Введение……………………………………………………………………………... 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности по математике……….......... 5 1.1 Понятие «исследовательские умения»……………………………………………..................................................... 5 1.2 Особенности и способы формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности……………………………… 9 Выводы по первой главе…………….……………………………………………… 13 Глава 2. Практика работы по формированию исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности по математике…………….. 16 2.1. Диагностика уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников ……………………………………………………. 16 2.2 Описание опыта работы по формированию исследовательских умений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности……………... 29 Выводы по второй главе……………………………………………………………. 36 Заключение…………………………………………………………………………... 37 Использованная литература………………………………………………………... 40

Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности по математике

курсовая работа
Педагогика
44 страниц
76% уникальность
2023 год
6 просмотров
Гусева О.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………………... 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности по математике……….......... 5 1.1 Понятие «исследовательские умения»……………………………………………..................................................... 5 1.2 Особенности и способы формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности……………………………… 9 Выводы по первой главе…………….……………………………………………… 13 Глава 2. Практика работы по формированию исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности по математике…………….. 16 2.1. Диагностика уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников ……………………………………………………. 16 2.2 Описание опыта работы по формированию исследовательских умений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности……………... 29 Выводы по второй главе……………………………………………………………. 36 Заключение…………………………………………………………………………... 37 Использованная литература………………………………………………………... 40
Читать дальше
Актуальность работы заключается в том, что недостаточно исследована проблема формирования исследовательских умений младших школьников в условиях внеурочной деятельности. Современный человек становится более креативным, все чаще включается в поисковую, творческую деятельность. Это возможно при наличии исследовательских умений, формирование которых начинается с начальной школы. Этот период самый благоприятный для развития интеллектуальной сферы ребенка. И, на первый план, выходит проблема развития умственных способностей, интеллекта. В связи с этим появляется необходимость в формировании у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, развивать познавательную активность, познавательный интерес, мыслительные операции, умение анализировать и обобщать. Однако в современной научно-педагогической литературе не определено научное понимание исследовательских умений как предмета изучения. В основном, исследовательские умения рассматриваются как результат процесса обучения. При этом под исследовательскими умениями понимается способность осуществлять исследование, ставить цели, самостоятельно находить и решать проблемы в различных сферах науки. Исследовательские умения - это не просто совокупность знаний, умений, навыков.


Не нужно никуда ходить, заказать реферат онлайн в Хабаровске просто.


Это умение самостоятельно мыслить, принимать гибкие решения, критически оценивать и делать выводы[5, с.45]. Овладевая исследовательской деятельностью, у ребенка формируется новый опыт. И в этом ему помогает педагог, который ставит перед собой задачу подготовить ребенка к самостоятельной интеллектуальной деятельности. Активное развитие мышления у ребенка к началу обучения в школе является одним из самых важных условий успешного обучения. Для развития мышления ребенка очень важно, чтобы он имел возможность использовать различные способы и средства решения задач. Проблема исследования заключается в том, что не до конца разработаны научно-методические основания процесса формирования исследовательских умений младших школьников в условиях внеурочной деятельности. Цель исследования – изучить условия формирования исследовательских умений у младших школьников. Объект исследования – процесс формирования исследовательских умений у младших школьников. Предмет исследования - условия формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста. Гипотеза: формирование исследовательских умений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности зависит от их активности и положительного отношения к эксперименту. Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи: 1) ознакомиться с понятием “исследовательские умения”;о 2)описать особенности и способы формирования исследовательских умений младших школьников во внеучебной деятельности; 3)провести диагностику уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников; 4)описать опыт работы по формированию исследовательских умений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, справочной, научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация; психодиагностические методики, количественный и качественный анализ данных. Работа состоит из введения, 2х глав, оснащенных подпунктами, заключения и списка использования литературы.  

