ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования роли логопедической ритмики в коррекции заикания у детей дошкольного возраста 6 1.1. Сущность заикания 6 1.2. Нормализация темпо-ритмической стороны речи средствами логопедической ритмики 14 Глава 2. Практические аспекты исследования возможностей логопедической ритмики в нормализации темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием 22 2.1. Выявление состояния темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием 22 2.2. Разработка коррекционной программы для развития детей старшего дошкольного возраста с использованием логопедической ритмики 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39

Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы по преодолению заикания

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
75% уникальность
2023 год
8 просмотров
Тонкушина Д.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования роли логопедической ритмики в коррекции заикания у детей дошкольного возраста 6 1.1. Сущность заикания 6 1.2. Нормализация темпо-ритмической стороны речи средствами логопедической ритмики 14 Глава 2. Практические аспекты исследования возможностей логопедической ритмики в нормализации темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием 22 2.1. Выявление состояния темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием 22 2.2. Разработка коррекционной программы для развития детей старшего дошкольного возраста с использованием логопедической ритмики 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
Читать дальше
С каждым годом исследованию проблем коррекции различных нарушений речи у детей уделяется все больше внимания, что связано с наблюдающейся тенденцией роста количества детей, страдающих различными видами речевых дефектов. Одним из наиболее распространенных и сложных речевых нарушения в логопедической работе является заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Любые речевые нарушения, в том числе, заикание, необходимо подвергать коррекции. Заикание – речевой дефект, обусловленный спазмом мышц, в результате чего ребенок не может произнести слоги слова. Заикающимся сложно адаптироваться в обществе, вступать в коммуникацию с другими людьми, как следствие - стойкое условно-рефлекторное закрепление негативных переживаний. Если патологию не вылечить своевременно, происходит нарушение не только речи, но слуха, мыслительных процессов, что влечет за собой дальнейшее отставание в развитии.


Если вам нужна презентация на заказ powerpoint , обратитесь к специалистам Work5.


В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость своевременной диагностики и коррекции нарушений речи у детей. Для определения уровня речевого развития и своевременной диагностики возможных нарушений речи у детей дошкольного возраста, применяется логопедическая и педагогическая диагностика в дошкольном учреждении, которая проводится с детьми на регулярной основе. На основании выявленных результатов разрабатывают коррекционные программы, в основе которых могут лежать различные средства. Одним из наиболее эффективных средств в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста является логопедическая ритмика, в основе которой лежит воздействие движений, музыки, речевых упражнений. Сегодня перед логопедами стоит серьезная задача, направленная на создание оптимальных условий для своевременного выявления и коррекции заикания у детей на ранних этапах. Это позволит детям не только нормализовать произношение, речь и восприятие, но и более успешно социализироваться в обществе, реализовать себя, приспособиться к трудовой, учебной деятельности. Сегодня все больше внимания уделяется логопедической ритмике как эффективному средству коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Объект исследования – логопедическая ритмика как средство коррекции заикания в работе с детьми дошкольного возраста. Предмет исследования – логопедическая ритмика как средство нормализации темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием. Цель исследования – выявить возможности логопедической ритмики как средства нормализации темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием. Задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретические аспекты заикания; 2. Определить роль логопедической ритмики в нормализации темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием; 3. Проанализировать состояние темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием; 4. Разработать коррекционную программу для развития детей старшего дошкольного возраста с использованием логопедической ритмики. В исследовательской работе используются общенаучные методы исследования, которые заключаются в анализе и синтезе. На протяжении столетий изучение заикания проводилось с различных позиций: ─ психолого-педагогической (Волкова Г. А., Левина Р. Е.); ─ клинико-педагогической (Асатиани Н. М., Белякова Л. И.); ─ клинико-психологической (Шкловский В. М.); ─ психолингвофизиологической (Абелева И. Ю., Жинкин Н. И.), психолингвистической (Дьякова Е. А.); ─ логопсихотерапервтической (Карпова Н. Л., Мерзлякова В. П.). Результаты исследования могут быть использованы для разработки коррекционных программ с использованием методов логопедической ритмики, для коррекции заикания, темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста. Материалы могут быть использованы для составления методических рекомендаций, учебных пособий для воспитателей, логопедов, дефектологов и студентов. Могут быть полезны практикующим специалистам, работающим с детьми, страдающими заиканием, другими нарушением речи, для профилактики нарушений устной и письменной речи детей. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Во введении раскрывается актуальность темы исследования, приведены объект, предмет, цель и задачи исследования. Первая глава посвящена теоретическим аспектам исследования роли логопедической ритмики в коррекции заикания у детей дошкольного возраста: раскрывается сущность заикания, анализируется темпо-ритмическая сторона речи. Вторая глава содержит в себе практические аспекты исследования возможностей логопедической ритмики в нормализации ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием. Заключение включает в себя выводы по проделанной работе

