Введение …............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы особенностей учебной мотивации младших школьников............................................................................................................5
1.1 Содержание и структура учебной мотивации школьников..............5
1.2 Психолого – педагогическая характеристика младшего школьного возраста...................................................................................................6
1.3 Особенности учебной мотивации в младшем школьном возрасте...................................................................................................10
Глава 2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся младших классов....................................................................................................................13
2.1 Методика проведения исследования...................................................13
2.2 Коррекционная работа по формированию учебной мотивации.......17
Заключение …........................................................................................................24
Список использованной литературы...................................................................26
Читать дальше
Итак, в курсовой работе были рассмотрены особенности учебной мотивации младших школьников.
Мотивация влияет на продуктивность учебного процесса. Отсутствие мотивов обучения влияет на снижение успеваемости и деградацию личности.
Мотивы делятся на осознанные и неосознанные. Осознанные – это когда ученик может рассказать по каким причинам он совершил определенное действие, а неосознанные — их могут только ощущать.
Была изучена психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника, в которой выявили, что данный возраст — это важный этап в жизни подрастающего человека, и во много определяет дальнейший путь его развития. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для умения и желания получать знания в школе.
В младшем школьном возрасте детям сложно даются пересказы, так как они не могут выделить главное в тексте.
Учебно-познавательные мотивы, которые связаны с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне ее. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, который обеспечивает развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.
Отстающие ученики выбирают более легкие предметы, где нужно меньше думать, например, музыка и физкультура.
Для изучения мотивации обучения младших школьников было проведено исследование на базе одной из школ. По ее результатам получилось, что у учеников 1 класса преобладают внешние мотивы, а у учеников 3 класса — внутренние мотивы.
Чтобы у детей развивалась адекватная самооценка и чувство компетентности нужно создать в классе психологически комфортную атмосферу и поддержку. Всегда нужно стремиться не только оценить и поставить оценку работе ученика, а дать пояснения. Но и высказать положительные ожидания по отношению к каждому ученику
В курсовой работе приведены примеры, какую можно проводить коррекционную работу для улучшения учебной мотивации у младших школьников.
Так благодаря дидактической игре, котора положительно повлияет на выполняемую работу, улучшит общую работоспособность, даст возможность несколько раз повторять один и тот же материал без монотонности и скуки с целью закрепления интереса к обучению, повышению прочности знаний.
Читать дальше
1.Агафонова В. А. Формирование и повышение мотивации к учению у младших школьников // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 2(7). С. 79-80
2.Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.
3.Валисова Т. В. Формирование мотивации к учению у первоклассников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 37. С. 87-88
4. Вершинина Н. В. Мотивация младших школьников к учению // Альманах мировой науки. 2016. №1-2(4). С. 57-59.
5.Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с.
6. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 430 с.
7. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 386 с.
8. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.
9. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.
Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.
10. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
11. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. — М.: Юрайт. 2019. 262 с
12. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. Стимулирование побуждения к учению. М., 2018. с.45-53
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2018. 342 с.
14. Султыгова Х. Возрастные особенности младших школьников в контексте формирования мотивации учения // Рефлексия. 2016. № 2. С. 59-65.
15. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. - М. : Мысль, 2015. с.34
Читать дальше