Введение 3 1. Уровень психического развития второклассников в психолого-педагогической литературе 7 1.1. Чтение как сложный психолого-педагогический акт в речевом развитии детей 7 1.2.Нарушения чтения и их классификация в современной литературе 11 2. Состояние чтения у второклассников 25 2.1. Методы и организация исследования 25 2.2. Анализ результатов исследования 27 3. Дифференцированные рекомендации по устранению недостатков чтения у второклассников сельской общеобразовательной школы 31 3.1. Логопедическая работа по устранению нарушений чтения у учащихся второго класса 31 3.2. Развитие слогового анализа и синтеза 35 Заключение 42 Список литературы 44

Недостатки чтения у второклассников сельской общеобразовательной школы

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
44% уникальность
2023 год
7 просмотров
Ходыкина Ю.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Уровень психического развития второклассников в психолого-педагогической литературе 7 1.1. Чтение как сложный психолого-педагогический акт в речевом развитии детей 7 1.2.Нарушения чтения и их классификация в современной литературе 11 2. Состояние чтения у второклассников 25 2.1. Методы и организация исследования 25 2.2. Анализ результатов исследования 27 3. Дифференцированные рекомендации по устранению недостатков чтения у второклассников сельской общеобразовательной школы 31 3.1. Логопедическая работа по устранению нарушений чтения у учащихся второго класса 31 3.2. Развитие слогового анализа и синтеза 35 Заключение 42 Список литературы 44
Читать дальше
Актуальность темы исследования. В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыком чтения. Впервые такую проблему в конце XIX–начале XX веков стали изучать ученые А. Куссмауль, В. Морган, О. Беркан, Л.


Многие хотят знать: какова цена курсовой работы по логистике? Воспользовавшись нашим калькулятором, вы сможете узнать цену вашей курсовой работы. Мы также подарим вам скидку 1000 рублей на первый заказ!


Гинельвунд, Ф. Варбург, П. Рашбург и др. Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей, следует отметить имена Р.А. Ткачева, С.С. Мухина, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой и др. Учения о нарушениях чтения существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными. По данным различных авторов, распространенность нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика Нарушения чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Чтение как вид деятельности играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Также можно отметить, что следствием нарушений чтения в старших классах являются трудности решения текстовых задач, трудности в овладении историей, иностранным языком. Все выше сказанное подтверждает что, нарушение чтения приводит к снижению успеваемости по всем предметам. Таким образом, все вышесказанное доказывает необходимость ранней диагностики и коррекции нарушения чтения и по возможности их предупреждение для предотвращения школьной дезадаптации и возникновения нарушений чтения, как стойкого нарушения. Цель исследования: изучить и охарактеризовать недостатки чтения в соответствии с уровнем психического развития второклассников, предложить рекомендации по их устранению. Задачи исследования: 1. Изучить уровень психического развития второклассников в психолого-педагогической литературе. 2. Проверить состояние чтения у второклассников и соотнести полученные данные с результатами оценки психоречевого развития. 3. Предложить дифференцированные рекомендации по устранению недостатков чтения у второклассников сельской общеобразовательной школы. Объект: чтение у младших школьников. Предмет: недостатки чтения у второклассников. Гипотеза исследования: профилактическая работа по предупреждению и коррекции нарушений чтения школьников будет эффективной при следующих условиях: 1)при проведении комплексной диагностики и выявлении несформированных компонентов речевых и познавательных процессов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения; 2) при использовании комплексной системы логопедической работы, которая включает в себя: – разработку перспективного планирования занятий; – составление планов индивидуальной работы для учащихся, имеющих низкий уровень сформированности речевых и психических компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения; – включение элементов коррекционно-логопедических заданий в учебный процесс; – повышение уровня школьной мотивации у учащихся первых классов. Методы исследования: анализ научно-методической литературы; беседа, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов экспериментального обучения. Методы исследования: 1. Метод теоретического анализа. 2. Диагностический метод Г.В. Чиркиной -диагностический метод- изучение состояния звукопроизношения при чтении -методы качественно-количественной оценки Методики: 1.Обследование интеллектуального развития 2. Обследование речевых нарушений Г.В. Чиркиной. Теоретические и методологические основы исследования: – концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев); – фундаментальные научно-теоретические нейрофизиологические и нейропсихологические положения о системе организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Р.А. Лурия); – принципы общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное исследование позволяет расширить и уточнить представления о профилактике нарушений в формировании процесса чтения у вторклассников. Разработанный диагностический материал по выявлению уровня сформированности речевых и познавательных компонентов, на основе которых формируется полноценный навык чтения, позволит логопедам, работающим с младшими школьниками своевременно выявить имеющиеся предпосылки нарушения чтения. Разработанная логопедическая система, включающая в себя перспективный план логопедических занятий с детьми младшего школьного возраста, индивидуальные планы, составляемые на учащихся, имеющие недостаточный уровень сформированности речевых и познавательных процессов, комплекс по повышению уровня школьной мотивации у учащихся первых классов может быть использован учителями логопедами при работе с младшими школьниками. Экспериментальной базой исследования являлась МОУ«Захальская СОШ» с. Захал. В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста, обучающиеся во втором классе. Возраст детей 7–8 лет.  

