Введение 3 Глава 1. Теоретические основы самооценки и ее роль в становлении самосознания личности 5 1.1. Самооценка в структуре свойств личности 5 1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков 11 1.3. Особенности формирования самооценки в становлении самосознания подростков 15 Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки и ее роль в становлении самосознания личности подростков 20 2.1. Организация и методики исследования 20 2.2. Результаты эмпирического исследования 24 Заключение 29 Список литературы 31

Самооценка и ее роль в становлении самосознания личности на примере подросткового возраста

курсовая работа
Психология
30 страниц
86% уникальность
2023 год
5 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы самооценки и ее роль в становлении самосознания личности 5 1.1. Самооценка в структуре свойств личности 5 1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков 11 1.3. Особенности формирования самооценки в становлении самосознания подростков 15 Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки и ее роль в становлении самосознания личности подростков 20 2.1. Организация и методики исследования 20 2.2. Результаты эмпирического исследования 24 Заключение 29 Список литературы 31
Читать дальше
Актуальность темы. Подростковый возраст является основой формирования Я–концепции, выявляется своя система ценностей, эталонов, самооценка, опираясь на эту базу, ребенок выстраивает в соответствии с ней свою модель поведения, вырабатываются стили взаимоотношений с окружающими. Изучение самооценки имеет большое значение именно в подростковом возрасте, когда идет повышение ее регулятивных функций, она в большей степени, включается в процесс управления поведения личности. Поскольку влияние социума в подростковом возрасте усиливается, а основным социальным институтом является школа, особую значимость представляет исследование самооценки подростков и ее влияние на межличностные взаимоотношения. Самооценка является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности Однако, на протяжении всего периода становления личности, самооценка постоянно видоизменяется и под воздействием различных источников варьируются от заниженной до завышенной. Наиболее сензитивным периодом изменений самооценки является подростковый возраст, когда, усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, подросток начинает под воздействием оценочных суждений учителей, сверстников и родителей, а также вследствие личностного кризиса оценивает реальные результаты своей деятельности и себя ниже, чем в действительности. Поэтому именно в подростковом возрасте требуется своевременная разработка и принятие мер по оптимизации самооценки и ее роли в становлении самосознания личности. Степень проработанности темы.


Если вы не знаете, где заказать магистерскую диссертацию в спб . Воспользуйтесь сервисом Work5.


Педагогические проблемы формирования адекватной самооценки подростков освещены в трудах Т.В. Галкиной, Е.В. Зинько, С. Куперсмит, А.А. Деркач и др. Однако, как подчёркивает А.В. Карпов, более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, операционно–процессуальные же аспекты самооценки в настоящее время недостаточно широко представлены в психолого–педагогических исследованиях. Объект исследования: самооценка подростков. Предмет исследования: самооценка и ее роль в становлении самосознания личности на примере подросткового возраста. Цель исследования: изучить самооценку и ее роль в становлении самосознания личности на примере подросткового возраста. Задачи исследования: – раскрыть сущность понятия «самооценка» в психолого-педагогической литературе; – рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подростков; – выявить особенности формирования самооценки подростков; – провести эмпирическое исследование формирования самооценки подростков. Методы исследования: теоретический анализ психолого–педагогической, методической литературы, синтез, обобщение, тестирование, опрос. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, многочисленные исследования самооценки позволяют утверждать, что сегодня не существует четкого определения данного понятия, хотя данный феномен освещается в литературе довольно подробно. В психологической литературе понятие «самооценка» в общих чертах обозначает сложную систему, которая включает общую и частные самооценки, определяющие характер самоотношения личности. Общая самооценка отражает целостное восприятие себя (принятие или непринятие), определяя уровень самоуважения. Частные самооценки определяют отношение личности к отдельным ее сторонам или проявлениям (физическим, социальным, поведенческим, психологическим). Самооценка выступает компонентом самосознания личности, включающим наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. К особенностям самооценки подростков следует отнести ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. Подростковый возраст – это дети 12–16 лет, для которых характерно резкое возрастание активности в познавательной сфере и любознательности в связи с появлением познавательных интересов. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: исключительно у части школьников интересы сопряжены с учебными предметами, у основной массы же они значительно обширнее и далеко выходят за границы программы школы. Вместе с тем данные интересы еще довольно неустойчивы, просто изменяются. Любознательность в таком возрасте носит еще достаточно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а формирование некоторой основы, которая позволяет дать возможность ребенку в последующем отыскать сферу истинных, имеющих личностный смысл интересов и гарантировать полноценный профессиональный выбор. У младших школьников учебная деятельность является ведущей, от хода которой в значительной степени зависит формирование самооценки – она связана с успеваемостью. В процессе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были получены результаты, свидетельствующие о низком уровне развития адекватной самооценки подростков. Дети с заниженной самооценкой склонны уходить в себя, искать слабости, которые у них есть, они слишком самокритичны и неуверенны в себе. Им сложно высказывать своё мнение, так как они ждут только неудачи. Дети слишком ранимы, у них повышенная тревожность, чувство страха вообще не покидает их никогда. Они не просят о помощи, стесняются задать вопрос и вообще не хотят, чтобы на них обращали внимание лишний раз. Часто у детей данной группы развита сутулость, таким образом, они пытаются, как бы укрыться от окружающих. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2012. – 288 с. 2. Бернс, Р. Развитие Я–концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 2012. – 307 с. 3. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2011. – Вып. № 1. – С. 4 – 46. 4. Байдин, Д.В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков / Д.В. Байдин, // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2018. –С. 1–15. 5. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т.В. Галкина. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2014. – 312 с. 6. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. – М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 2018. – 344 с. 7. Деркач, А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития / А.А. Деркач // Мир психологии. 2018.С. 2–54. 8. Захарова, А. В. Генезис самооценки / А. В. Захарова. - Тула: Изд-во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. – 2018. – 135 с. 9. Зинько, Е.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук./ Е.В. Зинько. М.: Наука, 2017. – 185 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МЕСТА СТРАДАНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Количество страниц:
19
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Философия
курсовая работа
Правовое регулирование приказного производства»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Унифицированная система ОРД (ГОСТ Р 7.0.97-2016): анализ и применение»
Количество страниц:
20
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Стандартизация и нормирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image