ВВЕДЕНИЕ 3 1. Теоретические основы речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра 5 1.1. Особенности развития речи в онтогенезе 5 1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 14 1.3. Характеристика речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Речевые нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
77% уникальность
2023 год
7 просмотров
Селина Е.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. Теоретические основы речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра 5 1.1. Особенности развития речи в онтогенезе 5 1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 14 1.3. Характеристика речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Читать дальше
Актуальность. В последние десятилетия все чаще говорят о расстройствах аутистического спектра (РАС). Во многом это связано с тем, что частота встречаемости у детей таких расстройств значительно выросла. Одним из важнейших проявлений РАС у детей являются нарушения развития речи. В первую очередь расстройства речи захватывают ее коммуникативную функцию, т. е.


Скоро сдавать и нужно заказать курсовую в Казани ? Поможет Work5.


ребенок не использует речь, как инструмент социального взаимодействия. В тех случаях, когда речь отсутствует, невербальные средства общения не используются, как средства компенсации. В арсенале коммуникативных средств детей с РАС нет указательных жестов, которые дети без отклонений в развитии используют, показывая другим объект своего интереса или новый для них предмет. Мимика детей с РАС маловыразительна, им характерен взгляд мимо или «сквозь» собеседника. В период раннего развития бывает трудно интерпретировать у детей характер плача. Сложности детей с РАС в освоении речевыми навыками тесно переплетено с нарушениями в эмоциональной сфере, как указывают В.В. Лебединская и О.С. Никольская. С самого начала на них воздействуют два фактора: трудности во взаимодействии с окружающей средой; гиперчувствительность к обычным повседневным раздражителям. Оба этих фактора мешаю нормальному развитию потребности в общении и развивают в ребенке необходимость разработки системы самозащиты. Таким образом, можно сказать, что некоторые специфические особенности людей с РДА являются результатом компенсаторных механизмов, которые возвращают стабильные способы общения с окружающим миром, пусть даже и не общепринятые, а наоборот, весьма специфичные. Особенности развития навыков восприятия, мышления или речи связаны ранее полученными серьезными эмоциональными расстройствами. Объект исследования: речевые нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра. Предмет исследования: особенности речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра. Цель исследования: изучить речевые нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра. Гипотеза исследования: существует прямая связь между уровнем речевого развития и спецификой нарушения развития при РАС. Задачи исследования: 1. Рассмотреть особенности развития речи в онтогенезе. 2. Изучить клинико-психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. 3.Охарактеризовать речевые нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра. Методы исследования: анализ психолого–педагогической, методической литературы по данной проблеме, синтез обобщение. Новизна и теоретическая значимость исследования: исследованы научные аспекты изучения лиц с расстройством аутистического спектра, в частности речевое развитие детей данной категории; а также изучены и проанализированы методики речевой коммуникации детей с РАС. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы логопедами для диагностики речи с учетом всех специфических особенностей детей с РАС.

