разным типом привязанности. Объект исследования: феномен одиночества. Предмет исследования: влияние типов привязанности на субъективное переживание одиночества. Гипотеза исследования: предположение, что одиночество более интенсивно и как вынужденное переживается личностью с тревожным и избегающим типами привязанности. Практическая значимость: использовать знания о корреляции переживания чувства одиночества с определенным типом привязанности в консультативной работе и психотерапии. В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования: • изучить феномен одиночества и привязанность как психологическую категория; • рассмотреть типы привязанности и их роль в формировании модели поведения человека; • описать методы и методики для диагностики уровня одиночества; • провести анализ и интерпретацию результатов исследования. Теоретико-методологическую основа исследования. Одиночество как особое переживание человека как психологическая категория изучается, например, в работах Р. Вейса, К. Хорни, Д. Мейерса, 3. Фрейда, К. Юнга и других. Основываясь на анализе исследовательских данных, феномен одиночества рассматривается в работах Д. Рассела, К. Роджерса, Дж. Янга и других. Через призму социальных отношений об одиночестве рассуждают К. Боумен, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, А. Маслоу, Д. Рисмен, А.Д. Еляков, А. Камю, Ж. Липовецки, Э. Фромм. В большей части работ этих авторов и исследователей проблема одиночества представлена в контексте недостаточно развитых социальных навыков или полного их отсутствия у молодых людей. С точки зрения экзистенциальной модели вопрос изучают К. Мустакас и Б. Миюскович. Гуманистическая модель близка А. Маслоу, С.Н. Соловьеву, Н.А. Бердяеву, Е.Н. Трубецкому, И.А. Ильину. Общесистемная модель была рассмотрена Дж. Фландерсом. К. Роджерс, Д. Бернштейн и Е. Рой изучали феномен одиночества с точки зрения феноменологической модели. В рамках неофрейдистской модели вопрос одиночества изучали Г. Зилбург, Ф. Фромм-Рейхман, Гарри С. Салливан, Ф. Фромм. Начало изучения теории привязанности и формирование ее основных положений заложены известным английским психологом Джоном Боулби и его ученицей Мэри Эйнсворт. Дальше психология привязанности получила развитие в исследованиях многих ученых-последователей. В отечественной психологии свой вклад в изучение аспектов привязанности внесли такие авторы как Н.Н.Авдеева, Г. В. Бурменская, Е. С. Калмыкова, М. Л. Мельникова, Р. Ж. Мухамедрахимов, М. А. Падун, Н. Л. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования:  общетеоретический (анализ психологической, психолого-педагогической, методической, справочно-энциклопедической литературы);  эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, беседы, наблюдение, анкетирование); количественный и качественный анализ результатов исследования. К теоретическому анализу относится теория привязанности Д. Боулби, привязанность у взрослых С. Хазан и Ф.Шейвер. К эмпирическим методам, применяемые для исследования являются: • Шкала одиночества, UCLA3; • Дифференциальный опросник переживания одиночества, ДОПО-3к; • Опросник определения типов привязанности (ECR). Хронологические рамки исследования: 9 февраля – 7 апреля 2023 г. База эмпирического исследования: студенты различных курсов Педагогического института Тихоокеанского государственного университета города Хабаровска, а также друзья, знакомы и родственники, общее количество человек, принявших участие в исследовании 60 человек возрастом от 16 до 62 лет. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Читать дальше
В процессе написания данной работы было рассмотрено определение феномена «одиночество», как оно ощущается и воспринимается индивидом. Так одиночество является своеобразным переживанием собственной невовлеченности в контакты с другими людьми. При этом оно может быть рассмотрено как состояние физической изоляции, так и состояние внутренней, душевной отчужденности. Еще одно понятие, связанное с феноменом одиночества, это аутокоммуникация. Но несмотря на это, большинство людей не желают или не умеют вслушиваться в свой внутренний голос, для них это скучно или неестественно быть наедине с собой, и из-за этих причин они стремятся не находиться в ситуациях одиночества. Основоположником теории привязанности является английский психолог Джон Боулби. Его теория привязанности основана на том, что существует особый тип эмоциональной связи между матерью и ребенком и главный период его формирования происходит от рождения до 3 лет. Такая связь и называется привязанностью. Взрослого, заботящегося и ухаживающего за ребенком, Боулби называл «фигура первичной привязанности» или «значимый взрослый». Важное положение теории в том, что у ребёнка не может быть сформировано бесконечное количество связей с разными людьми. Привязанность чаще формируется с кем-то из родителей, или с тем человеком, с