Введение………………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические основы развития речи учащихся на уроках русского языка 5 1.1. Развитие речи как ключевая задача педагогики в трудах зарубежных и отечественных ученых 5 1.2. Методика развития речи на уроках русского языка в современной школе 11 Глава 2. Анализ использования методических приемов развития речи в практике учителей русского языка 18 2.1. Методы освоения языковых норм и обогащения речи обучаемых 18 2.2. Практическое применение методики развития связной речи 23 Заключение……………………………………………………………………… 31 Библиографический список……………………………………………………. 32 Приложения……………………………………………………………………... 36

Развитие речи учащихся на уроках русского языка

курсовая работа
Языки
30 страниц
59% уникальность
2023 год
7 просмотров
Дурман Н.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические основы развития речи учащихся на уроках русского языка 5 1.1. Развитие речи как ключевая задача педагогики в трудах зарубежных и отечественных ученых 5 1.2. Методика развития речи на уроках русского языка в современной школе 11 Глава 2. Анализ использования методических приемов развития речи в практике учителей русского языка 18 2.1. Методы освоения языковых норм и обогащения речи обучаемых 18 2.2. Практическое применение методики развития связной речи 23 Заключение……………………………………………………………………… 31 Библиографический список……………………………………………………. 32 Приложения……………………………………………………………………... 36
Читать дальше
Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь учеников служит показателем их высокого умственного развития. Успехи учащихся в связной речи в большой мере обеспечивают их достижения в учебной деятельности по всем предметам, а также способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. В этих условиях тема развития речи на уроках русского языка в средней школе является чрезвычайно актуальной. Проблема речевого развития впервые была затронута философами античности и с тех пор не теряла своей актуальности. Её освещали риторы средневековой эпохи, о необходимости развития речи в раннем детстве говорили великие педагоги Я.


Для того чтобы купить дипломную работу по лингвистике не нужно никаких усилий. Просто заполните форму заказа и мы приступим к написанию вашего диплома.


.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори. В отечественной методике наиболее подробные разработки по развитию родной речи можно найти в трудах Ф.И. Буслаева, А.Д. Алферова, великого педагога К.Д. Ушинского. Объектом исследования данной курсовой работы является методика речевого развития. Предметом изучения служит методика развития речи учащихся на уроках русского языка. Цель данного исследования – выявление методических приемов развития речи школьников в ходе освоения предмета «Русский язык». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Изучить методы речевого развития, предлагаемые в трудах зарубежных и отечественных педагогов. 2. Выявить основные направления методики развития речи учащихся на уроках русского языка в современной школе. 3. Проанализировать методические приемы, используемые в практике учителей русского языка для освоения учащимися его литературных норм, обогащения словарного запаса и синтаксического строя речи. 4. Осветить особенности методики развития связной устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка в современной школе. Теоретико-методологической основой исследования выступают нормативные документы в сфере среднего образования, монографии и статьи по теме курсовой работы, а также материалы интернет-источников, освещающие педагогический опыт, накопленный в изучаемой сфере. Эмпирическими основами исследования служат методические разработки учителей-предметников по развитию речи на уроках русского языка. Теоретическая значимость данного исследования заключается в анализе и обобщении сведений по истории методики развития речи. Практическая значимость состоит в возможности использования и творческой переработки представленной в курсовой работе интерпретации методических приемов развития речи учащихся. Курсовая работа изложена на 35 страницах печатного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 32 наименований и 3 приложений. Во введении изложены цели и задачи исследования. В первой главе, состоящей из двух параграфов, освещены взгляды видных зарубежных и отечественных педагогов на проблему речевого развития учащихся, а также описаны основные направления работы над речью на уроках русского языка Во второй главе, которая включает два параграфа, дан анализ методических приемов, используемых для развития речи в практике учителей русского языка. В заключении сделаны выводы и подведены итоги по курсовой работе в целом. Раздел «Приложения» содержит текстовые материалы, используемые на уроках развития речи, и наглядную опору в виде комикса для развития умений связного устного высказывания.

