ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 6 1.1 Понятие финансовой грамотности 6 1.2. Программные задачи по финансовой грамотности в ДОО 8 1.3. Методы и приемы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 9 ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 15 2.1. Требования ФГОС ДО к дидактическому пособию 15 2.2. Подбор дидактических игр в соответствие с программными задачами 16 2.3. Критерии оценки дидактического пособия по формированию основ финансовой грамотности 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
71% уникальность
2023 год
5 просмотров
Томашенцева А.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 6 1.1 Понятие финансовой грамотности 6 1.2. Программные задачи по финансовой грамотности в ДОО 8 1.3. Методы и приемы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 9 ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 15 2.1. Требования ФГОС ДО к дидактическому пособию 15 2.2. Подбор дидактических игр в соответствие с программными задачами 16 2.3. Критерии оценки дидактического пособия по формированию основ финансовой грамотности 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Читать дальше
Актуальность исследования: финансовая грамотность — аспект работы с детьми, о котором не упоминается в ФГОС ДОО, наиболее популярных комплексных программах дошкольного образования. Об экономическом образовании рассуждал А.С. Макаренко, Г.Л. Могилевская, А.Ф. Аменд и т.д. «Но деньги не только средство воспитания активности, умения соразмерять свой труд и потребности.


Многим нужна кандидатская диссертация цена на неё будет известна сразу, если заполнить форму на сайте Work5.


Они оказываются и фактором духовного раскрепощения и духовного развития.» - говорил Макаренко [1, стр. 18]. Ю.К. Васильев, Н.В. Кулакова считали, что экономическое образование — одна из составного трудового образования дошкольников. Авторы также отмечают, что экономические образование проявляется в подготовке воспитанников к жизни, труду, становится необходимой частью нравственного и гражданского воспитания. А.Ф. Аменд говорил о том, что экономическое воспитание является самостоятельной отраслью, но составную часть воспитания. Н. В. Солодкая писала: «Финансовая грамотность — достаточный уровень знаний и навыков в области финансов который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения» [2, стр. 10]. Официальное определение финансовой грамотности представлено в документах организации экономического сотрудничества и развития: «финансовая грамотность — совокупность таких элементов как осведомленность, знания, навыки, установки (жизненные ориентиры) и поведение, позволяющее принимать обоснованные финансовые решения для достижения личного финансового благополучия.» Впервые экономическое воспитание детей дошкольного возраста включил в свою программу Ян Амос Коменский. В своей работе «Материнская школа» Коменский говорит о том, что нужно давать детям экономические знания, понимание управления домашним хозяйством. Большую роль педагог отдает труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга». На современном этапе можно констатировать наличие противоречий: - между мнением ученых о важности введения экономического образования для детей и малым количеством парциальных программ дошкольного образования на тему «финансовая грамотность». - между настоящим уровнем финансовой грамотности детей (воспитатели практически не затрагивают с воспитанниками эту тему, следовательно, дети не имеют представлений об экономике и финансах) и желаемым знанием детей об основах (дети связывают понятия «труд» и «деньги», знают, что такое «выгода», «доходы», «расходы» и т.д.) Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: как сформировать в детях дошкольного возраста основы финансовой грамотности? Цель исследования: Определение основных задач, методов и приемов по работе с детьми на основе научных разработок по теме исследования и прикладных трудов. Объект исследования: познавательное развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования: динамика развития интереса и заданий детей о финансах и экономике в процессе системного изучения детьми основ финансовой грамотности. Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, если мы объединим в работе 3 основных компонента: определение категориального аппарата (основные определения, которые должны быть изученными детьми); определение наиболее благоприятных условий работы с детьми дошкольного возраста в данной сфере; выявление основных методов и приемов для работы с детьми дошкольного возраста при работе на формирование основ финансовой грамотности. Задачи исследования: 1. Определение требований парциальной программы А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику» к материалу, изучаемому детьми, в рамках формирования основ финансовой грамотности. 2. Определение основных задач формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. 3. Выявление требований к дидактическому пособию, его примерного содержания для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на основе программы «Тропинка в экономику», а также существующих дидактических пособий. Теоретико-методологическая основа исследования: Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи педагогов, психологов, разрабатывающих проблему обучения основ финансовой грамотности, таких как, А. С. Макаренко, А.Д. Шатова, Л.Н Галкина и т.д. Методы исследования: междисциплинарный теоретический анализ научной литературы, комплексных и парциальных образовательных программ, классификация и систематизация задач обучения финансовой грамотности по возрастам и тематике. Теоретическая значимость исследования: теоретическая значимость результатов исследования состоит в определении, систематизации задач для работы с детьми разных возрастов, определении методов и приемов работы с детьми по заданной теме. Созданы предпосылки для решения проблемы низкой финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут стать основой для разработки дидактических игр, занятий, пособий и т.д. для работы с детьми дошкольного возраста разных возрастов по теме обучения основам финансовой грамотности. Экспериментальная база: муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» города Кирова.

Читать дальше
Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил сделать следующие выводы: Старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Взаимоотношения между сверстниками являются более сложными и значимыми. Ведущим видом деятельности является игра. Основные изменения в деятельности, сознании дошкольника проявляются в умственных процессах: память, мышление, внимание, способность целенаправленно управлять своим поведением. Обучение и развитие в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно только тогда, когда оно происходит при поддержке игровой, творческой, продуктивной, конструктивной деятельности. Формирование финансовой грамотности, являющееся органической частью образовательного процесса дошкольного возраста, рассматривается как организованная педагогическая деятельность, способствующая формированию у детей дошкольного возраста экономического отношения к материальным и духовным ценностям на основе формирования элементарных экономических представлений, знаний, концепций. Система по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности направлена на целостное усвоение экономических знаний и идей, формирование навыков применения экономических знаний в непосредственных ситуациях, воспитание экономически значимых качеств личности ребенка. Формирование основ финансовой грамотности позволяет приблизить знания дошкольника к реальному миру, дает начало экономическому мышлению, формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни, знакомит с новыми профессиями, позволяет воспитывать такие личностные качества, как бережливость, ответственность, экономность, трудолюбие, хозяйственность. Нами были предложены методические пособия и рекомендации для педагогических работников в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Педагогам детского сада целесообразно включить формирование основ финансовой грамотности в следующие области образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Включение основ финансовой грамонтости в образовательную деятельность должно происходить на основе следующих принципов: - возрастная адекватность дошкольного образования. - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. - полноценное проживание ребенком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития. - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. - сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей. - учет этнокультурной ситуации развития детей. - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Читать дальше
1. Аксенова Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л.А. Павленко. Поиграем в экономику. – Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники. – 38 с. 2. Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск, 2006 – 98 с. 3. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. – 89 с. 4. Кнышова Л.В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, О.В. Попова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996 – 125 с. 5. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020 – 32 с. 6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие / А.А. Смоленцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2008 – 176 с. 7. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры / авт.-сост. Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселёва. – Волгоград: Учитель. – 186 с. 8. Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова. – М.: ВАКОША, 2019 – 32 с. 9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику : программа : методические рекомендации : конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А.Д. Шатова. — М.: Вентана-Граф, 2015 — 176 с. 10. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005 – 254 с. 11. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методическое пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2019 – 96 с. 12. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации. – 28 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
расследование незаконного предпринимательства
Количество страниц:
35
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Криминалистика
реферат
особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
Количество страниц:
10
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Сестринский уход при онкологических заболеваниях желудка»
Количество страниц:
15
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Сестринское дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image