ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1 Понятие «дисграфия» и ее классификация 6 1.2 Обзор и анализ предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста 11 1.3 Анализ методов диагностики, коррекции и обзор предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста 17 1.4 Анализ методов профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста 21 Выводы по первой главе 26 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28 2.1 Диагностика предпосылок к дисграфии у детей дошкольного возраста 28 2.2 Система работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста и её диагностика 31 2.3 Анализ результатов проведения диагностики предпосылок к дисграфии у детей дошкольного возраста 36 Выводы по второй главе 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Система работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
83% уникальность
2023 год
6 просмотров
Михеев А.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1 Понятие «дисграфия» и ее классификация 6 1.2 Обзор и анализ предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста 11 1.3 Анализ методов диагностики, коррекции и обзор предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста 17 1.4 Анализ методов профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста 21 Выводы по первой главе 26 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28 2.1 Диагностика предпосылок к дисграфии у детей дошкольного возраста 28 2.2 Система работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста и её диагностика 31 2.3 Анализ результатов проведения диагностики предпосылок к дисграфии у детей дошкольного возраста 36 Выводы по второй главе 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Читать дальше
Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста является актуальной темой, которая привлекает внимание многих специалистов в области психологии, педагогики и логопедии. В последнее время растет число детей с нарушениями развития речи, в том числе с дисграфией [5], что требует комплексного подхода к проблеме и эффективной профилактики на данном этапе. Целью данной курсовой работы является разработка и апробация системы работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста. Объектом исследования являются дети дошкольного возраста с риском развития дисграфии. Предметом исследования является система работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста. Гипотеза, которую мы будем исследовать в рамках курсовой работы, заключается в том, что система работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста, основанная на глубоком анализе методов диагностики и коррекции дисграфии, а также на использовании эффективных методов и средств профилактики дисграфии, может помочь повысить уровень сформированности письменных навыков у детей и уменьшить распространенность дисграфии в этой возрастной группе. Наша гипотеза основывается на теоретическом анализе понятия «дисграфия» и ее классификации, предпосылках дисграфии у детей дошкольного возраста, а также на анализе методов профилактики дисграфии и их результативности. В ходе опытно-экспериментальной работы мы объективно изучим уровень сформированности письменных навыков у детей дошкольного возраста и осуществим этапы формирования системы работы по профилактике дисграфии. После этого мы проанализируем результаты логопедической работы и сделаем выводы о том, насколько эффективна наша система работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1.


Никто не хочет тратить время на написание реферата. Гораздо проще купить реферат по мировой экономике. Переходите по ссылке, заказывайте реферат и не тратьте свое время.


Провести анализ теоретических аспектов дисграфии у детей дошкольного возраста; 2. Изучить методы диагностики и коррекции дисграфии у детей дошкольного возраста; 3. Изучить методы профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста; 4. Разработать и апробировать систему работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста; 5. Оценить эффективность разработанной системы работы. Теоретическая база исследования в курсовой работе на тему "Система работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста" включает в себя изучение следующих аспектов: 1. Дисграфия как нарушение письменной речи. Изучение определения, причин возникновения, типов и форм нарушений. 2. Психологические аспекты формирования навыков письма. Изучение особенностей развития мелкой моторики рук, внимания и памяти у детей дошкольного возраста. 3. Методы и формы работы по профилактике дисграфии. Изучение существующих методик и педагогических приемов, позволяющих развить у детей необходимые навыки письма. 4. Организация профилактической работы с детьми дошкольного возраста. Изучение принципов и методов работы педагога с детьми, направленных на предупреждение проявлений дисграфии. Методологическая база исследования включает в себя сбор и анализ эмпирических данных, полученных в ходе педагогического исследования. При этом использовались наблюдение и тестирование детей, а также анкетирование и опрос родителей. Для достижения поставленных задач в работе были использованы следующие методы: Теоретические: 1. Теоретический анализ научной литературы; 2. Изучение нормативно-правовых документов; Эмпирические: 1. Эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); 2. Качественный и количественный анализ полученных результатов. Опытно-экспериментальная база исследования: Экспериментальное исследование осуществлялось на базе детского сада МАДОУ № 54 города Томска в период с марта по май 2023 года. В эксперименте приняли участие детей с дисграфией у детей в возрасте с 3 до 7 лет. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, где сформулирована актуальность темы и определен научно-методологический аппарат исследования, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Читать дальше