Читать дальше
Исследование, проведенное в рамках данной курсовой работы, дает возможность сделать следующие выводы: 1. Развитие речи является одной из ключевых задач педагогики, поскольку от него во многом зависит формирование гармоничной личности обучаемого. Правильная, ясная и четкая речь – ключ к постижению других наук. Педагогические труды крупных зарубежных и отечественных ученых и педагогов-практиков подчеркивают необходимость с ранних лет жизни обучаемых целенаправленно развивать умения устной и письменной речи. 2. Обучение речи на родном языке начиная с XIX столетия находилось в центре пристального внимания российских педагогов и учителей-словесников. Именно в это время зародились многие методические приемы, используемые и в современной школе. XX в. и его бурные политические события внесли свои коррективы в методику развития связной речи обучаемых, заставили усовершенствовать, творчески переработать традиционный подход в обучении речи, для которого основной стала коммуникативная направленность. 3. В настоящее время методы развития речи на уроках русского языка нацелены на совершенствование устной и письменной речи учащихся. Эпоха информационных технологий побуждает педагогов проявлять больше внимания к мотивационной стороне проведения уроков речевого развития. С этой целью используются занимательные упражнения и игровые формы работы, проблемно-поисковый метод обогащения словарного запаса и синтаксического строя речи, проведение изложений и сочинений с использованием парной и групповой форм работы на подготовительном этапе. Учащиеся получает возможность сотворчества в процессе работы над исходными текстами, что способствует процессу развития их речи.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты 1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010. № 1897 (в ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // ФГОС нормативные документы учителю русского языка и литературы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.aujc.ru/ (Дата обращения: 16.03.2023). Монографии, статьи, диссертации 2. Абдуллаев А.А., Сантуева Э.З. Методическое наследие академика Ф.И. Буслаева и современные подходы к обучению русскому языку (К 170-летию книги Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» // Известия ДГПУ. – 2015. – № 2. – с. 78-82. 3. Арефьева С.А. Профессиональная подготовка учителя русского языка к работе по развитию речи учащихся // Вестник ЧГПУ. – 2011. – № 4-2 (72). – С. 13-17. 4. Ветчинова М.Н. Родное слово К.Д. Ушинского // Проблемы современного образования. – 2014. – № 2. – С. 28-31. 5. Гарафутдинов И.Г. Становление воспитательных идей Марка Фабия Квинтилиана // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 7. – С. 88-90. 6. Зорина Т.А. Методика работы над изложением и сочинением: текстоцентрический подход // Филологический класс. – 2014. – № 1 (35). – С. 105-110. 7. Зорина Т.А. Основные направления развития речи младших школьников в процессе работы над именем существительным и именем прилагательным. – Вестник АГУ. – 2008. – № 7. – С. 149-153. 8. Клокова О.С. Лингвометодические основы изучения имени прилагательного в аспекте речевого развития учащегося // Ученые записки. – 2011. – № 4 (42). – С. 342-349. 9. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с. 10. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. пособие /Ф.М. Литвинко. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 448 с. 11. Савкина О.М. Классическая методика о роли грамматики в развитии речи учащихся // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 4. – С. 127-130. 12. Савова М.Р. Основы учения о культуре речи античных авторов // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 2-1. – С. 119-126. 13. Телкова В.А. Проблема речевого развития учащихся в трудах отечественных методистов прошлого // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2022. – № 1 (44). – С. 49-53. 14. Теория и методика обучения русскому языку: конспекты лекций, планы практических занятий, контрольные работы, тесты: учебно-методический комплекс; авт.-сост. Н.А. Артеменко; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Издательство ТГПУ, 2009. – 284 с. 15. Хазагеров Т. Г. Риторика / Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. — Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 379 с. 16. Хуторской А.В. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци // Школьные технологии. – 2010. – № 2. – С. 78-83. 17. Чудинова И.С. История отечественной методики преподавания русского языка (тридцатые годы XX в.): учеб. пособие для студ. фак. рус. яз. и лит. / И.С. Чудинова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – 149 с. 18. Алимбекова А.И. Как писать изложение в школе? // Журнал «Русский язык». – 2002. – № 19 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rus.1sept.ru/ (Дата обращения: 20.03.2023). 19. Барановская И. Лексические игры // Журнал «Русский язык». – 2003. – № 6 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rus.1sept.ru/ (Дата обращения: 20.03.2023). 20. Дворецкая Т. Диктанты рождающегося текста // Журнал «Русский язык». – 2001. – № 3 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rus.1sept.ru/ (Дата обращения: 17.03.2023). 21. Егорова Е.А. Вклад К.Д. Ушинского в методику развития речи // Образовательный проект «Инфоурок» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.infourok.ru/ (Дата обращения: 15.03.2023). 22. Зайцева Н.А. Подготовка к изложению с элементами сочинения на нравственную тему // Журнал «русский язык». – 2003. – № 19 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rus.1sept.ru/ (Дата обращения: 20.03.2023). 23. Калмыкова И.Р. Занимательные упражнения и игры // Журнал «русский язык». – 1999. – № 45 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rus.1sept.ru/ (Дата обращения: 20.03.2023). 24. Рыжкова С.Е. Развитие речи учащихся – одна из задач начального образования // Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www. nsportal.ru/ (Дата обращения: 14.03.2023). 25. Слуцкий В.И. Методика развития речи на уроках русского языка в средней школе // Журнал «Русский язык». – 2003. – № 9 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rus.1sept.ru/ (Дата обращения: 20.03.2023). 26. Слуцкий В.И. Устный рассказ от имени героя. Работа со зрительной опорой на уроке развития речи. 5-7 классы // Журнал «Русский язык». – 2003. – № 33 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rus.1sept.ru/ (Дата обращения: 20.03.2023). 27. Фурсова С.М. Презентация «Вклад зарубежных ученых в развитие речи». 9 слайдов // Образовательный проект «Инфоурок» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.infourok.ru/ (Дата обращения: 15.03.2023). 28. Шапиро Н. Снова об изложении // Журнал «Русский язык». – 2001. – № 20 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rus.1sept.ru/ (Дата обращения: 20.03.2023). 29. Шеховцова Е.А. Развитие речи учащихся // Образовательный проект «Инфоурок» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.infourok.ru/ (Дата обращения: 14.03.2023). 30. Шигапова К. Морфологический портрет слова ЧТО // Журнал «Русский язык». – 2000. – № 34 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rus.1sept.ru/ (Дата обращения: 20.03.2023). 31. Эхина О.Л. Обучающее изложение // Журнал «Русский язык». – 2002. – № 11 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rus.1sept.ru/ (Дата обращения: 20.03.2023). 32. Яновская С.Е. Не безликие описания местности, а картины, наполненные живым чувством // Журнал «Русский язык». – 2003. – № 39 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rus.1sept.ru/ (Дата обращения: 20.03.2023).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Мужские и женские образы в рекламных текстах
Количество страниц:
20
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Реклама и PR
курсовая работа
Особенности использования визуального контента при освещении темы волонтёрской деятельности
Количество страниц:
25
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
Лингвистические признаки эпитетов в рамках предпереводческого анализа на материале произведения «The book thief»Маркуса Зузака
Количество страниц:
21
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Лингвистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image