Введение.................................................................................................................3
I. Теоретические основы профилактики нарушения зрения у младших школьников во внеурочной деятельности............................................................6
1.1. Понятия внеурочной деятельности у младших школьников..................6
1.2. Нарушение зрения у младших школьников.............................................13
II. Прикладные основы профилактики нарушения зрения у младших школьников во внеурочной деятельности..........................................................29
2.1. Организация профилактики нарушения зрения у младших школьников во внеурочной деятельности..............................................................................29
Заключение...........................................................................................................50
Список литературы...........................................................................................51
Читать дальше
При выполнении выпускной квалификационной работы была изучена научно-педагогическая и методическая литература по проблеме дипломной работы и выполнен анализ литературы. В работе определена роль комплексных мероприятий в профилактики нарушений зрительного анализатора у детей младшего школьного возраста.
Так же был выполнен анализ нарушений зрительного анализатора детей младшего школьного возраста и разработаны комплексы мероприятий и рекомендаций по проблеме нарушений зрительного анализатора. В результате проведения анализа были получены следующие результаты: 35% детей младшего школьного возраста имеют нарушения зрительного анализатора. Были внедрены комплексы мероприятий в учебный процесс детей, которые способствовали профилактике и коррекции нарушений зрительного анализатора. Комплексы мероприятий включали:
1. Комплексы упражнений (физкультурные минутки, физкультурные паузы, подвижные перемены, классные часы);
2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм;
3. Отказ от применения интерактивных досок во время учебного процесса;
4. Профилактика и коррекция нарушений зрительного анализатора в домашних условиях.
Комплексы мероприятий носили профилактический характер и способствовали незначительному улучшению зрению у детей младшего школьного возраста. Это лишний раз доказывает целесообразность использования комплексов мероприятий по профилактике и коррекции нарушений зрительно анализатора у детей младшего школьного возраст.
Читать дальше
1. Абрамов В.Г. Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности. –М.: Изд-во «Мобил», 2019. –493 с.
2. Абрамова Т.Ф. Физическое развитие детей школьного и дошкольного возраста // Школа здоровья, 2020. –N 4.– С. 103.
3. Алании В.Ф. Аккомодация и близорукость, 2018. 132 с.
4. Андреев О., Хромов Л. Гимнастика для глаз. Бес. //Очаг. 2020. N 7. С. 60-61., N 8. С. 62.
5. Антропова М.В. Режим дня школьника/М.В.Антропова, Л.М.Кузнецова. _ М.: Изд. центр «Вентана-граф», 2019. – 205 с.
6. Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М.: 2017. 36 с.
7. Бабкина Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса /Н.В.Бабкина/ Начальная школа. – 2021. - №12 – с.3-6
8. Бадер Ж.М. Чтение и близорукость. //Наука и жизнь. 2019. N 8. С. 30-32.
9. Баранов А.А. Матвеева Н.А. Здоровье школьников: Пути его укрепления. Красноярск, 2019. 184 с.
10. Баранов А.А. Матвеева Н.А. Здоровье школьников: Пути его укрепления. 2020. 184 с.
11. Белецкая В.И., Шубина Н.В. Гигиена зрения. М.: Медицина. 2019. 56 с.
12. Бральмина Г.Г. Физическое развитие детей младшего школьного возраста: //Сборник научных трудов. Дети. Школа, 2017. 39-48 с.
13. Бурмистрова Н.И. Физминутки активный отдых на уроках. //Начальная школа. 2018. N 5. С. 39-41.
14. Ворошилов П.А. Близорукость у школьников. Действия учителя. //Физическая культура в школе, 2021. N 2. С. 85.
15. Горохова Е. В. Анализ влияния занятий АФК на динамику физической подготовленности младших школьников с миопией слабой степени // Учен. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. – 2015. – № 1(119). – С. 75-78.
16. Гриднева В. В. К вопросу о коррекции двигательных нарушений детей младшего школьного возраста с депривацией зрения / В. В. Гриднева, А. Н. Налобина // Физкульт. обр-ние Сибири. – 2016. – Т. 35, № 1. – С. 23-25.
17. Дворянинова Е. В. Развитие ориентации в пространстве у учащихся с нарушением зрения средствами АФК / Е. В. Дворянинова, О. А. Захожая // Физкультура, спорт, здоровье : сб. статей Всерос. с междунар. участием очно-заоч. науч.-практ. конф. (Воронеж, 28 ноября 2016 г.). – Воронеж, 2016. – С. 440-444.
18. Дворянинова Е. В. Развитие равновесия у детей 8-9 лет с нарушением зрения / Е. В. Дворянинова, Е. А. Жавнерчик // Там же. – С. 435-439.
19. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы /Н.И.Дереклеева/ - М.: ВАКО, 2017. – 200с.
20. Кулькова И. В. Педагогический контроль физической подготовленности и морфофункциональных показателей слабовидящих и слабослышащих младших школьников / И. В. Кулькова, Г. Н. Германов // Учен. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 6(100). – С. 79-86.
21. Кулькова И. В. Средства оздоровительной физической культуры слабовидящих и слабослышащих детей 6-7 лет // Там же. – 2019. – № 2(108). – С. 87-91.
22. Кулькова И. В. Характеристика двигательных режимов и выбор эффективных оздоровительных средств адаптивного физического воспитания слабослышащих и слабовидящих младших школьников // Там же. – 2019. – № 4(98). – С. 62-70.
23. Никитин В. И. Подвижные игры и игровые упражнения на уроке физической культуры у слепых и слабовидящих младших школьников // Пед. обр-ние в России. – 2020. – № 12. – С. 249-254.
24. Сунцова А. С. Адаптивная физическая культура как средство психофизического развития детей с нарушениями зрения, обучающихся в инклюзивной школе / А. С. Сунцова, А. А. Баранов, И. Б. Ворожцова // Теория и практика физич. культуры. – 2017. – № 1. – С. 35-37.
25. Чупров А.Д. Профилактика снижения зрения школьников младшего возраста. https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-snizheniya-zreniya-shkolnikov-mladshego-vozrasta (Дата обращения: 14.01.2023)
26. Шляпникова В. В. Особенности развития младших школьников, имеющих нарушения зрения, средствами игровой деятельности в процессе физической культуры / В. В. Шляпникова, Л. Ю. Колтырева // Фундам. исслед. – 2018. – № 6, ч. 4. – С. 1008-1011.
Читать дальше