В результате проведенной работы по теме "Система работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста" были достигнуты все поставленные задачи исследования: 1. Был проведен анализ теоретических аспектов дисграфии у детей дошкольного возраста, что позволило определить причины возникновения дисграфии и понять, какие механизмы лежат в основе нарушения письменной речи. 2. Были изучены методы диагностики и коррекции дисграфии у детей дошкольного возраста, что позволило приступить к выявлению нарушений письма у детей и провести работу по их коррекции. 3. Были изучены методы профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста, что позволило разработать целенаправленный подход к развитию моторики, речи, пространственных представлений и навыков письма. 4. Была разработана и апробирована система работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста, которая включает в себя комплекс мероприятий и упражнений, направленных на развитие моторики ребенка и развитие его навыков письма. 5. Оценка эффективности разработанной системы работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста показала положительные результаты. У детей, которые целенаправленно проходили программу развития моторики ручки и навыков письма, наблюдалось существенное улучшение их письменной речи. Была оценена эффективность разработанной системы работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста в детском саду МАДОУ № 5 города Томска. Опытно-экспериментальная работа показала положительные результаты в развитии моторики и письма у детей, что свидетельствует об эффективности системы работы. Таким образом, можно сделать вывод, что создание системы работы по профилактике дисграфии является эффективным подходом к решению проблемы письменной речи у детей дошкольного возраста. Развитие моторики ручки, пространственных представлений и речи, усвоение навыков письма - это те ключевые моменты, на которых может быть построена система работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста. Отдельное внимание следует уделить индивидуальному подходу к каждому ребенку, учитывать его особенности и потребности при разработке и проведении занятий. Также важно понимать, что профилактика дисграфии – это задача не только детского сада, но и родителей, которые также могут внести свой вклад в развитие ребенка. Родители могут проводить домашние задания, устроить игры на развитие моторики и речи, а также поощрять и поддерживать ребенка в процессе усвоения навыков письма. Таким образом, система работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста может достигнуть высокой эффективности при условии интеграции всех участников воспитательно-образовательного процесса, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и целенаправленной работе по развитию моторики, речи и навыков письма. Все поставленные цели и задачи выполнены в полном объёме.
Читать дальше
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев. - М. : АПН РСФСР, 1960. - С.339-461. 2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2014.-288 с. 3. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. - М. : Педагогика, 1992.-210 с. 4. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Принципы системной организации функций / П.К. Анохин. - М. : Наука, 1973.- С.5-61. 5. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. - М. : Международная педагогическая академия, 2014. -216 с. 6. Астапов, В.М. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - М. : Институт практической психологии, 1996. - 224 с. 7. Ахутина, T.B. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Т.В. Ахутина. - М. : МПСИ, 2014. - С.7-20. 8. Ахутина, Т.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологи-ческий анализ и методы ее коррекции / Т.В. 1Ахутина, Э.В. Золотарева. - М. : Школа здоровья, 1997. - № 3, С. 38-42. 9. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - СПб. : Питер, 2014. - 320 с. 10. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога / Н.В. Бабкина. — М. : Школьная Пресса, 2016. - 80 с. 11. Бадулина, О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования / О.И. Бадулина // Начальная школа, 2002. - № 1. - С. 101. 12. Барт, К. Трудности в обучении: раннее предупреждение: учебное пособие / К. Барт / пер. с нем. H.A. Горловой, A.A. Михлина; научн. ред. рус.текста Н.М. Назарова. - М. : Академия, 2016. - 208 с. 13. Барылкина, Л.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей / Л.П. Барылкина, И.П. Матраева, Л.А. Обухова. - М. : 5 за знания, 2005. -128 с. 14. Безруких, М.М. Дифференцированное влияние функциональной зрелости коры и регуляторных структур головного мозга на показатели познавательной деятельности детей 7-8 лет / М.М. Безруких, Р.И. Мачинская, Г.А. Сугробова // Физиология человека. - 2014. - Т.25. - № 5. - С. 14-21. 15. Беккер, Р. Нарушения речи как фактор, обусловливающий затруднения в обучении чтению и правописанию / Р. Беккер. — М. : V научная сессия по дефектологии. - 1967. - С. 44-49. 16. Белый, Б.И. Недостаточность высших форм зрительного восприятия у детей с ЗПР / Б.