ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 9 1.1 Понятие и структура стрессоустойчивости личности 9 1.2 Арт-терапия как метод гармонизации эмоционального состояния личности 20 Выводы по первой главе 28 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ 30 2.1 Организация исследования 30 2.2 Содержание тренинга стрессоустойчивости методами арт-терапии 35 Выводы по второй главе 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

-

курсовая работа
Психология
45 страниц
83% уникальность
2023 год
5 просмотров
Кудинович Д.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 9 1.1 Понятие и структура стрессоустойчивости личности 9 1.2 Арт-терапия как метод гармонизации эмоционального состояния личности 20 Выводы по первой главе 28 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ 30 2.1 Организация исследования 30 2.2 Содержание тренинга стрессоустойчивости методами арт-терапии 35 Выводы по второй главе 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Читать дальше
Актуальность исследования. Эмоциональная сфера человека представляет собой сложную регуляторную систему. Нарушения в этой сфере препятствуют свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, стимулируют появление психологических расстройств. Корни большинства эмоциональных проблем взрослых кроются в детском возрасте. Среди глобальных проблем человечества в современном мире, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внутрисемейной атмосферы, социального окружения, качестве медицинского обслуживания, отношений ребёнка с близкими взрослыми, а также восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторах.


Нужно выполнить решение задачи онлайн ? Заходите на Work5 и оформляйте заказ.


Наряду с этим, менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребёнка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу. В современных условиях в нашей стране эмоциональная атмосфера общества не обрела стабильности. Высокие чувства, идеалы, нравственные ценности как важнейшие ориентиры воспитания были оттеснены на задний план в связи с утверждением новых, рыночных отношений. Данные особенности эмоциональной атмосферы общества не замедлили проявиться в виде феномена эмоционального отчуждения. Есть ещё и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере – фактор многочисленных эмоциональных нарушений в поведении детей, проявляющихся в виде разных симптомов расстройств и не составляющих клинических форм заболеваний, а относящихся к непатологическим формам пограничного характера. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребёнка (возбудимое или депрессивное настроение), в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно угодливого поведения), в виде некоторых социально неприемлемых состояний (агрессия, страхи, фобии др.). Точная и глубокая диагностика эмоциональных нарушений, а также коррекция и прогноз развития детей с данными симптомами имеют огромное значение для здоровья ребёнка и его жизни, также для жизни семьи и общества в целом. Тем не менее, при обилии исследований, посвященных эмоциональной сфере (В.К. Вилюнас В.П. Зинченко, Е.П. Ильин А.Б. Орлов, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов и др.), в настоящий момент существует дефицит прикладных исследований, направленных на поиск компенсаторных механизмов в процессе психопрофилактики и коррекции, а также недостаточность психологического сопровождения. В системе образования долгое время искусство традиционно рассматривалось как средство эстетического формирования и развития детей. В онтогенезе эстетическое воспитание закладывает основы мироощущения, развивая положительные эмоции как фундамент мировоззрения в построении картины мира ребенка. В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции психосоматических и эмоциональных нарушений, защиты детской психики от агрессивных воздействий внешней среды. Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством. Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения. Одной из наиболее значимых характеристик арт-терапевтического взаимодействия участников психокоррекционной работы является опыт позитивной совместной деятельности, развитие коммуникативной активности, актуализации ролей «зритель - художник», придание ценности детским переживаниям. Психотерапевтическим воздействием сотворчества на эмоциональное, а также нравственное развитие личности занимались А.И. Аржанова, И.П. Воропаева, В.Г. Нечаева, Р.В. Овчарова, Н.Э. Фаас. Таким образом, арт-терапия обладает возможностями мягкой гуманной поддержки личности ребенка, развивает его способности к самопознанию (Дж. Аллан, М. Бурно, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Л.Ловенфельд, Е.