Введение 2 Глава 1. Теоретические подходы к объяснению понятия агрессивность и буллинг. 4 1.1. Понятие агрессивности и ее проявления в подростковом возрасте. 4 1.2. Буллинг как проявление девиантного поведения подростков. 12 Выводы по главе 1 20 2.1. Организация и проведение экспериментального исследования 21 2.2. Анализ экспериментальных данных исследования взаимосвязи агрессивности и позиции в буллинге у подростков. 24 Выводы по главе 2 36 Заключение 37 Список литературы 39 Приложение  

ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ И ПОЗИЦИИ В БУЛЛИНГЕ У ПОДРОСТКОВ

дипломная работа
Психология
40 страниц
65% уникальность
2023 год
6 просмотров
Тарасенко К.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Теоретические подходы к объяснению понятия агрессивность и буллинг. 4 1.1. Понятие агрессивности и ее проявления в подростковом возрасте. 4 1.2. Буллинг как проявление девиантного поведения подростков. 12 Выводы по главе 1 20 2.1. Организация и проведение экспериментального исследования 21 2.2. Анализ экспериментальных данных исследования взаимосвязи агрессивности и позиции в буллинге у подростков. 24 Выводы по главе 2 36 Заключение 37 Список литературы 39 Приложение  
Читать дальше
Актуальность исследования. Повышенная агрессивность старшего подросткового возраста является одной из самых острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для всего общества в целом. Растущая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, ставит задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Изучение агрессивности в старшем школьном возрасте особенно важно, особенно когда эта характеристика находится в стадии формирования и когда еще могут быть приняты современные корректирующие меры. Для большинства детей типичны те или иные формы агрессии. Агрессивное поведение наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте, так как данный возрастной период является сенситивным возрастом для проявления агрессивности. Именно в подростковом возрасте особенно ярко проявляется вербальные и физические формы агрессии. В отечественной науке проблему агрессивного поведения старших подростков в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях, Г. Э. Бреслав, В.


Не нужно никуда ходить, заказать реферат онлайн в Томске просто.


.И. Долгова, Е.В. Змановская, С. Л. Колосова, Я.В. Латюшин, Н.М. Платонова, А.Н. Романин, М.И. Станкин, И. А. Фурманов и др. Агрессивность исследованли зарубежные ученые: Р. Бэрон, К. Бютнер, А. Бандура, Дж. Доллард, К. Лоренц, Ю.Б., Д. Ричардсон, Ф.С., З.Фрейд, Э. Фромм, Х. Хекхаузена, К. Хорни и др. В данной работе рассмотрено одна из форм проявления агрессивного поведения подростков - буллинг. Буллинг относят к формам девиантного поведения, он является острой социально значимой проблемой, затрагивающей различные сферы школьной жизни: чувство безопасности у школьников и учителей, физическое и психологическое здоровье, качество и эффективность деятельности, культуру школьной жизни в целом. Буллинг вызывает тяжелые последствия: психологические травмы, соматические проблемы, суицидальные мысли. У подростков, подвергших буллингу, снижается академическая успеваемость, они чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса. Р. Хазлер, одним из первых обративший внимание на школьный буллинг, определял буллинг как особый вид насилия, выражающийся в физическом нападении, угрозах, с целю заставить жертву почувствовать себя слабой, изолированной, лишенной свободы действий. Цель исследования: определить есть ли связь между агрессивностью и позицией в буллинге у подростков. Объект исследования: агрессивное поведение старших подростков. Предмет исследования: агрессивность и позиции в буллинге у подростков. В качестве гипотезы сформулировано предположение о том, что чем выше уровень агрессии, тем выше вероятность того, что занимаемая позиция в буллинге - агрессор. Задачи исследования: 1. Раскрыть понятие агрессивности и ее проявления в подростковом возрасте. 2. Описать буллинг как проявление девиантного поведения подростков. 3. Организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению связи между агрессивностью и позицией в буллинге подростков. 4. Сделать анализ экспериментальных данных исследования взаимосвязи агрессивности и позиции в буллинге у подростков. Методы исследования: аналитический обзор научно–методической, психолого–педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; констатирующий эксперимент, методы математической статистики. Структура квалификационной работы включает: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Читать дальше