которым у ребенка более близкие отношения. Таким образом, исходя из собственного опыта общения с близкими людьми, ребенок создает внутреннюю рабочую модель своего взаимодействие, которое затем развивается и совершенствуется на протяжении всей его жизни. Джоном Боулби и Энн Эйнсворт классифицировали типы привязанности у детей на: надежные и ненадежные, к которым отнесли амбивалентную, тревожно-избегающую и дезорганизованную. Американские же психологи Синди Хазан и Филлип Шейвер еще в 1980 годах применили уже существующие концепты теории привязанности к взрослым людям. И классифицировали типы привязанности у взрослых на: надежный, тревожный, избегающе-отвергающий и тревожно-избегающий. Исследовательская работа была организована в 3 этапа: - первый этап заключался в сборе данных; - на втором этапе был продуман и составлен порядок работы с полученными данными, способы их структурирования и графического представления, определение метода расчета корреляции; - третий этап - проинтерпретировать и провести математическую обработку полученных данных, сравнить их с выдвинутой гипотезой, сделать выводы. В данном исследовании применялись следующие методики: • Шкала одиночества UCLA3; • Дифференциальный опросник переживания одиночества ДОПО-3к; • Опросник определения типов привязанности (ECR). Участие в исследовании и опросе приняли участие 60 человек возрастом от 16 до 62 лет. На основании полученных данных была проведена их обработка с последующим подсчетом корреляции, сделаны выводы. Высокий уровень одиночества отмечается у людей со всеми типами привязанности. Но выше всего этот уровень у респондентов с тревожным и избегающе-отвергающим типами привязанности. У респондентов со всеми типами привязанности также отмечен и средний уровень одиночества. Но больше всего он выявлен у респондентов с надежным и тревожным типами привязанности. Низкий уровень одиночества отмечается у людей не со всеми типами привязанности, а только у респондентов с надежным и тревожным типами привязанности, причем большая их часть 86%, приходится на респондентов с надежным типом привязанности; Высокий и средний уровень переживания одиночества отмечается у людей со всеми типами привязанности. Но у людей с надежный типом привязанности уровень переживания одиночества низкий. Доля таких респондентов составляет 63% из всех людей, у которых был диагностирован низкий уровень переживания одиночества. Высокий уровень зависимости от общения сильно выражен у людей с тревожным типом привязанности, а у людей с сформированным надежным типом привязанности меньше всего есть зависимость от общения, то же касается и людей с избегающе-отвергающим типом. Высокий уровень переживания позитивного одиночества отмечается у респондентов со всеми типами привязанности, кроме тех, у кого определен тревожно-избегающий тип привязанности. По результатам двух методик «Шкале одиночества UCLA3» и «Дифференциальный опросник переживания одиночества (короткая версия ДОПО-3к» и анализу их взаимосвязи с типами привязанности, определенными у респондентов с помощью «Опросника определения типов привязанности (ECR)», было установлено, что у респондентов с надежным типом привязанности отмечается низкий показатель уровня одиночества и низкий показатель уровня переживания одиночества, в отличие от других типов привязанности. В результате корреляционного анализа, была выявлена прямая взаимосвязь между типом привязанности и уровнем одиночества, а также его переживанием. Так корреляционная взаимосвязь между респондентами с надежным типом привязанности имеет отрицательную, то есть обратную корреляцию с уровнем одиночества, его переживанием и зависимостью от общения. При этом отмечена положительная корреляция с позитивным одиночеством, что свидетельствует о более безболезненном переживании людьми с надежным типом привязанности, чувства одиночества и возможностью использовать его как ресурс, аутокоммуникацию. Далее выраженная корреляционная взаимосвязь прослеживается между тревожным типом привязанности и уровнем одиночества равна 0,342, между избегающе-отвергающим типом привязанности и уровнем одиночества равна 0,662, между тревожно-избегающим типом привязанности и уровнем одиночества равна 0,519, что говорит о прямой зависимости между ненадежными типами привязанности и уровнем одиночества человека. Установлено влияние типа привязанности на переживание одиночества. Что подтверждает коэффициент корреляции. Так у людей с тревожным типом привязанности и переживанием одиночества такой коэффициент довольно высок 0,366, еще выше этот показатель у людей с избегающе-отвергающим типом привязанности – 0,656, и у людей с тревожно-избегающим типом привязанности – 0,399. По результатам полученных аналитических данных можно подтвердить гипотезу исследования о том, что одиночество сильнее и интенсивнее переживается у людей с тревожным и избегающими типами привязанности.