И. Белый // Дефектология. - 1989. - №4. С.10-15. 17. Бельтюков, В.И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики / В.И. Бельтюков // Дефектология, 1973. -№3. - с.3-10. 18. Бернштейн, H.A. О ловкости и ее развитии / H.A. Бернштейн. - М. : Физ- : культура и спорт, 1991. - 288 с. 19. Бернштейн, H.A. Физиология движений и активность / H.A. Бернштейн. — М. : Наука, 1990. - С. 373-392. 20. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: учебное пособие / А.П. Бизюк. -СПб. : Речь, 2015.-293 с. 21. Блинков, С.М. О нарушениях письма при поражениях теменной доли / С.М. Блинков. -М.: Изв. АПН РСФСР, 1948. - вып. 15. С. 78-81. 22. Блинова, JI.H. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / JI.H. Блинова. - М. : НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с. 23. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2015.-352 с. 24. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии / Н.М. Борозинец, Т.С. Ше-ховцова. - Ставрополь : СГПИ, 2017. - 224 с. 25. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие / Н.Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 64 с. 26. Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына // Коррекционная педагогика, 2013. - №2. - С. 33-37. 27. Бутко, Г.А. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Г.А. Бутко. -М.: 2014. - 260 с. 28. Буцыкина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т.П. Буцыкина, Г.М. Вартапетова //Логопед. 2014. -№3. - С.23-29. 29. Бюлер, Ш. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста: тесты развития детей 1 -6 годов жизни / Ш. Бюлер, Г. Гетцер. - М. : Учпедгиз, 2016.-234 с. 30. Вагнерова, М. Психологическая проблематика детей с легкой дисфункцией мозга / М. Вагнерова //В кн.: 3. Тржесоглава Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. - М. : Медицина, 1986. - С. 55-115. 31. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон / Пер. с франц. Л.И. Анцыферовой. М.: Просвещение, 1967. - 196 с. 32. Варенова, Т.В. Коррекционная педагогика / Т.В. Варенова. - Минск : ГИУСТБГУ, 2017.-112 с. 33. Бахтин, В. Л. Прописи для детского сада. Развиваем моторику руки / В.Л. Бахтин. - М. : Омега-пресс, 2017. - 16 с. 34. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство в 2-х ч. / А.Л. Венгер. -М. : Генезис, 2014. 35. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб.для студентов вузов / Т.Г. Ви-зель. - М. : АСТАстрель Транзиткнига, 2015. - 384 с. 36. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. — М. : Росмэн, 2018.-79с. 37. Витчинкина, Т.А. О необходимости профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / Т.А. Витчинкина // Вестник МГОУ, серия «Педагогика», 2016. - № 3. - С. 113-119. 38. Вломов, Т.А. Дети с задержкой психического развития / Т.А. Вломов, В.И. Лубовский, H.A. Цыпина. - М. : Педагогика, 2019. - 256 с. 39. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с. 40. Выготский, Л.С. Основы дефектологии /Л.С. Выготский. - СПб. : Лань, 2014.-654 с. 41. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 2017. - 96 с. 42. Гайдук, Ф.М. Задержки психического развития церебрально-органического генеза у детей: автореф. дис. ... докт. мед.наук / Ф.М. Гайдук. -М., 1988.-38 с. 43. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. -М.: Университет, 2014. - 332 с. 44. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин. - М. : Наука, 1966. - С. 236-276. 45. Гвозов, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвозов. - М. : АПН РСФСР, 2019.- 70 с. 46. Глебова, Е.В. Нейропсихологическая диагностика особенностей мышления неуспевающих младших школьников : дис. ... канд. псих.наук : 19.00.04 / Е.В. Глебова. - М., 2013. - 191 с. 47. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.М. Глозман. - М. : Академия, 2015. - 272 с. 48. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. - СПб. : Питер, 2016. -80 с. 49. Горфункель, П.Л. Роль зрительных представлений в формировании элементарных навыков письма : автореф. дис. ... канд. психол. наук / П.Л. Горфункель. - М. : АПН РСФСР, НИИ психологии, 1953. - 16 с. 50. Госалов, Н. О. Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста / под ред. Н. О. Госалов - М. : 2020. - 120 с. 51. Граб, Л.М. Развиваем графические навыки: рабочая тетрадь для детей с ОНР / Л.М. Граб. - М. : ГНОМ и Д, 2015. - 58 с. 52. Гуревич, М.О. Психомоторика. 4.1. / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий. - М.-Л. : Мосполиграф, 1930. - 160с. 53. Гурьянов, В.Е.Психология обучения письму / В.Е. Гурьянов. - М. : АПН РСФСР, 1959.- 156с. 54. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - М. : Академический Проект, 2014. - 184 с. 55. Домишкевич, С.А. Функционально-уровневый подход к диагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии (фрагменты) / С.А. Домишкевич // Дефектология. -2015. - № 4. - 47-54 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Комплексная оценка состояния здоровья ребенка двух лет с риском развития железодефицитной анемии
Количество страниц:
21
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Медицина
курсовая работа
творчество А. Иванова, обзор попыток периодизации.
Количество страниц:
55
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Литература
дипломная работа
"Художественное руководство творческой студией дополнительного образования на примере авторской студии "Мозаика"
Количество страниц:
45
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Культурология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image