Актуальность темы. Подростковый возраст является основой формирования Я–концепции, выявляется своя система ценностей, эталонов, самооценка, опираясь на эту базу, ребенок выстраивает в соответствии с ней свою модель поведения, вырабатываются стили взаимоотношений с окружающими. Изучение самооценки имеет большое значение именно в подростковом возрасте, когда идет повышение ее регулятивных функций, она в большей степени, включается в процесс управления поведения личности. Поскольку влияние социума в подростковом возрасте усиливается, а основным социальным институтом является школа, особую значимость представляет исследование самооценки подростков и ее влияние на межличностные взаимоотношения. Самооценка является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности
Однако, на протяжении всего периода становления личности, самооценка постоянно видоизменяется и под воздействием различных источников варьируются от заниженной до завышенной. Наиболее сензитивным периодом изменений самооценки является подростковый возраст, когда, усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, подросток начинает под воздействием оценочных суждений учителей, сверстников и родителей, а также вследствие личностного кризиса оценивает реальные результаты своей деятельности и себя ниже, чем в действительности. Поэтому именно в подростковом возрасте требуется своевременная разработка и принятие мер по оптимизации самооценки и ее роли в становлении самосознания личности.
Степень проработанности темы.
Если вы не знаете, где заказать магистерскую диссертацию в спб . Воспользуйтесь сервисом Work5.
Педагогические проблемы формирования адекватной самооценки подростков освещены в трудах Т.В. Галкиной, Е.В. Зинько, С. Куперсмит, А.А. Деркач и др. Однако, как подчёркивает А.В. Карпов, более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, операционно–процессуальные же аспекты самооценки в настоящее время недостаточно широко представлены в психолого–педагогических исследованиях.
Объект исследования: самооценка подростков.
Предмет исследования: самооценка и ее роль в становлении самосознания личности на примере подросткового возраста.
Цель исследования: изучить самооценку и ее роль в становлении самосознания личности на примере подросткового возраста.
Задачи исследования:
– раскрыть сущность понятия «самооценка» в психолого-педагогической литературе;
– рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подростков;
– выявить особенности формирования самооценки подростков;
– провести эмпирическое исследование формирования самооценки подростков.
Методы исследования: теоретический анализ психолого–педагогической, методической литературы, синтез, обобщение, тестирование, опрос.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.