Читать дальше
1. Авдеева, Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребёнка к матери / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. – 2006 г. - № 2. – с. 82 – 92. 2. Адлер А. Индивидуальная психология. – М.: Просвещение, 1993. – 212 с. 3. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. – С. 7-94. 4. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э.Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 5. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2002. – 416 с. 6. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Просвещение, 1995. – 340 с. 7. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с. 8. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - М.: Академический проект. 2004. – 232 с. 9. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии/ Братусь Б.С.// Вопросы Психололгии, 1997. - № 5. - С. 3 - 19. 10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск.: Харвест, 1998. – 510 с. 11. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1988. – 272 с. 12. Калмыкова, Е.С. Качество привязанности как фактор устойчивости к психической травме / Е.С. Калмыкова, М.А. Падун. // Журнал практической психологии и психоанализа, 2002. № 1. С. 35-44. 13. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с. 14. Крендясова Е.П., Кошкина И.В. Особенности материнского отношения к детям раннего возраста // Педагогика и психология. Теория и практика. 2017. № 2 (10). С. 50-52. 15. Куницына В.Н.Межличностное общение/ Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.И. - СПб.: 2001.- 544 с. 16. Ленгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия /ЛенглеА. [2-е изд.]. - М.: Генезис, 2004. - 128 с. 17. Лэнгле А. Человек в поисках смысла // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 2. С. 22–44. 18. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – С. 57-65. 19. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Салихова А.Ж. Переживание одиночества: негативные и позитивные аспекты // Психология общения: Тренинг человечности. / Под ред. О.В. Соловьевой. М.: Смысл, 2007. С. 322. 20. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. Воронеж: «Институт практической психологии», «МОДЭК», 1997, 259 с. 21. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. — Санкт-Петербург: Речь, 2010. 256 с. 22. Магун В., Жамкочьян М., Эктид А. От потребности – к поступку // Популярная психология: хрестоматия – М.: Просвещение, 1990. 23. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: ПИТЕР, 2019. – 538 с. 24. Мамардашвили М.К. Одиночество – моя профессия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ma mar da shvi li.ru/ in - dex.php?texts/interwiev/odinochestvo.htm (дата обращения 25.04.2023 г.). 25. Мацута В.В. Общение с самим собой // Коммуникативное измерение в психологической антропологии / Под ред. В.И. Кабрина. Томск: Иван Федоров, 2007. С. 109–123. 26. Мельник Л.В. Переживание чувства экзистенциального одиночества у юношей с высоким уровнем креативности // Тула: Изд-во ТулГУ, 2004. С. 335. 27. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие. СПб., 2003. 28. Николаева, Л.И. Привязанность как психологическая категория. Поведение родителей и развитие ребёнка // Народное образование. 2012г. № 6. с. 221 – 228. 29. Обухова Л. Ф. Детская психология // Л.Ф. Обухова. М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 374с. 30. Осин Е.Н., Перлова З.С. Переживание одиночества и отношение к одиночеству как предикторы субъективного благополучия // Личность как предмет классической и неклассической психологии: Материалы XIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 13.10.2012 г. / Под ред. В.Т. Куд рявцева: В 2 т. Т. 1. М.: РГГУ, 2012. С. 172–178. 31. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. – М.: Педагогика, 1983. – 224 с. 32. Покровский Н.Е., Иванченко Г.В. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. М.: Логос, 2008. – 175 с. 33. Разумова Е.М. Нарушения в поведении подростков в семьях с разведенными родителями // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2017. Т. 2. С. 292-294. 34. Салихова А.Ж., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Два аспекта одиночества: Эмпирический анализ // Общение-2006: На пути к энциклопедическому знанию: Материалы международной конференции 19–21 октября 2006, Психологический институт РАО. М.: Академия имиджелогии, 2006. С. 550–555. 35. Спиваковская А.С. Как быть родителями: монография. М.: Изд. «Педагогика», 1986. - 354 с. 36. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека.– М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. – 480 с. 37. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров. М: Издательство "Дашков и К", 2022. – 516 с. 38. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Наука, 1989. – 200 с. 39. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с. 40. Фонаги, П. Точки соприкосновения и расхождения между психоанализом и теорией привязанности / П. Фонаги // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. - №1. С. 46-58. 41. Фролова Ю.Г. Медицинская психология. Минск: Издательство "Вышэйшая школа", 2020. – 431 с. 42. Хоментаускас, Г. Семья глазами ребенка. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 c. 43. Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности. – Саратов: Наука, 2009. – 215 с. 44. Шевеленкова, Т. Д. Психологическое благополучие личности. Психология личности в условиях социальных изменений. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – С. 31. 45. Юнг К. Г. и др. Человек и его символы. / Под ред. С. Н. Сиренко. – М.: Серебряные нити, 1997. – 215 с. 46. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / пер. с англ. Т.С. Драбкиной. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004. - 576 с. 47. Ярыгина А.В. Эмоциональная близость и доверительные отношения матери и ребенка // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2018 Материалы международной студенческой научно-практической конференции. 2018. С. 725-727. 48. Maslow A.A. Theory of Human Motivation. – N., 1994. – 212 p. 49. Solomon J., George C. The measurement of attachment security in infancy and childhood // Handbook of attachment: Theory, research and clinical implications. New York, 1999. P. 287–316. 50. Wieselquist, J., Rusbult, C. E., Foster, C. A., & Agnew, C. R. (1999). Interpersonal relationships and group processes: Commitment, prorelationship behavior, and trust in close relationships. Journal of Personality and Social Psychology, №11, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.scirp.org/(S(351jmbntvnsjt1aadkposzje))/reference/referencespapers.aspx?referenceid=101595 (дата обращения 10.04.2023 г.).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Взаимосвязь гражданского процессуального права с другими отраслями российского права.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Конструирование и расчет вагонов
Количество страниц:
20
Оригинальность:
50%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Транспорт
курсовая работа
Парарифма как стилистический приём в англоязычной литературе (материал по выбору студента).
Количество страниц:
25
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Стилистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image