ВВЕДЕНИЕ 3 1.1 Анализ понятия «адаптация» в психолого-педагогической литературе 7 1.2 Процесс адаптации детей с нарушениями слуха к детскому саду 11 2.1 Организация и методики исследования констатирующего эксперимента 19 2.2 Программа по коррекции уровня адаптации у детей с нарушением слуха посредством ритмической гимнастики 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Адаптация детей с нарушением слуха в дошкольном образовательном учреждении посредством ритмической гимнастики

курсовая работа
Педагогика
26 страниц
49% уникальность
2023 год
24 просмотров
Закирова Р.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1.1 Анализ понятия «адаптация» в психолого-педагогической литературе 7 1.2 Процесс адаптации детей с нарушениями слуха к детскому саду 11 2.1 Организация и методики исследования констатирующего эксперимента 19 2.2 Программа по коррекции уровня адаптации у детей с нарушением слуха посредством ритмической гимнастики 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Читать дальше
Актуальность исследования. На сегодняшний день включение детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества остается по-прежнему актуальной проблемой. Это находит отражение в последних нормативных актах нашего государства и в федеральных государственных стандартах, регламентирующих сферу образования, в том числе дошкольного, которое считается первым уровнем общего образования. В документе Закона об образовании делается акцент на необходимость создания особых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития на основе специальных педагогических подходов. В специальном образовании и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья ставится цель – преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения и воспитания, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами [5]. На современном этапе все большую популярность приобретают совместные занятия здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть организация инклюзивного образовательного и воспитательного процессов.


Если вы не знаете, как заказать курсовые работы , пишите специалистам Work5.


Так, современный ФГОС дошкольного образования 2013 года наряду с социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим и физическим развитием ребенка, предполагает решение и коррекционных задач, которые должны включаться в программу детского сада, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья [20]. Таким образом, дети с нарушенным слухом, входящие в категорию лиц с ОВЗ, должны находиться в обществе вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детей. Когда ребенок с нарушением слуха воспитывается в специальном коррекционном детском саду, он имеет равные с другими такими же детьми права и условия развития. В то время, когда ребенок с патологией слуха попадает в массовый детский сад, он обнаруживает, что он другой, что не может не сказаться и не отразиться на его личностных качествах и на образовательной деятельности в целом. Адаптационный период – серьезное испытание для детей младшего возраста, особенно для детей с нарушением слуха. Как правило, из знакомой семейной обстановки, часто характеризующейся гиперопекой ребенка, он попадает в новые для него условия. В связи с этим происходят изменения поведенческих реакций малыша, нарушаются сон и аппетит, теряются некоторые навыки самообслуживания, усвоенные им дома. Стресс в адаптационный период может разрушить на время защитные барьеры поддержания здоровья, снизить сопротивляемость болезням. У детей с патологией слуха адаптация протекает сложнее, чем у здоровых детей [10]. Поэтому для успешной адаптации и интеграции в общеобразовательную среду необходима продуманная коррекционная работа с участниками всего образовательного процесса: педагогом, психологом и родителями. Специально проводимая адаптация к своему слуховому дефекту, необходима любому ребенку, и чем раньше ребенок примет себя таким, каков он есть, тем быстрее он начнет жить полноценной жизнью. Положения ФГОС дошкольного образования 2013 года делают акцент на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий воспитания и обучения, а раздел коррекционной работы образовательной программы ДОУ содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации этой программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития [4]. В большей степени вопросы адаптации к условиям дошкольного учреждения детей младшего возраста рассмотрены в работах А.И. Жуковой, Н.Д. Ватутиной, Н.М. Аксариной, А.С. Роньжиной, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Ю.В. Микляевой, А.А. Остроуховой и других авторов. Адаптацию исследователи определяют, прежде всего, как медико – педагогическую проблему, и решать ее необходимо, создавая условия тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса. Учеными доказано, что поступая в дошкольное учреждение ребенок сталкивается со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия. Особенно серьезным испытаниям с этой точки зрения, подвергается эмоциональная сфера детей с нарушением развития, в частности, у детей с нарушением слуха (Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Б.Д. Корсунская, Е.В. Кулакова, Л.П. Носкова, Т.В. Пелымская и др.). Новый качественный уровень, на который выходит в настоящее время общеобразовательная школа, определяет необходимость разработки новых и обобщения имеющихся теоретических положений сурдопедагогики как науки о воспитании и обучении детей с нарушениями слуха. Все это и определяет проблему настоящего исследования: какие существуют организационно – методические и педагогические условия по улучшению процесса адаптации детей с нарушениями слуха к детскому саду. Цель исследования – определить эффективные пути создания организационно-методических и педагогических условий по улучшению процесса адаптации детей с нарушениями слуха к детскому саду. Объект исследования – процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха к условиям детского сада. Предмет исследования – организационно-методические и педагогические условия для адаптации детей с нарушениями слуха к условиям детского сада. В соответствии с целью, объектом, предметом исследования в работе сформулирован ряд задач: Задачи исследования: -проанализировать понятия «адаптация» в психолого-педагогической литературе - рассмотреть процесс адаптации детей с нарушением слуха возраста к дошкольному образовательному учреждению - выявить уровень адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению - Программа по использованию ритмической гимнастики в период адаптации детей с нарушением слуха возраста к дошкольному образовательному учреждению. Методы исследования: теоретический анализ психолого – педагогической литературы по изучаемой проблеме, изучение медико – педагогической документации детей, эксперимент, наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ экспериментальных данных, обобщение результатов работы. Практическая значимость исследования определяется в выявлении особенностей адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями слуха к условиям дошкольного учреждения. На основании проведенной экспериментальной работы предложены практические рекомендации по организации и проведению занятий по адаптации младших дошкольников к условиям детского сада, работающего в системе инклюзии