Читать дальше
Целью данного исследования было проанализировать процессы, которые дети младшего школьного возраста используют для формирования исследовательских навыков в школьной и внешкольной деятельности, и создать программу для повышения эффективности этих процессов. В контексте данной цели я рассмотрела следующие вопросы 1. Уточнение понятия "исследовательская компетентность". Понятие "исследовательская компетентность" трактуется разными авторами по-разному. Многие исследователи начинают категоризацию без определения исследовательских навыков. Объединяя все подходы, исследовательские способности учащихся можно понимать как сложную систему умственных операций и прикладных действий, которые учащиеся выполняют с помощью учителя. Эта сложная система позволяет осуществлять мотивированное обучение, поиск и все этапы исследования. Через эти умственные операции и прикладную деятельность формируются предметные компетенции. 2. Уникальность исследовательских способностей младших школьников. Многие педагоги и психологи утверждают, что развитие исследовательских навыков должно происходить в средней школе. Это объясняется тем, что данный возраст является наиболее сенситивным. Все исследовательские навыки, которые формируются в младших классах, можно разделить на четыре большие группы: организационно-практические, исследовательские, информационные и оценочные. В этом разделе рассказывается о том, как можно формировать исследовательские навыки у детей младшего школьного возраста в ходе урочной и внеурочной деятельности. Формирование исследовательских умений у детей младшего школьного возраста требует, прежде всего, организации целостного учебного процесса, в котором все дети вовлечены в исследовательскую деятельность на уроках и во внеклассной работе. На первом этапе исследовательская деятельность осуществляется в классе в виде индивидуальных исследовательских компонентов (задавание вопросов, изучение проблем и т.д.). В этой учебной деятельности участвуют все ученики, и именно здесь формируются основные навыки, соответствующие требованиям ФГОС. Затем эти навыки развиваются во внеклассной деятельности (кружки, семинары и т.д.). Одна из особенностей этих занятий заключается в том, что они позволяют ученикам работать более самостоятельно. 4. Для определения уровня сформированности исследовательских навыков у детей младшего возраста было организовано экспериментальное исследование. Для диагностики начального уровня был подобран диагностический инструментарий, состоящий из пяти методик. Общий вывод по всем методикам показал, что большинство учащихся третьего класса (12 учащихся, 48%) находятся на среднем уровне, более трети (10 учащихся, 36%) имеют высокий уровень развития исследовательских умений, четверо учащихся (16% класса) имеют низкий уровень, четверо учащихся (16% класса) имеют высокий уровень развития исследовательских умений, треть класса имеют высокий уровень развития исследовательских умений. В целом, уровень познавательной активности был высоким, что говорит о положительном отношении к исследовательской деятельности. С другой стороны, у них был небольшой опыт исследовательской и экспериментальной деятельности. Интерес к исследовательской деятельности, энергичность и познавательная активность говорят о том, что данный класс имеет большой потенциал для организации исследовательской деятельности и развития исследовательских навыков. 5. Я описала системный подход к формированию исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста. На экспериментальной основе мы организовали и частично апробировали систематическое задание. Оно включает в себя внеклассные занятия по программе А.И. Савенкова "Я - исследователь" и универсальные упражнения, проводимые во всех сферах образования. 6. 6Анализируются результаты практической работы по формированию исследовательских умений младшеклассников. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, в ходе эксперимента было проведено предварительное срезовое исследование. Для этого использовались те же методы, что и на констатирующем этапе. Систематическая работа еще продолжается, но предварительные выводы уже сделаны. Высокая познавательная активность и положительное отношение к исследованию позволили детям стать более самостоятельными в своих исследовательских навыках. Однако практические навыки самостоятельной исследовательской деятельности все же несколько недостаточны. Таким образом, цель была достигнута, проблема решена, гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А. В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. №1. С 24 – 33. 2. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно- исследовательской деятельности [Текст] / В. И. Андреев. М. : Высш.шк., 2014, - 240 с. 3. Балл, Г.А. Современный гуманизм и образование: Социально- философские и психолого-педагогические аспекты [Текст] / Г. А. Ровно. Ровно: Листа-М. : 2013, - 184 с. 4. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве [Текст] / Д. Б. Богоявленская: сб. статей М. : 2010. С. 40– 50. 5. Виноградова, Л. П. Приобщение младших школьников к учебно- исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения [Текст] / Л. П. Виноградова: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Комсомольск-на -Амуре, 2014, - 21 с. 6. Громова, Т. И. Критерии сформированности исследовательской деятельности [Текст] / Т. И. Громова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. М.: НИИ школьных технологий, 2006, - 612 с. 7. Грунина, Г. М. Организация творческой и поисковой деятельности учащихся [Текст] / Г. М, Грунина // Завуч. Все для работы. 2013. № 13. С. 18 - 23. 