Г. Макарова). Цель исследования: исследовать эмоциональное состояние личности в условиях социально-экономической нестабильности средствами арт-терапии. Объект исследования: эмоциональные состояния и их нарушения. Предмет исследования: коррекция эмоционального состояния личности в условиях социально-экономической нестабильности средствами арт-терапии. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что арт-терапия при нарушениях эмоциональных состояний будет эффективно способствовать позитивному изменению основных показателей нарушений эмоциональной сферы. Задачи исследования: 1. Проанализировать по литературным источникам состояние проблемы, касающейся основных эмоциональных состояний. 2. Раскрыть сущностную характеристику эмоциональной сферы. 3. Определить закономерности и выявить возможности практического использования арт-терапии как средства преодоления нарушений эмоциональных состояний. 4. Разработать модель программы профилактики и устранения эмоциональных нарушений. Методологической основой исследования явились: культурноисторическая теория Л.С. Выготского; представления о центральной роли эмоций в развитии ребенка (П.К. Анохин, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, У. Джеймс, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.К. Эльконин и др.); концепции о психолого – педагогических аспектах искусства (А. Адлер, П. Гольдштейн, Э. Крамер, Л.Д. Лебедева, Т.А. Флоренская, З. Фрейд, К.Г. Юнг, и др.); системно - деятельностный подход (А.Г.Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев); деятельностного опосредования развития психики ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л. М. Божович, А.В. Запорожец); методологические позиции А.И. Захарова, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой, Б.Ф. Ломова, А.М. Прихожан, В.А. Сонина и др. Теоретической основой исследования явились: исследования по проблеме психологического здоровья (К.А. Альбуханова - Славская, Л.И. Анциферова, И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков); психический анализ эмоциональных явлений и нарушений эмоционального развития (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, К.Е. Изард, А.Д. Кошелева, В.В. Лебединский). Теоретической базой стали труды В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, А.И. Копытина, З. Фрейда, Г.Г. Хоментаускаса, Э.Г. Эйдемиллера и др. Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: 1) методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация научных представлений по теме исследования; 2) методы сбора эмпирической информации: наблюдение, анкетный опрос, тестирование, анализ продуктов художественно-изобразительной деятельности, психолого-педагогический эксперимент (в форме организованных коррекционно-развивающих занятий), констатирующий и контрольный эксперименты, методы качественного и количественного анализа данных, в том числе и методы математической статистики. В исследовании использовались диагностические методики: опросник САН, шкала депрессии Бека, опросник толерантности к неопределенности. Научно - исследовательская работа проходила в период с сентября 2022 по декабрь 2022 года и состояла из трех этапов. Первый этап– теоретический анализ научной литературы по теме исследования, формулировка проблемы, поиск основных направлений исследований, определение объекта, предмета исследования, его гипотезы, цели и задач. Второй этап– поиск методов и форм работы, подбор и адаптация программы, методов и методик диагностики и коррекции; проведение констатирующего и психолого-педагогического экспериментов. Третий этап– систематизация, обобщение и теоретическое осмысление полученных данных, оформление курсовой работы. Достоверность и научная обоснованность полученных данных обеспечены: 1) опорой на фундаментальные теоретические положения современной психологии; 2) комплексностью в подборе методов исследования, отвечающих его целям и задачам; 3) сравнительным статистическим анализом полученных результатов, сопоставимостью экспериментальных данных с практикой. Научная новизна исследования заключается в том, что: - установлено, что арт-терапия, используемая в педагогическом процессе с опорой на фасилитирующую среду, является эффективным средством преодоления нарушений эмоциональных состояний; - создана арт-терапевтическая программа устранения нарушений эмоциональных состояний. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретических представлений о возрастных особенностях эмоциональной сферы, причинах нарушений и путях их устранения средствами арт-терапии. Уточнена диагностическая и психотерапевтическая роль искусства и художественного творчества как средства преодоления эмоциональных нарушений. В исследовании теоретически обоснована программа устранения нарушений эмоциональной - в процессе художественного творчества. Практическая значимость исследования состоит в том, что нами разработана и реализована программа устранения нарушений эмоциональной сферы и полученные в ходе эксперимента данные подтверждают эффективность положительного влияния арт-терапии на лиц с нарушениями эмоциональных состояний, в силу возрастной сложности рефлексии и вербализации. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности педагогов, психологов, в курсах возрастной, педагогической и коррекционной психологии. Апробация и внедрение результатов исследования: материалы излагались и публиковались на научных конференциях. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Читать дальше
