Введение 3
1 Анатомо-физиологические особенности стопы 4
2 Анатомо-профессиональные особенности строения нижней конечности у артистов балета 7
2.1 Нижняя конечность и ее работа в балете 7
2.2 Особенности строения нижней конечности и биомеханика хореографических движений 9
Заключение 14
Список литературы 16
Приложение А 18
Приложение Б 19
Читать дальше
Стопа — это сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат. В ее строении различают продольный наружный и внутренний своды, поперечный наружный и внутренний своды. Поперечный свод образуют головки плюсневых костей, располагающиеся по дуге. В общем сводчатом строении стопы различают пять продольных и два поперечных свода. Свод стопы кроме прочего укрепляют мышцы голени, он поддерживается поперечными связками подошвы и косо расположенными сухожилиями длинной малоберцовой мышцы задней большеберцовой кости и поперечной головкой приводящей мышцы большого пальца.
Пассивную затяжку стопы обеспечивают: длинная подошвенная связка и подошвенный апоневроз.
Стопа у артистов балета — это орудие их труда, она испытывает значительную нагрузку. Стопа у балерин на пуантах работает в положении, несвойственном обычному, физиологическому. В связи с положением стопы на полупальцах и пальцах большая нагрузка приходится на мелкие кости и суставы стопы, при этом мышцы испытывают чрезмерное напряжение.
Определили анатомо-профессиональные особенности строения нижней конечности у артистов балета, а именно:
1. Распластанность переднего отдела стопы (поперечное плоскостопие) У танцовщиков развивается и продольное плоскостопие.
2. В связи с расхождением плюсневых костей происходит отклонение большого пальца наружу. Это связано с ослаблением сгибателя пальца из-за узкой балетной обуви и положения стопы на пуантах.
3. Утолщение наружного слоя плюсневых костей, чаще всего второй и третьей. Эта приспособительная реакция («рабочая» гипертрофия) костей.
4. Под головкой первой плюсневой кости имеются две добавочные косточки. У артистов балета на стопе толчковой ноги эти косточки могут превратиться в много дольчатые, до четырех и более фрагментов.
5. Стопа у артистов балета — наиболее изменчивый отдел скелета. Здесь могут быть и добавочные (сверхкомплектные) кости: малоберцовые, вторые пяточные, надтаранные и надладьевые.
6. Планталгия — боль на подошвенной поверхности стопы чаще всего возникает в центре стопы в результате большой физической нагрузки и нефизиологических положений стопы на полупальцах и на пуантах.
7. Плоскостопие (продольное или поперечное) как деформация стопы возникает из-за хронических перегрузок, слабости связочномышечного аппарата, нерациональной обуви (узкий носок, высокий неустойчивый каблук).
Контрольные вопросы для проверки знаний читателя курсовой работы:
1. Сколько и каких сводов различают в общем сводчатом строении стопы? (Ответ: в общем сводчатом строении стопы различают пять продольных и два поперечных свода).
2. Дайте определение понятию «перестроечные процессы костей». (Ответ: это патологические изменения, возникающие в результате нарушения функционального состояния стопы и усиленного бессистемного напряжения во время исполнения хореографических элементов)
3. Кратко опишите биомеханику элемента хореографии Demi-plie. (Ответ: при правильном деми плие нога должна вращаться исключительно от тазобедренного сустава, а не коленного).
Читать дальше
1. Анатомия и физиология человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru/418581/39/ (дата обращения 18.05.2023).
2. Бахарев, Д.В. Анатомо-биомеханические особенности развития стоп учащихся (на примере Самарского хореографического училища) / Д. В. Бахарев, Д. В. Пантелеева // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2016. - №6. – С.162-168.
3. Ваганова, А.Я. Основы классического танца : Учебное пособие / А.Я. Ваганова. - Санкт-Петербург : Издательство «Лань». - 2003. - 192 с.
4. Ериков, В. М. Анатомо-физиологические особенности организма человека : учебное пособие / В. М. Ериков. — Рязань : РГУ имени С.А.Есенина. - 2019. — 318 с.
5. Ивлева, Л.Д. Анатомия и биомеханика в хореографии : Учебное пособие / Л.Д. Ивлева.— Челябинск : Челябинский государственный институт культуры. - 2017. — 81 c.
6. Колесников, Л. Л. Анатомия человека. Том 1. Остеология, артросиндесмология, миология : Учебное пособие / Л. Л. Колесников. — Москва: Гэотар-Медиа, 2019. — 480 c.
7. Марина, М. А. Формирование балетной стопы в системе профессионального и предпрофессионального хореографического образования / М. А. Марина // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2015. - №5. – С. 102-112.
8. Марченкова, А. И. Классический танец. Третий курс : Учебное пособие / А. И. Марченкова, А. Л. Марченков. – Владимир : Издательство ВлГУ. - 2018. – 107 с.
9. Мустафина, И. Г. Практикум по анатомии и физиологии человека : учебное пособие для спо / И. Г. Мустафина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань. - 2022. — 388 с.
10. Опорно-двигательный аппарат артистов балета. Стопа - как произведение искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://meduniver.com/Medical/profilaktika/1522.html (дата обращения 19.05.2023).
11. Перепелкин, А. И. Некоторые особенности механических свойств стопы человека / А. И. Перепелкин, В.Б. Мандриков, А.И. Краюшкин, Е.С. Атрощенко // Вестник ВолГМУ. - 2016. - №3. – С. 22-23.
12. Полякова, М. Т. Биомеханика человеческого тела и хореографических движений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://volzhanochka.vgr.muzkult.ru/media/2022/08/31/ (дата обращения 17.05.2023).
13. Сай, Ю.В. Анатомия и физиология человека. Словарь терминов и понятий: Учебное пособие / Ю.В. Сай, Н.М. Кузнецова. — СПб.: Лань. - 2019. — 116 c.
14. Сапин, М. Р. Анатомия человека. Том 1. Учение о костях, соединениях костей и мышцах : Учебное пособие. — Москва: Практическая Медицина. - 2017. — 424 c.
15. Хавилер, Д. С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки : Учебное пособие. - Москва: Новое слово. - 2009. - 116 с.
Читать дальше