Читать дальше
В рамках заключения можно сделать следующие выводы. Ранний возраст чрезвычайно важен для развития человека. В этом возрасте детей чаще всего отводят в детский сад. Попадая в особую микросреду, условия которой существенно отличаются от семейных, дети раннего возраста нередко испытывают различные негативные проявления, которые объединяются понятием адаптационный синдром, и возникает проблема адаптации к дошкольному образованию. Проблема адаптации детей с нарушениями слуха весьма актуальна, так как особенности привыкания такого ребенка к новым условиям, а именно к детскому саду, во многом определяют его физическое и психическое развитие и в дальнейшем способствуют его успешной социализации в обществе.[15] Адаптация слабослышащего ребенка к условиям детского сада – это его привыкание к новой среде. В условиях детского сада учитывается социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся у ребенка система взаимодействия с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Вот и среда: учителя, дети, режим и распорядок дня, новое общение, дисциплина. С учетом нарушений развития дети с патологией слуха дольше и сложнее адаптируются к дошкольным условиям. Особенности поведения и проявления эмоций у слабослышащего ребенка, адаптирующегося к новым условиям, могут проявляться в: отрицательных эмоциях, страхе, гневе, положительных эмоциях; социальные контакты, познавательная активность, социальные навыки, речевые характеристики, двигательная активность, сон и аппетит. Педагоги выделяют следующие основные факторы, влияющие на адаптацию ребенка в детском саду: низкая социализация ребенка; недооценка важности режима адаптации; низкие навыки самообслуживания ребенка; разница в вашем распорядке дня.[5] Учитывая специфику течения адаптационного периода детей с особыми потребностями, основными направлениями работы в этот период должны быть: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся; расслабление и обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка; формирование форм общения, соответствующих возможностям учащихся; Организация поведения детей. Все это осуществляется через систему психолого-педагогического сопровождения всех участников процесса, включающую прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультации родителей и педагогов.[11] Таким образом, можно считать, что поставленная в работе цель достигнута, поставленные задачи решены. Подтвердилась также гипотеза исследования о том, что адаптация слабослышащих детей младшего школьного возраста к условиям детского сада проходит при следующих условиях: определение степени зрелости и адаптации ребенка к дошкольному учреждению и уровня воспитания у детей коммуникативных умений и навыков; учет психических и физических особенностей ребенка с нарушением слуха, с учетом его эмоционального состояния, состояния здоровья и особых образовательных потребностей; Создание благоприятных условий для индивидуального подхода к комфортному пребыванию ребенка с нарушением слуха в детском саду.
Читать дальше
1. Айджанова Д.К. Инновационная технология «Шаг за шагом» в дошкольных учреждениях: Методическое пособие / Д.К. Айджанова, С.М. Бейсенбаева, А.Г. Искакова, Т.Н. Попова, Г.А. Саймасаева. – Алматы, 2011. – 134 с. 2. Алямовская В.Г. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению / В.Г. Алямовская // Ребенок в детском саду, 2012. – №4. – С. 80–88. 3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2012. – 298 с. 4. Белова И.Н., Поникарова В.Н. Особенности адаптации детей с ОВЗ к дошкольной организации в условиях инклюзивного образования // Специальное образование, 2016. – Т. 1. – С. 79–82. 10 Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2014. – 203 с. 11 Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: изд-во «АСТ, Астрель», 2008. – 222 с. 12 Ветрова В.В. Во что играть с ребенком до 4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 176 с. 13 Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 304 с. 14 Костина В.В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание, 2010. – №1. – С. 34−37. 15 Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития / А.Р. Маллер. – М.: АРКТИ, 2013. – 72 с. 16 Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 2011. – 120 с. 17 Носкова Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с. 18 Особенности адаптации дошкольников к условиям детского сада. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stepina.net/144/ Пахоменкова Е.А. Психолого-педагогическая коррекция адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 201–205. 19 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета, №265, 25.11.2013. 20 Программа адаптации детей 3–4 лет к условиям пребывания в детском саду: «В согласии с собой». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-detmi/adaptatsiya-v-detskom – sadu/175-programma-adaptatsii-detej-3–4-let-k-usloviyam-prebyvaniya-v – detskom-sadu-v-soglasii-s-soboj 21 Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохший детей раннего и дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://suvagcentr.ru/userfiles/files/konkursy2016/ПрАООП % 20ДО % 20 для % 20 сл абослышащих % 20 детей.pdf 22 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, №303, 31.12.2012. 23 Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. – М.: Теревинф, 2012. – 232 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Правовое регулирование особых завещательных распоряжений
Количество страниц:
28
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
конституционно-правовые основы статуса органов государственной власти
Количество страниц:
26
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
«Подбор элюентов для десорбции иона кобальта (II) на хитозане»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Химия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image