Развитие стрессоустойчивости методами арт-терапии предполагало теоретический анализ проблемы и проведение эмпирического исследования В современном научном мире нет единого толкования понятия «стрессоустойчивости». Опираясь на различные научные утверждения относительного данного феномена, в своём исследовании под стрессоустойчивостью будем понимать: индивидуально-психологическую особенность личности, которая заключается в специфической взаимосвязи разноуровневых качеств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз всей системы и приводит к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности. Структура стрессоустойчивости также является спорным вопросом в научных исследованиях. Так, Н. И. Бережная, рассматривая структуру стрессоустойчивости, выделила такие факторы, как психофизиологические, мотивационные, волевые, интеллектуально-эмоциональные переживания личности и элементы профессиональной подготовки. Международные исследователи понимают, что структура стрессоустойчивости состоит из социальных, поведенческих и личностных компонентов. Методика арт-терапии основывается на убеждении в том, что внутреннее «Я» человека трансформируется в визуальные материализованные символические образы или специфические конструкты художественного творчества каждый раз, когда он спонтанно, особенно не задумываясь над тем, что должно получиться в конечном итоге, – пишет картины, рисует, лепит, создаёт скульптуру и тому подобное. Существует мнение, что образы художественного творчества отражают содержание подсознательных процессов, включая внутренние конфликты, страхи, навязчивые мысли, воспоминания детства, сновидения и тому подобное. Арт-терапия как метод гармонизации эмоционального состояния личности позволяет решать такие задачи, как диагностика психолого-эмоционального состояния личности, проводить коррекционно-развивающую работу, а также решать психотерапевтические проблемы. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости методами арт-терапии было разделено на три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный, в рамках которых: было определено уровень стрессоустойчивости с помощью диагностических методик; разработана и внедрена тренинговая программа с использованием методов арт-терапии; произведён анализ эффективности предложенной технологии решения проблемы исследования. Исследование проводилось благодаря участию членов данных учереждений, в количестве 60 человек, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы. Диагностический инструментарий составили опросник САН, шкала депрессии Бека, опросник толерантности к неопределенности, а также методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, W-тест Шапиро-Уилка, Т-критерий Вилкоксона). Формирующий этап исследования реализовывался с помощью разработки и внедрения тренинга по развитию стрессоустойчивости методами арт-терапии. Тренинг был направлен на развитие навыков релаксации, навыков преодоления негативных эмоциональных состояний и коммуникативных навыков, обучение приёмам преодоления состояния тревоги и стресса, формирование позитивной «Я-концепции». В рамках тренинга использовались такие методы арт-терапии, как изотерапия, пластилинотерапия, музыкотерапия, мандалотерапия, маскотерапия и сказкотерапия. Проанализировав результаты диагностического исследования на контрольном этапе работы, были выяснены существенные различия между результатами контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе наблюдалось повышение уровня стрессоустойчивости, снижение нервнопсихического напряжения. В контрольной группе исследуемые критерии не изменялись. Для подтверждения влияния фактора использования тренинга по развитию стрессоустойчивости методами арт-терапии был проведён математико-статистический анализ. Результаты анализа показали значимость фактора использования предложенной технологии. Таким образом, поставленная гипотеза исследования подтвердилась: использование методов арт-терапии в развитии стрессоустойчивости является эффективным. Дальнейшие научные поиски видим в разработке дополнительных методов, направленных на развитие стрессоустойчивости, профилактику стрессового состояния.
