Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения государственного управления в сфере образования 5
1.1. Понятие, уровни и модель государственного управления в сфере образования в РФ 5
1.2. Актуальные вопросы государственного управления в сфере образования в РФ 8
Глава 2. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования 14
2.1 Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управления в сфере образования 14
2.2. Органы исполнительной власти Магаданской области, осуществляющие управление в сфере образования 18
2.3. Реформирование государственного управления в сфере образования: проблемы и пути решения 21
Заключение 28
Список литературы 30
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Конституция Российской Федерации определяет государственную политику страны как гаранта создания необходимых условий для обеспечения достойного уровня жизни ее граждан. Одним из важнейших условий реализации этой политики является создание духовных и гуманитарных основ общественной деятельности. Образование в этой цепочке играет одну из ключевых ролей.
Образование — это непрерывный процесс развития, воспитания и обучения каждого конкретного человека в соответствии с его собственными потребностями, интересами общества и государства. Этот процесс в обязательном порядке сопровождается официальным подтверждением достижений обучающимися определенного уровня образования, установленного государством, и фиксируется документом (аттестатом, дипломом).
Система образования включает в себя: учреждения и организации, которые реализуют программы образования различной направленности и уровней, в соответствии с федеральными государственными стандартами и требованиями; органы управления и подведомственные им учреждения; специальные общественные и государственные объединения, которые осуществляют свою деятельность в сфере образования. Только слаженное взаимодействие всех элементов системы позволяет оказывать услуги должного уровня и качества. Для обеспечения работы образовательной сферы требуется качественное управление. Управление представляет собой особый вид деятельности, которая обеспечивает организацию образовательного процесса.
Государственное управление в сфере образования в РФ – это специальное направление внутренней политики, опосредующее систему принципов, методов, мероприятий, реализуемых органами общей и специальной компетенции в сфере образования для обеспечения конституционных прав населения на образование, формирование правовой, экономической, финансовой среды для свободного развития системы образования и др.
Основными принципами политики государства в образовательной сфере являются: развитие и воспитание в человеке осознанности, гражданской ответственности, уважительного отношения к другим членам общества, труду, природе, семье, Родине; создание единого культурно-образовательного пространства, защита разнообразия традиций, развитие толерантности; светский характер образовательного и воспитательного процесса; общедоступность образовательного процесса и его адаптивность к различному уровню учащихся.
Любая система, в том числе государственное управление в образовательной сфере, требует постоянного развития и совершенствования. В последние годы в России было реализовано несколько федеральных целевых программ, призванных обеспечить повышение качества образования и его соответствие целям и задачам населения и общества. В рамках программ особое внимание уделялось модернизации общего и дошкольного образования, улучшению структуры среднего профессионального образования с учетом потребностей рынка, модернизации систем оценки качества образования, мониторингу востребованности образовательных программ.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 09.12.2022).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 09.12.2022).
3. Алексеева Е.С., Вольфсон Э.Н. Государственное управление в сфере образования: проблемы и перспективы // Сборник научных статей. Кемерово, 2020. - С. 69-72.
4. Балтатарова С. Б. Государственное управление в сфере образования / С. Б. Балтатарова // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 69-70.
5. Банщикова С.Л., Гольтяпина И.Ю. Вопросы совершенствования государственного управления в сфере высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 09.12.2022).
6. Белова О.Ю. К вопросу об особенностях управления образованием / О.Ю. Белова, С.Е. Туркулец // Современные проблемы развития образования и права: сб. матер. Всероссийской молодежной науч.-практич. конференции (г. Хабаровск – г. Южно-Сахалинск, 10–11 ноября 2021 г.) / под общ. ред. д.ф.н., доц. С.Е. Туркулец, к.соц.н., доц. Е.В. Листопадовой. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2021. – С. 8–12.
7. Бордовский Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 169 с.
8. Горшков М.К., Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. - М., 2018. - 352 с.
9. Кириченко Т.С. Пути совершенствования нормативно-правовой базу государственного управления сферой образования // Управление организационно-экономическими системами. Сборник трудов научного семинара студентов и аспирантов института экономики и управления. - М., 2021. - С. 50-54.
10. Корнилова П.В. Принципы государственного управления в системе образования // Межвузовский сборник статей. - Тольятти, 2021. - С. 20-22.
11. Корчинская Т. И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленческих функций // Проблемы и перспективы развития экономики и управления. — Новосибирск: Изд. «Априори», 2019. — 228 с.
12. Листопадова Е.В. Правопорядок как форма организации общества / Е.В. Листопадова, Н.А. Мерецкая, С.Е. Туркулец // Право и правопорядок: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. / под общ. ред. С.Е. Туркулец, Е.В. Листопадовой. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2018. – С. 42–47.
13. Медведева Н. В. Инновационный подход к управлению системой образования. Материалы Ивановских чтений. – 2022. - № 2. — С. 96–100.
14. Мурашев М.А. Перестройка системы государственного управления высшим образованием. Основные тенденции // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2021. - № 1 (116). - С. 78-83.
Читать дальше