8. Зачесова, Е. В. Цели и задачи работы авторов исследований и их руководителей [Текст] / Е. В. Зачесова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. М.: НИИ школьных технологий, 2006, - 612 с. 9. Ивашова, О. А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект [Текст] / О. А. Ивашова. СПб.: Культ- Информ-Пресс, 2008, - 385с. 10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008, - 151 с. 11. Карлащук, А. Ю. формирование исследовательских умений школьников в процессе решения прагматических задач с параметрами [Текст] / А. Ю. Карлащук : Автореф. Дис ... канд. пед. наук: 13.00.02 / НПУ им .. М. П. Драгоманова. К., 2011, - 19 с. 12. Карпов, А. О. Иследовательское образование: ключевые концепты / А. О. Карпов // Педагогика. 2011. № 3. С. 20 – 30. 13. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся [Текст] / Е. В. Кривобок / 2-е издание. Волгоград. : Учитель, 2008, - 138 с. 14. Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии[Текст] / Д. Г. Левитес. – Москва-Воронеж, 2012, - 288 с. 15. Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей [Текст] / А. В. Леонтович // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии». М. 2016, С, - 114. 16. Макротова, Г. В. Школа исследовательской культуры: учебное пособие [Текст] / под редакцией И. Ф. Исаева. Белгород. : БелГУ, 2007, - 300с. 17. Махмутов, М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории [Текст] / М. И. Махмутов. – М. : Просвещение, 1998, - 291с. 18. Недодатко, Н. Г. Формирование учебно-исследовательских умений старшеклассников [Текст] / Н. Г. Недодатко // Дис. Канд. пед. наук. - Кривой Рог, 2000, - 140 с. 19. Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст] / А. С. Обухов. М.: Поометей МПГУ, 2006, - 224 с. 20. Онисимова, О. И. Некоторые аспекты и особенности научно- исследовательской деятельности как образовательной технологии [Текст] / О. И. Онисимова // Отечество.2001. №7. - С. 12-18. 21. Онисимова, О. И. Некоторые аспекты и особенности научно- исследовательской деятельности как образовательной технологии [Текст] / О. И. Онисимова. 2011. - С. 12-18. 22. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Электронный ресурс] // Исследовательская деятельность. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466851#1 (дата обращения: 12.05.2017). 23. Поддъяков, А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте [Текст] / А. Н. Поддъяков: Дис-я д-ра психолог. наук. Москва, 2011. - С. 350 24. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. М.: Просвещение, 2010.- С.45. 25. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва [Электронный ресурс] «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 16.10.2017) 26. Разагатова, Н. А. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Н. А. Разагатоваю-Самара. : Изд. дом Агни, 2007.- 88 с. 27. Ромась, Л. Научно-исследовательская деятельность в начальных классах [Текст] / Л. Ромась // Начальное образование. 2013. № 15- С. 2 - 11. 28. Румянцева, Н. Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно- исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Н. Ю. Романцева. М. : Просвещение, 1999, - 234 с. 29. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания [Текст] / А. И. Савенков. Ярославль.: Академия развития, 2002. - С. 208. 30. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников[Текст] / А. И. Савенков. Самара: Издательство «Учебная литература», М. : 2014., -80 с. 31. Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников[Текст] / А. И. Савенков. СПб.: Питер, 2014. 272 с. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А. И. Савенков. М. : «Сентябрь», 2013, -204 с. 32. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М. : «Ось-89», 2006., - 164 с. 33. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А. И. Савенков. М. : «Сентябрь», 2013, - 150 с. 34. Савченко, А. Я. Дидактика начальной школы [Текст] / А. Я. Савченко. М. : Абрис, 1997, - 416 с. 35. Семёнова, Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников [Текст] / Н. А. Семенова : дисс. … канд. пед. Наук. Томск, 2007, - 203 с. 36. Семенова Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников [Электронный ресурс] // URL: http://tspu.ru/files/dissertation/1191571584.pdf (дата обращения: 11. 05. 2017). 37. Семенова, Н. А. Организация исследовательской деятельности в начальной школе [Текст] / Н. А. Семенова. Томск : Издательство ТГПУ, 2012. - С.40. 38. Современный словарь по педагогике [Текст] // сост. Рапацевич Е. С. М. : Современное слово, 2011, -928 с. 39. Современный урок: теория и практика моделирования [Текст] / под. ред. А. А. Ворониной : ООО «Праймдрук», 2011, - 352 с. 40. Сокуренко, А. А. Метод проектов как средство формирования знаний об окружающем мире [Текст] / А. А. Сокуренко. – Николаев : ОИППО, 2006, -86 с. 41. Сокуренко, А. А. Учебные исследования в дошкольном заведении и начальной школе [Текст] / А. А. Сокуренко. – Николаев : ОИППО, 2011. 50 с. 42. Феоктистова, В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников [Текст] / В. Ф. Феоктистова. - Волгоград. : Учитель, 2015, - 154с. 43. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. 2003. 44. № 6. -С. 24–29. 45. Шашенкова, Е. А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровнего обучения: монография [Текст] / Е. А. Шашенкова. М. : АПКиППРО, 2015, - 320 с. 46. Шумакова, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников [Текст] / Н. Б. Шумакова. М. : Просвещение, 2011, - 157 с.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Особенности сестринского ухода за пациентами при геморрагической лихорадке с почечным синдромом в стационарных условиях
Количество страниц:
35
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Сестринское дело
курсовая работа
Морфологическое своеобразие фразеологизмов в современном английском языке
Количество страниц:
25
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Лексикология
курсовая работа
Оценка рыночной стоимости гостиницы
Количество страниц:
25
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image