Читать дальше
1. Абрамовских Т. А. Опыт внутриорганизационного повышения квалификации по применению активных методов обучения взрослых / Т. А. Абрамовских // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2016. – Вып. 1 (26). – С. 83-87. 2. Агарков Н. М. Арт-терапия как компонент здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ВУЗа / Н. М. Агарков, Н. В. Акинина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2022. – № 2. – С. 269-272. 3. Агбаева У. Б. Стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности педагога / У. Б. Агбаева, А. К. Куандык // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно-методической конференции. Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». – 2018. – С. 338-338. 4. Акулинина И. А. Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов / И. А. Акулина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2022. – № 1. – С. 97-100. 5. Андреева А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дисс. ... кандидата психол. наук: 19.0.07 / А. Андреева. – Тамбов, 2019. – 155 с. 6. Анохина С. А. Стрессоустойчивость как компонент адаптации в ценностной системе личности / С. А. Анохина, А. М. Анохин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2019. – № 1. – С. 35-43. 7. Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А. И. Копытиной. – М.: Когито-Центр, 2016. – 336с. 8. Багадаева О. Ю. Критерии стрессоустойчивости педагога с позиций деятельностного подхода / О. Ю. Багадаева, М. Г. Голубчикова // Педагогический ИМИДЖ. – 2017. – С. 129-238. 9. Баранов А. Психология стрессоустойчивости педагога (Теоретические и прикладные аспекты): дисс. ... доктора психол. наук: 19.00.07 / А. Баранов. – Санкт-Петербург, 2022 – 405 с. 10. Биктина Н. Н. Стрессоустойчивость как фактор психологического благополучия личности / Н. Н. Биткина // Сборник материалов всероссийской конференции. Ставропольский государственный педагогический институт. – 2016. – С. 417-418. 11. Бережная Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов / Н. И. Бережная // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы III Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2013 г.: в 8 Т. – СПб., 2003. – Т. 1. – С. 453. 12. Бодров В. А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. – М.: ПЕРСЭ, 2020. – 352 с. 13. Вальдес М. С. Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса / М. С. Вальдес, А. Г. Московкина // Наука и школа. – 2016. – №2. – С. 133-137. 14. Васечко Е. П. Стрессоустойчивость личности: теоретический аспект / Е. П. Васечко, Т. А. Кононова // Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. Горно-Алтайский государственный университет, Редакция научного Международного журнала РМНКО. – 2017. – С. 27-32. 15. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособ. / И. В. Вачков. – М., 2019. – 237 с. 16. Вдовина Н. А. Тренинг как технология развития креативности подростков / Н. А. Вдовина, Т. В. Игнатова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 52-6. – С. 358-364. 17. Веблер В.-Д. Мотивирующее преподавание и обучение в вузе: материалы к семинару / В.-Д. Веблер; под ред. И. А. Иродовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2016. – 74 с. 18. Величковский Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Б. Величковский – Москва, 2017. – 195 с. 19. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2019. – 336 с. 20. Волочков А. А. Активность субъекта жизни как ресурс безопасности в стрессогенной деятельности / А. В. Волочков // Отечественный журнал социальной работы. – 2018. – № 1. – С. 146-153. 21. Воронова А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 253 c. 22. Газиева М. З. Стрессоустойчивость личности как предмет психологопедагогического изучения / М. З. Газиева // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. –2018. – № 4. – С. 317-322. 23. Ганчукова Д. Р. К вопросу о методах педагогической арт-терапии в инклюзивном образовании // Д. Р. Ганчукова // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2022. – №12. – С. 1919. 24. Глотова Г. А. Стрессоустойчивость педагога /Г. А. Глотова, Л. В. Карапетян // Психологический вестник Уральского государственного университета; под ред. Г. А. Глотова. – Вып. 1. – Изд-во «Банк культурной информации» Екатеринбург, 2020. – С. 102-115. 25. Гулиева Х. Б. Стрессоустойчивость личности: к вопросу о диагностической информативности методики Т. Холмса и Р. Раге / Х. Б. Гулиева, О. А. Белобрыкина // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2015. – №3-4. – С. 149-165. 26. Гунзунова Б. А. Детерминанты профессионального стресса у педагогов-руководителей / Б. А. Гунзунова // European Social Science Journal. – 2015. – № 7. – С. 302-307. 27. Гунзунова Б. А. Личностные факторы саморегуляции эмоциональных состояний педагогов / Б. А. Гунзунова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 3-1 (63). – С. 93-96. 28. Дзейтова М. Х. Мировотворческое образование в условиях современного образовательного учреждения: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук.: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / М. Х. Дзейтова. – Майкоп, 2007. – 23 с. 29. Есипова Д. Е. Тренинговые технологии как средство профилактики стрессовых состояний / Д. Е. Есипова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2012. – №10/4. – С. 17–24. 30. Joel L. Industrial and organizational psychology / L. Jowel. – St. Petersburg: Peter, 2001. – 720 p. 31. Sigmund Freud. Essays on the psychology of sexuality / L. Jowel. – St. P: Poor, 2022. – 720 p.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
«Законность и правопорядок»
Количество страниц:
35
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
-
Количество страниц:
30
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Языкознание
курсовая работа
«Объективное право и субъективное право»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image