стр. ВВЕДЕНИЕ 3 1. Понятие концепта в языковой картине мира 5 1.1. Концепт как категория лингвокультурологии: понятие, структура 5 1.2. Концепт «война» в русской культуре 9 2. «Война» как художественный концепт русской литературы 13 2.1. Специфика концепта «война» в русской литературе XX века 13 2.2. Средства выражения концепта «война» в поэзии Ю. Друниной 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

-

курсовая работа
Языкознание
30 страниц
61% уникальность
2023 год
5 просмотров
Ким Э.
Эксперт по предмету «Языкознание»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
стр. ВВЕДЕНИЕ 3 1. Понятие концепта в языковой картине мира 5 1.1. Концепт как категория лингвокультурологии: понятие, структура 5 1.2. Концепт «война» в русской культуре 9 2. «Война» как художественный концепт русской литературы 13 2.1. Специфика концепта «война» в русской литературе XX века 13 2.2. Средства выражения концепта «война» в поэзии Ю. Друниной 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Читать дальше
Система представлений о мире, складывающаяся у человека на протяжении всей жизни, постепенно обогащается новыми знаниями, которые формируются в общие понятия. Данная совокупность состоит из концептов, так как человек в процессе деятельности и общения мыслит и действует в мире концептов, которые обладают определенными признаками и свойствами. Концепт является объектом изучения целого ряда наук, таких как когнитивная лингвистика, культурология, лингвокультурология, политология, социология и этнопсихология. Лингвокультурология рассматривает набор основных понятий, в совокупности характеризующих проявления культуры в языке и позволяющих анализировать взаимосвязь языка с культурой в развитии. В современной лингвистике изучение концептов актуально в связи с возможностью раскрыть особенности мировоззрения представителей определенной культуры. Исследование концептов возможно на различном материале: текстовом, лексическом, фразеологическом. В центре внимания данной исследовательской работы находятся особенности репрезентации концепта «война» в поэзии Ю.В.


Скоро сдавать и нужно заказать курсовую в Перми ? Поможет Work5.


Друниной. Степень разработанности темы. Доводом в пользу данного исследования может служить недостаточная степень разработанности темы в настоящее время, несмотря на множество разнообразных и противоречивых работ научно-популярного характера. Цель работы – выявление морфологических средств, характеризующих концепт «война» на материале поэзии Ю.В. Друниной. Задачи исследования: 1) Раскрыть сущность понятия «концепт» как категории лингвокультурологии; 2) Изучить историко-культурное наполнение концепта «война» в русской литературе ХХ века; 3) Выявить морфологические средства выражения концепта «война» в поэзии Ю.В. Друниной. Для решения поставленных задач при написании курсовой работы использовался метод анализа научной литературы. Объект исследования – концепт «война». Предмет исследования – средства выражения концепта «война» в поэзии Ю.В. Друниной. Практическая значимость выполненной работы состоит в том, что выводы, являющиеся результатом нашего исследования, могут найти применение в лекционных курсах по межкультурной коммуникации, общему языкознанию, лексикологии, лингвокультурологии. По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, цели, задачи, практическая значимость работы. Первая глава исследования посвящена изучению понятия концепта в языковой картине мира. Во второй главе рассматривается историко-культурное наполнение концепта «война» в поэзии Ю.В. Друниной.