Читать дальше
Заикание – речевой дефект, обусловленный спазмом мышц, в результате чего ребенок не может произнести слоги слова. При заикании страдает в первую очередь, темпо-ритмическая сторона речи. Кроме того, проблема состоит в том, что речевая патология у детей сопровождается и другими нарушениями: нарушениями в двигательной, познавательной, эмоциональной сфере. Нарушается мотивация в общении, обучении, снижается концентрация внимания, память, нарушается мышление. Если патологию не вылечить своевременно, происходит нарушение не только речи, но слуха, мыслительных процессов, что влечет за собой дальнейшее отставание в развитии. Цели исследования достичь удалось. Выявили состояние темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием. Все задачи решены в полном объеме. 1. Рассмотрели особенности этиологии, патогенеза, классификации заикания у детей дошкольного возраста. Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. В основе патогенеза заикания лежит нарушение нормального хода речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Судороги бывают клонические (ма-ма-ма-мама) и тонические (мммммама - трудное начало слова), чаще бывают комбинированные - и те и другие. На основании представленных данных можно сделать общее заключение о сложности и полиформизме этиологических факторов, вызывающих заикание. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка. 2. Рассмотрели роль логопедической ритмики в коррекции в нормализации темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием. Логопедическая ритмика представляет собой средство профилактики и лечения различных речевых нарушений, в том числе и заикания. Логопедическая ритмика способствует нормализации темпо-ритмической стороны речи. В основе логопедической ритмики лежит воздействие тремя основными средствами развития детей – музыкой, движениями и речью. Это основополагающие критерии эффективной логоритмической работы в дошкольном возрасте. 3. Провели диагностику развития речи детей дошкольного возраста. По итогам проведения исследования были выявлены отличительные особенности в организации темпо-ритмической составляющей речи детей дошкольного возраста с заиканием, в сравнении со своими сверстниками с нормальной речью. Анализ полученных данных подтвердил уже известное положение о том, что дети с заиканием испытывают трудности при соблюдении и варьировании характеристик темпа и ритма речи. В неречевом, поведенческом аспекте исследования, у детей экспериментальной группы отмечались признаки неуверенности в себе, тревожности, настороженности. На фоне адекватного отношения к ситуации обследования, они не проявляли достаточной заинтересованности в положительных результатах ее выполнения. Исходя из общего анализа экспериментального исследования, можно говорить о том, что дошкольники с заиканием имеют сложности в организации темпо-ритмической составляющей речи. Это проявляется как в сложности аудиально, или при рассказе определять темп и ритм речи, так и в неспособности самостоятельно воспроизводить верный, заданный темпо-ритмический рисунок. 4. На основании выявленных нарушений разработали систему коррекционной работы с применением логопедической ритмики. В ходе организации занятий по логопедической ритмике нами применялись следующие группы упражнений: - речевые упражнения без музыкального сопровождения; - упражнения, регулирующие мышечный тонус, внимание, дыхание; - счетные упражнения. Важная роль отводится правильному подбору речевых, физических упражнений и музыки. При выборе упражнений, в первую очередь, нужно учитывать особенности их воздействия на организм человека, а также индивидуальные особенности тех, на кого это воздействие направлено. Рекомендуется подбирать максимально простую по форме музыку. Содержание ее также должно быть простым. Музыка должна быть выразительной, жизнерадостной, бодрой по характеру. Обязательно нужно учитывать, что музыка должна соответствовать выполняемым упражнениям по темпу, ритму, характеру, а также должна способствовать облегчению выполнения упражнений. Оптимальным вариантом является подбор танцевальной и песенной музыки.