Читать дальше
Многообразие подходов к изучению онтогенеза речевого развития объясняется сложностью и многоаспектностью этого явления. В речевом онтогенезе выделяют следующие этапы: развитие речи начинается с его пассивной части – существует непродолжительный этап, когда ребенок уже проявляет первые признаки понимания обращенной к нему речи, но еще не говорит. Второй этап начинается с момента появления слов в активной речи и продолжается до появления первых двусловных предложений (примерно от 1 года до 1, 8–1, 9). Третий этап в развитии лексикона совпадает с периодом усвоения грамматической структуры предложения (примерно от 1, 9 до 3–3, 5 лет). На четвертом этапе начинается понятийное структурирование лексикона: ребенок овладевает системой житейских понятий, лежащих в основе языковых значений, применительно к своему ближайшему окружению. Значительные изменения в лексиконе ребенка, возникающие с началом школьного обучения, знаменуют новый этап его развития. Расстройство аутистического спектра является первазивным так как предполагает изменения во всех психических сферах - перцептивной, интеллектуальной, речевой, эмоциональной, волевой, поведенческой Раскрыв понятие и причины психо–речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра однозначно можно сказать об отсутствии единого подхода к этиологии РАС, в частности аутизма, в его симптомах и методах коррекции. Большинство исследователей сегодня принимают аутизм, как отрыв от реальности, погружения в самого себя, отгороженность от окружающего мира. Для каждого ребенка с расстройствами аутистического спектра характерны психо–речевые нарушения, для выявления причин которых необходим дифференцированный подход к анализу интеллектуальных и речевых нарушений. Только на его основе может быть осуществлена разработка адекватных методов психологической коррекции.
Читать дальше
1. Андреева С. В. Развитие речи детей с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. 2022. № 2 (66). С. 6-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra 2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - Москва: Наука, 2016. – 341 с. 3. Бердник М. С. Психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра // Инновационный дискурс развития современной науки и технологий: сборник статей III Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021. С. 165-172. URL: https://disk.yandex.ru/i/69qyZYoGyl0g4A 4. Богдашина О. И. Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме Аспергера. Говорим ли мы на одном языке. – Москва : Наш Солнечный мир, 2016. – 120 с. 5. Блажевич А. В., Костюк А. В. Изучение состояния моторной базы речи у детей с расстройством аутистического спектра // Специальное образование. 2021. № 2 (62). С. 20-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sostoyaniya-motornoy-bazy-rechi-u-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra 6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – Санкт–Петербург : Питер, 2017. – 360 с. 7. Гуревич Л.С. Коммуникативный акт в рамках теории речевой деятельности // Международный конгресс по когнитивной лингвистике. Отв. ред. Н.Н. Болдырев. - Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. – 509 с. 8. Доброва Г. Р. Вариативность речевого развития детей. – Москва : Издат. дом ЯСК : Языки славянской культуры, 2018. – 130 с. 9. Коробьина Ю. О., Иванова О. А. Анализ особенностей речевого развития у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2022. Т. 164. № 1-2. С. 55-67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osobennostey-rechevogo-razvitiya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra 10. Карчевски Р.И. Угроза в терминах типологии речевых актов // Форма, значения и функции единиц языка и речи // Мат-лы докл. междунар. науч. конф. - Минск, 16-17 мая 2012 г. Отв.ред. И.П. Баранова, Л.В. Зубов, З.А. Харитончик, Е.Г. Задворная и др. - Минск, МГЛУ, 2012. – 217 с. 11. Леонова И. В. Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Современное педагогическое образование. 2020. № 2. С. 157-162. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-i-rechevyh-navykov-doshkolnikov-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra 12. Леонтьев A.H. Деятельность и общение // Вопросы философии. – 2011. – № 7. – С.2–32. 13. Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма: нач. проявления. – М.: Просвещение, 2017. – 97 с. 14. Лепская Н. И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. – Москва : Издат. центр РГГУ, 2017. – 129 с. 15. Ляксо Е. Е., Фролова О. В., Григорьев А. С., Городный В. А. Особенности речи, физиологические и психофизиологические характеристики детей с расстройствами аутистического спектра // Российский физиологический журнал им. ИМ Сеченова. 2018. Т. 104. № 5. С. 600-615. URL: https://rusjphysiol.org/index.php/rusjphysiol/article/view/186/73 16. Мясагутова А. Ф., Валиуллина Г. В., Мухаметзянова Ф. Г. Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами Pecs // Казанский вестник молодых учёных. 2019. Т. 3. № 4 (12). С. 25-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechevoy-kommunikatsii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-sredstvami-pecs 17. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2016. – 288 с. 18. Мастюкова Е. М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме. Лечебная педагогика. – М.: Владос, 2019. – 189 с. 19. Морозова Т.И. Отклонения в речевом развитии при детском аутизме и принципы их коррекции // Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе. – М., 2019. – С. 8 – 55. 20. Никольская О.C. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.: Теревинф, 2014. – 341 с. 21. Тагунова Н. Ю. Особенности речевого развития у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) // Научные исследования XXI века. 2019. № 2. С. 522-525. URL: https://disk.yandex.ru/i/qlPERnHRaoQz8Q 22. Филиппова Н.В. Исследование коммуникативной активности у детей с РДА дошкольного и младшего школьного // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2014. – № 6. – С. 6-65. 23. Чигинцева Е. Г., Сунагатуллина И. И., Исаева Е. В., Аболмасова Л. С. Комплексный подход в преодолении нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. Т. 9. № 3. С. 28-51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-v-preodolenii-narusheniy-rechi-u-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra 24. Числова П. Д., Бояринцева М. В. Исследование диалогической речи у детей с расстройством аутистического спектра // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 3 (51). С. 86-92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-dialogicheskoy-rechi-u-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra 25. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 384 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Возрастные особенности уверенности личности
Количество страниц:
40
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
курсовая работа
Сопоставительный анализ номенов кондитерских изделий в русском, французском и английском языках
Количество страниц:
50
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Лингвистика
курсовая работа
Аппликация из разных материалов как средство развития творческих способностей младших школьников
Количество страниц:
25
Оригинальность:
55%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image