Первая глава данной работы посвящена теоретическому анализу понятий агрессия и агрессивность. Многие авторы сходятся во мнениях что агрессия бывает положительной и отрицательной. Положительная агрессия направлена на достижение целей и связана с такими характеристиками личности как активность настойчивость целеустремленность. Отрицательная агрессия направлена на преодоление препятствий на пути к цели и связано с такими характеристиками личности как обидчивость, мстительность, злопамятство. Хроническая отрицательная агрессия порождает черту характера агрессивность. Особенно ярко она проявляется в подростковом возрасте, который является самым противоречивым и нестабильным во всём периоде онтогенеза. Развитие агрессивности в подростковом возрасте обусловлено несколькими взаимосвязанными факторами: психобиологическими, социальными, психологическими особенностями личности. В основе подростковой агрессивности лежат следующие причины: недовольство собой, неуверенность в себе, чувство вины недоверие, плохое самочувствие, переутомление, алкоголь, наркотические вещества, медицинские препараты, детские психические травмы и дефекты воспитания, строгое воспитание, фильмы, игры, телепередачи со сценами насилия. В работе рассмотрены с точки зрения деструктивной направленности три типа нарушения поведения у подростков: одиночный агрессивный тип; нарушения поведения – групповой агрессивный тип и нарушения поведения в виде непокорности и непослушания. Главная цель у подростков самоутверждения которое достигается различными способами в том числе и с помощью агрессивного поведения. Проявления агрессивности в их активной форме определяются в первую очередь условиями воспитания, условиями социализации. Во втором параграфе работы уделено внимание одному из видов агрессивного поведения буллингу. Буллинг переводится как унижение, травля, проявляется в регулярном психологическом или физическом воздействии на жертву. Оказывать давление может один человек или группа лиц. Травля носит преднамеренно негативный характер. Вторая глава посвящена организации и проведению исследования уровня агрессивности подростков и ее связи с позицией в системе буллинга. Для определения уровня агрессивности были выбраны две методики опросник Басса Дарки и методика на выявление «буллинг-структуры» Е. Г. Норкина. В исследование участвовало 40 подростков старшеклассников из одиннадцатого класса. Таким образом, необходимо отметить, что полученные данные проведенного диагностического исследования доказывают, что 15 участников (что составляет 37,5 % от общего количества участников эксперимента) по всем проанализированным показателям демонстрируют ярко выраженные агрессивные проявления в своем поведении и нуждаются в оказании помощи со стороны специалистов общеобразовательных учреждений. В Приложении 5 составлены рекомендации педагогам по профилактике и преодоления буллинга. Для подтверждения или опровержение предположения о том, что чем выше уровень агрессии, тем выше вероятность того, что занимаемая позиция в буллинге будет агрессор, Проведен корреляционный анализ в программе Microsoft Excel. Сравнение коэффициентов корреляции по факторам агрессивности и позиции в буллинга позволил сделать вывод, что агрессивность присутствует во всех ролях системы буллинга, кроме роли жертвы. Однако высокий уровень агрессивности непосредственно связан с позицией агрессор. Таким образом, предположение о связи высокого уровня агрессивности и позиции в буллинге агрессор было доказано. Кроме того анализ средних значений агрессивности позволил сделать вывод, что большей агрессивностью обладает девочки-подростки и поэтому роль агрессора часто выполняет они. Итак, цель достигнута, задачи выполнены.