Читать дальше
1. Атраментова, Л. А. Введение в психогенетику : учебное пособие / Л. А. Атраментова. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 472 с. 2. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи./Л.З. Артюнян - М.: Эребрус, 2003. – 204 с. 3. Богомолова, А.И. Устранение заикания у детей и подростков./А.И. Богомолова - М.: Просвещение, 2007. - 96с. 4. Борисова, Е.А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников. Журнал “Логопед №1”./Е.А.Борисова, 2015. – 68с. 5. Власова, Н.А. Заикание./Н.А. Власова, Н.П. Банкер – М.: Просвещение, 2015. - 95с. 6. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектологов факультета педагогики высших учебных заведений/ Л.С. Волкова, С.Н. Шаховской, - 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 608 с. 7. Горина Е.А. Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический Гаудеамус. - №4. – Т.16. – 2017. – С.79-84. 8. Горошко Е.В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «познавательное развитие в условиях выполнения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования // Вестник науки и образования. – №4(40). – Т.1.- 2018. – С. 86- 89 9. Грозина В.А, Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников // Психологические исследования эмоций. - №6. – 2012. - С.85-93. 10. Китик, Е. Е. Основы логопедии : учебное пособие / Е. Е. Китик. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 194 с. 11. Князева Н.Н. Речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников в игре в рамках реализации ФГОС // Гуманитарные исследования. - №3 (20). – 2018. – С. 139-143. 12. Морозова, Н.Ю. Как преодолеть заикание./Н.Ю. Морозова, В. Секачев — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2017. – 247с. 13. Овчинникова, Т. Заикание: игры и игровые упражнения для работы с дошкольниками : методическое пособие : [16+] / Т. Овчинникова, Н. Позднякова, М. Вайполина ; под ред. Т. Овчинниковой. – Санкт-Петербург : КАРО, 2018. – 400 с. 14. Поварова, И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах : учебное пособие / И. А. Поварова. — 5-е изд., эл. — Москва : В. Секачев, 2020. 15. Селиверстов, В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия : учебное пособие / В. И. Селиверстов. — 4-е изд., доп. — Москва : Академический Проект, 2020. — 208 с. 16. Серебрякова О.В. Этапы коррекции и развития межличностных отношений дошкольников с речевыми нарушениями средствами творческой игры // Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(8). - 2011. – С.77 – 83. 17. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников./Т.А. Фотекова - М.: АРКТИ, 2016. - 55 с. 18. Шилова, Е.А., Как работать с заикающимися дошкольниками. Календарный план и конспекты занятий в логопедической группе детского сада./Е.А. Шилова, С.А. Замотаева М.: «Гном и Д»,2014 — 128 с. 19. Шкловский, В.М. Заикание./В.М. Шкловский - М.: Просвещение, 2015. - 248с. 20. Ястребова, А.В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста./А.В. Ястребова - М.: АРКТИ, 2015. - 96 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
тенденции развития туризма в городе России за последние десять лет
Количество страниц:
28
Оригинальность:
54%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Туризм
дипломная работа
Методы правовой защиты частных лиц, подвергшихся санкционному давлению
Количество страниц:
55
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Юриспруденция
курсовая работа
организация органов государственной власти субъектов Российской федерации (на примере Тульской области)
Количество страниц:
40
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Административное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image