Читать дальше
В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучить и охарактеризовать недостатки чтения в соответствии с уровнем психического развития второклассников, предложить рекомендации по их устранению. Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи: - изучен уровень психического развития второклассников в психолого-педагогической литературе. - проверено состояние чтения у второклассников и соотнести полученные данные с результатами оценки психоречевого развития. - предложены дифференцированные рекомендации по устранению недостатков чтения у второклассников сельской общеобразовательной школы. По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы: Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования и изучение состояния проблемы показали, что вопрос устранения нарушений чтения не утратил своей актуальности и значимости и сегодня. Нарушение чтения - наиболее распространенная форма речевой патологии у младших школьников. Причины дислексии могут быть органическими и функциональными, биологическими и социальными. Дислексия может быть связана с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а также с неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие и т.д.). Симптомы дислексии у младших школьников с нарушениями речи сложны и разнообразны, как правило, нарушения чтения сопровождаются нарушениями лексического и грамматического строя речи. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет сделать вывод о том, что у большинства детей наблюдается существенное несоответствие в состоянии зрительно-пространственных операций, проявляющееся в нарушении восприятия правильного изображения буквы. Проведенное исследование фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений позволило выявить специфические особенности их формирования у школьников с общим недоразвитием речи. Группа школьников допустила большое количество ошибок при выполнении заданий по фонематическим операциям. К особенностям формирования процесса чтения у детей на этапе констатирующего эксперимента относятся медленное формирование скорости чтения, нарушение понимания прочитанного, которого не наблюдалось у детей после проведенной работы. Нарушение чтения влияет на успешность овладения младшими школьниками навыками правильного, выразительного и осмысленного чтения. Новая логопедическая работа, подобранная с учетом механизмов дислексии, способствует устранению дислексии у детей младшего школьного возраста. Как показал анализ результатов формирующего эксперимента, целенаправленная дифференцированная логопедическая работа помогает уменьшить количество ошибок при чтении, улучшает понимание прочитанного текста, формирует навыки слогового анализа и синтеза. В результате проведенного исследования подтвердилась наша гипотеза: коррекционная работа по устранению нарушений чтения у учащихся 2-го класса будет эффективной при использовании определенной системы обучения для достижения положительной динамики в школьном речевом центре. Полученные результаты свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, запланированные задачи реализованы. Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов этой проблемы. Выявленные особенности, проявляющиеся в формировании навыков чтения у младших школьников с дислексией, требуют дополнительных исследований.
Читать дальше
1. Безруких М. М., Крещенко О. Ю. Диагностика трудностей обучения письму и чтению в начальной школе / Образование в России: медико-психологический аспект; 7-я Всерос. науч.-практ. конф. — Калуга, 2002. — С. 19–21. 2. Лалаева Р.И, Венеликтова Л.В.: Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 154 с. 3. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1950. – 250 с. 4. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей /методическое пособие, Спб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 196 с. 5. . Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая дигностика, обследование письма и чтения младших школьников: методическое пособие. – М.: В. Секачев, 2008. – 185 с. 6. Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция/ О.Б. Иншакова.– М.: Педагогика, 2000. – 196 с. 7. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2002. – 165 с. 8. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2009. — 704 с. 9. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст]/ Р.Е.Левина. - М., 1961. - 310с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Рынок банковских карт в РФ: проблемы и перспективы развития АО «АЛЬФА-БАНК»
Количество страниц:
65
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Банковское дело
дипломная работа
Совершенствование маркетинговой деятельности организации
Количество страниц:
55
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
Положение несовершеннолетних по законодательству Российской Федерации
Количество страниц:
50
Оригинальность:
34%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image