Читать дальше
1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г.Э. Бреслав; Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: РЕЧЬ, 2016. – 144 с. 2. «Буллинг в школе: вопросы противодействия и профилактики». Методические рекомендации (для школьной администрации, учителей и психологов). Уфа, 2021г. –23 с. 3. Бутенко, В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева – Красноярск, 2015. – 148 с. 3. 4. Волкова, Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. Под. ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2018. – 240 с. 5. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. ‒ 2009. ‒ № 105. ‒ С. 159‒165. 6. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002 С.80-84. 7. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-72. 8. Зубова Л.В. О проблеме психологии асоциальной личности в современном российском обществе с позиции интегративного подхода / Зубова Л. В., Харькова А. А. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2. С. 96-100. 9. Коломинский, Я.Л., Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. – Мн.: Тетра Системс, – 2017. – 432 с. 5. 10. Кон, И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // «Семья и школа», 2006, № 11. с.15-18. 6. Маланцева, О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? /О. Мальцева/ / Социальная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 90-92. 11. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / И. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2015. – 960 с. 12. Паренс, Г., Агрессия наших детей [Текст]/ Г. Паренс; Пер. с анг. – М.: Издательский дом «ФОРУМ»,2016. – 160 с. 13. Перешеина, Н.В. Девиантный школьник: Профилактика икоррекция отклонений [Текст]/ Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева; М.: ТЦ Сфера, 2016.–192 с. 14. Петрусь, Н.Я. Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия [Текст]/ Н.Я. Петрусь // Педагогика. – 2017 – №3. – С. 117–120. 15. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков [Текст] / Н.М. Платонова; Учебное пособие – СПб.: РЕЧЬ, 2016.–336 с. 16. Подростковая агрессия: механизм формирования, причины, пути коррекции. Методические рекомендации для педагогов/сост. В.Ф. Крапивина, О.В. Степанова, А.М. Акимова, под ред. Насонова Д.В. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2021. – 284 с 17. Попова, Е.И., Пчелинцева И.В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. - №6 (июнь). – С. 106-110. 18. Профилактика буллинга с учетом индивидуально-личностных особенностей младших школьников: методические рекомендации / сост. К.И. Шишкина, Усенко Ю.С. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.- пед. ун-та, 2021. - 84 с. 19. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]/ Л.М. Семенюк; Учебное пособие – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта,2015.–98 с. 20. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст]/ Е.В. Сидоренко; СПб.: Речь, 2016 – 360 с. 21. Смирнова, Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности [Текст]/ Е.О. Хузеева, Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2012 – №1. – С.17–26. 22. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 23. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст]/ Э. Фромм; М. – Л.: Лениздат, 2015.– 342 с. 24. Хорни, К. Невроз и личностный рост[Текст]/К. Хорни. – Перевод с английского Е.И. Замфир. – Спб.: Восточно–Европейский институт психоанализа, 2014.–278с. Электронные ресурсы: 25. Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе / А.И. Аверьянов [Электронный ресурс]: ‒ Режим доступа // http://www.sworld.com.ua/konfer30/531.pdf (дата обращения: 30.01.2023). 26. Вань Е.Н. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru (дата обращения: 25.01.2023). 27. Илларионова Е.С., Шалагинова К.С. Проблема буллинга в подростковом возрасте / Е.С. Илларионова, К.С. Шалагинова // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]:‒Режим доступа // http://www.scienceforum.ru (дата обращения: 30.01.2023). 28. Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг) / Д.А. Лейн [Электронный ресурс]: ‒ Режим доступа // http://www.psyoffice.ru/page,3,3548-ljejjn-djevid-a.-shkolnaja-travlja-bulling..html (дата обращения: 30.01.2023). 29. Методика на выявление «булинг структуры» (Норкина Е.Г.) [Электронный ресурс]: ‒ Режим доступа // http://tobuyaschool.ru / (дата обращения: 24.01.2023). 30. Ожиева Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг / Е.Н. Ожиева [Электронный ресурс]: ‒ Режим доступа // http://www.rusnauka.com (дата обращения: 30.01.2023). 31. Сурова, Е. В. Особенности проявления агрессии у современных подростков: опыт изучения / Е. В. Сурова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru (дата обращения: 30.01.2023).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
-
Количество страниц:
25
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Политология
курсовая работа
«Игра как средство развития личности младшего школьника»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
-
Количество страниц:
25
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Правоохранительные органы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image