Читать дальше
Таким образом, можно сделать вывод о том, что концепт – это нечто абстрактное, хранящееся в сознании человека и находящее своё выражение в языке и культуре. Кроме того, концепт включает в себя не только смысловое и понятийное, но и исключительно субъективное восприятие. Благодаря концептам можно понять ментальность того или иного народа, понять отдельного индивида. Поэтический дискурс как когнитивный феномен создается индивидуальным восприятием и интерпретацией действительности, побуждающей поэта к речетворчеству. Для моделирования поэтического дискурса особенно важно понимание многослойности концепта. Концепты, представленные в дискурсивном пространстве поэтического текста, обладают особой, зыбкой структурой. Индивидуальность поэтических концептов обусловлена их немногочисленностью так же, как немногочисленны темы лирических произведений). В конкретном поэтическом тексте актуализируются различные признаки и слои концепта, обусловленные разной комбинаторикой его признаков, что и создает индивидуальную неповторимость поэтического произведения. Творчество Друниной можно без преувеличения назвать поэзией человеческого достоинства: «Это тот редкий случай, когда поэт пишет, как живет, и живет, как пишет. В ее стихах нет зазора между автором и лирическим героем, между лирическим признанием и реальной жизнью» [26, с. 228]. Свой индивидуальный подход к концепту «война» можно наблюдать у Ю. Друниной. Она не романтизирует войну, показывает ее беспощадную силу, в то же время она говорит о чистой и «острой» любви к Родине. Так, ощущение боли и отчаяния, обращение лирической героини к собственной персонифицированной памяти с просьбой о покое – вызывают экстремальную и экзистенциальную ситуацию, дающую острое ощущение Родины. Юлия Друнина в образах своих произведений представляет жизненную позицию тех женщин, которые отправились на фронт, ее поэзия передает особенности восприятия войны, о которых умалчивают мужчины, например, что на войне – страшно. Автор практически не дает прямой оценки войне, скорее всего, Друнина предоставляет право читателю самому оценить ужасы войны. Интересен также тот факт, что поэтесса не пишет о врагах. Сознательно избегает упоминания о них. Ее задача – сохранить память о погибших героях, рассказать молодому поколению о подвиге советских солдат. При этом стихотворения Друниной о войне отличаются предельной реалистичностью: читатель четко представляет себе, как именно воевали русские солдаты, что они ели, какие звуки слышали, какой запах вдыхали, как шли на выручку друг другу, как реагировали на смерть товарищей, что заставляло их идти в атаку и возвращаться из госпиталя на передовую [11, с. 158].  
Читать дальше
1. Ангелова М.М. "Концепт" в современной лингвокультурологии / М.М. Ангелова // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сборник научных трудов. Выпуск 3. - М., 2004. - С. 1-10. 2. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999. 780 с. 3. Волков В. В. Лингвокультурный концепт «война»: семантическое ядро, аспекты герменевтического исследования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2017. № 1. С. 103-113. 4. Бакланов Г. Навеки – девятнадцатилетние [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=2429&p=7 (дата обращения 06.01.2023). 5. Гоннова Т. В. Русский язык: исторические судьбы и современность // Русская языковая картина мира. Труды III Международного конгресса исследователей русского языка. М.: изд-во МГУ, 2007. С. 483. 6. Гумилев Н. Стихи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.culture.ru/literature/poems/author-nikolai-gumilev (дата обращения 05.01.2023). 7. Гуревич А. Я. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990. 192 с. 8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. – М.: Русский язык, 1989. – Т. 1. – 699 с. 9. Друнина Ю.В. Стихи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rustih.ru/yuliya-drunina-i-opyat-kaznit-menya-bessonnica/ (дата обращения 05.01.2023). 10. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. Вып.I М., 1960.С.131–256. 11. Жулькова К.А. Военная лирика Ю.В. Друниной: автор и герой, 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/Alex/Downloads/voennaya-lirika-yu-v-druninoy-avtor-i-geroy.pdf (дата обращения 03.01.2023). 12. Зиновьева Е. И., Юрков Е. Е. Лингвокультурология: теория и практика. СПб.: МИРС, 2009. 291 с. 13. Зусман В.Г. Диалог и концепт в литературе. Литература и музыка. Нижний Новгород, 2001. 168 с. 14. Иванова С. В. Лингвокультурологический аспект исследования языковых единиц: дис. д-ра филол. наук. Уфа, 2003. 364 с. 15. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004. 390 с. 16. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сборник научных трудов. Воронеж, 2001. С. 76–77. 17. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология. М., 1997. С. 280–287. 18. Макарова, Е. В. К проблеме определения понятия «лингвокультурологический концепт»: теоретический обзор / Е. В. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 276-279. 19. Макеев В.М. «Война» как концепт русской литературы // Ученые записки Орловского государственного университета, 2014. - № 2. – С. 196-201. 20. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 208 с. 21. Потапчук М.А. Концепт «война» в русском языке и культуре // Челябинский гуманитарий, 2011, № 4. – С. 48-52. 22. Пришвин М.М. Мирская чаша [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.4italka.ru/dokumentalnaya_literatura_main/biografii_i_memuaryi/77133/fulltext.htm (дата обращения 07.01.2023). 23. Самситова Л.Х., Байназарова Г.М. Понятие концепта в лингвокультурологии: история развития, структура, классификация // Вестник Башкирского университета, 2014. Т. 19, № 4. С. 1373-1377. 24. Симонов К. Слава [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.culture.ru/poems/32899/slava (дата обращения 07.01.2023). 25. Фоменко И.Б. Концепт «война» в русской и китайской языковых картинах мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2021. – Т. 14. – Вып. 3. – С. 910-917. 26. Хисамутдинова Р.Р. Юлия Друнина : поэт, фронтовик, человек // Взгляд через столетие : революционная трансформация 1917 г. (общество, политическая коммуникация, философия, культура) : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции / под редакцией О.В. Милаевой, О.В. Черновой. – Прага : Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 2017. – С. 227–235. 27. Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги: биобибл. словарь: в 3 т. - М.: Олма-Пресс Инвест, 2005. Т.1. С.662.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
«Объективное право и субъективное право»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
-
Количество страниц:
25
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гостиничное дело
курсовая работа
Роль слов-реалий в формировании британского варианта английского языка
Количество страниц:
25
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Лингвистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image